RutubeVKYouTubeOK
RutubeVKYouTubeOK
Вспоминают депутаты
Сергей Яхнюк, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ от Ленинградской области, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго созыва

«Для меня два года работы в Законодательном собрании Ленинградской области стали именно той школой, которую, я считаю, должен пройти любой начинающий политик или чиновник. Как кандидат в депутаты я узнал, что такое серьезная конкуренция во время предвыборной кампании и получил бесценный опыт общения с избирателями. Впоследствии это помогло мне стать главой администрации Приозерского района, когда второй раз в жизни пришлось пройти через процедуру всенародных выборов.

Что касается собственно работы в областном парламенте, то с тех пор я очень уважаю людей, которые трудятся над принятием законов. Законотворчество - очень кропотливая и напряженная работа, и, будучи вице-губернатором и председателем комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, я использовал свой депутатский опыт для выстраивания взаимодействия с Законодательным собранием, которое, надо отдать должное, всегда с пониманием относилось к нуждам аграриев. Сегодня я продолжаю отстаивать интересы родной Ленинградской области уже на федеральном уровне, работая депутатом Государственной Думы».

Евгений Девяткин, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго и третьего созывов

«Будучи депутатом, я объездил все самые отдаленные деревни, знал положение в них, понимал, что перемены давно назрели. О необходимости реформы местного самоуправления в стране, в области не говорил тогда только ленивый или равнодушный. Но мало было просто говорить, нужны были реальные, конкретные шаги к реформированию. Законодательная база местного самоуправления была очень слабой, нужно было практически начинать с нуля. Вместе с депутатами мы объехали немало регионов, где в порядке эксперимента «обкатывали» новые модели местного самоуправления: Ярославль, Свердловская область, Чебоксары, Псков... Знакомились с чужим опытом, анализировали, осмысливали, впитывали всё лучшее, что было у соседей.

Я был категорическим противником существовавшей тогда системы местного самоуправления, пытался с фактами на руках доказать, что она нежизнеспособна, на всех уровнях твердил о необходимости двухуровневой системы управления. Мои доводы не воспринимали. А сколько копий было сломано, когда обсуждался проект 131-го закона! Но жизнь доказала мою правоту».

Вадим Потомский, заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО, депутат Законодательного собрания Ленинградской области четвёртого созыва

«Свою работу в ЗакСе я вспоминаю с самыми теплыми чувствами. За это время я приобрел огромное количество друзей, соратников, людей, которые меня понимали и поддерживали, с которыми всегда удавалось находить общий язык.

В Заксобрании я работал председателем постоянной комиссии по экологии и природопользованию, и те идеи, которые предлагали мы с коллегами - Евгением Петелиным, Германом Мозговым, Сергеем Бебениным, Дмитрием Ворновских, - никогда не вызывали противоречий. С особой теплотой я вспоминаю Регину Альбертовну Илларионову - человека, сыгравшего огромную роль в моей судьбе. Именно ее поддержка помогла мне выйти на новые рубежи - я стал депутатом Госдумы, а потом и Губернатором Орловской области.

Придя в Государственную Думу, я достаточно быстро там освоился, и тот практический опыт, который был наработан в Ленинградской области, помог мне достойно представлять свой регион. Коллеги - профессионалы в вопросах экологии и жилищно-коммунального хозяйства - понимали, что они общаются с человеком, знающим предмет глубоко».

Николай Пустотин, депутат Законодательного собрания Ленинградской области четвёртого, пятого, шестого и седьмого созывов, заместитель Председателя (в шестом созыве)

«За прошедшие годы депутатам всех созывов удалось немало сделать для того, чтобы в Ленинградской области была создана прочная нормативно-правовая база, которая позволяет регулировать современные экономические отношения, эффективно осуществлять социальную защиту населения. Но началось все, конечно, с создания регионального парламентаризма. С первых дней работы депутатского корпуса был взят курс на комплексный подход к нормотворчеству - правового регулирования требовали все сферы жизни Ленинградской области. В то время я работал главой администрации города Пикалево и не понаслышке знаю, в каких тяжелейших условиях приходилось работать и органам местного самоуправления, и депутатскому корпусу первого созыва. Это был период формирования новой системы органов государственной власти и местного самоуправления во время острого социально-экономического кризиса: невыплата зарплат, пособий, потеря сбережений, закрытие предприятий. Все это, конечно, накладывало отпечаток на законотворческую деятельность. Но, несмотря ни на что, тогда были приняты базовые законы в экономике, социальной политике, государственном строительстве, в том числе, самый главный документ региона - Устав Ленинградской области. Созданная тогда правовая база стала основой для дальнейшего социально-экономического развития региона. 

На начальном этапе своей работы у депутатов еще не было опыта в законотворчестве, законы готовила и выносила на рассмотрение парламента исполнительная власть. Поэтому судьба нормативного акта в большей степени зависела от его разработчика и авторитетного мнения депутатов, которые являлись специалистами в той отрасли, которую собирался регулировать закон.

За последние годы ситуация в корне поменялась. Работая в парламенте уже четвертый созыв, со всей ответственностью могу сказать, что с каждым годом законотворческая работа становится все более продуктивной. Это связано с тем, что, хотя и обновляется каждый следующий созыв почти наполовину, преемственность и традиции законодателей сохраняются, а парламентарии, которые работали и в прошлых созывах, делятся с новичками своим опытом. В  шестом созыве увеличилось количество законодательных инициатив депутатского корпуса. Так, например, по итогам 2018 года их число превысило 60 процентов по сравнению с исполнительной властью. При этом хочу отметить, что большое количество законопроектов разработано совместно представителями разных фракций. Это говорит о том, что депутаты, работая над законопроектами, исходили из интересов жителей Ленинградской области, а не из каких-либо политических мотивов. Это - один из главных показателей не только качества депутатской работы, но и отношения к своим избирателям и действительной заинтересованности. При этом не могу не отметить с годами налаженное эффективное взаимодействие депутатского корпуса с исполнительной властью и органами местного самоуправления. Благодаря этой плодотворной совместной работе Ленинградская область по многим показателям входит в число лидеров не только Северо-Западного федерального округа, но и России».

Николай Емельянов, заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам, депутат Законодательного собрания Ленинградской области четвёртого созыва

«Развитие любого региона не может быть продуктивным без четкого взаимопонимания и взаимодействия исполнительной и законодательной власти. Этот известный тезис на практике мне позволила доказать работа в Законодательном Собрании Ленинградской области - в тесном сотрудничестве с моими коллегами - депутатами из других избирательных округов Ленинградской области.

Многие годы работы в администрации Кировского района и администрации Ленинградской области дали понимание того, насколько важна совместная работа депутатов, органов государственной и муниципальной власти и избирателей - жителей своего района и региона в целом. Во все времена и на федеральном, и на региональном уровнях принималось значительное количество законов, но только законотворческая работа в ЗакСе Ленинградской области полностью показала ту необходимость правоприменительной практики и тесного контакта с избирателями. Ведь только совместно можно определить, насколько хорош или плох принятый закон, и при необходимости, как можно быстрее внести в него соответствующие изменения.

Работа в Законодательном собрании Ленинградской области - это бесценный опыт, который не раз помогал мне в различных аспектах моей нынешней деятельности».

Дмитрий Пуляевский, депутат Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва, заместитель Председателя

 

«Депутат - по сути своей универсал, он должен разбираться во всех направлениях. Здесь важен любой опыт, поэтому среди нас и предприниматели, и ученые, и общественные деятели, и муниципалы. Мне, как муниципалу в полном смысле этого слова, очень помогает знание проблем территории, опыт решения вопросов местного значения, общения с людьми.

Авторитет любой власти нарабатывается постепенно и неотрывно успешной работой на благо жителей. Сегодня мы видим результаты совместной работы депутатского корпуса и Правительства, которая во многом определяется именно законодательным «фоном».

Многие решения давались непросто. К примеру, Социальный кодекс, который сводит в единый комплекс многие законы и положения, долго обсуждался с муниципалами, экспертами. Введение «критерия нуждаемости» стало новацией в масштабах страны, но жизнь доказала правильность этого решения. Главное - внимательно слушать, что говорят избиратели. Ведь закон - не догма, а основа для последующей большой работы».

Валентина Красильникова, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго и третьего созывов, заместитель Председателя (в третьем созыве)

«С каким теплом и любовью вспоминаю я депутатов второго и третьего созывов! Каждый был уникальной, яркой, самобытной личностью. Но объединяло нас одно - все мы были романтиками. Мы совершенно искренне верили, что можем изменить жизнь в Ленинградской области к лучшему. Но это был трезвый оптимизм и романтизм. Мы жили теми же проблемами, что и наши избиратели. И были абсолютно доступны. К нам можно было прийти в любое время, рассказать о своих «болячках», получить совет, помощь.

Никаких привилегий и особых условий для работы у депутатов первых созывов не было. Была одна привилегия - работать (можно даже круглые сутки!). Мы приезжали в Санкт-Петербург из своих регионов, жили в общежитии или гостинице. Днем отработаем, а вечером собираемся у кого-нибудь и обсуждаем, что не успели обсудить за день, спорим до хрипоты, расходились иногда далеко за полночь. Это была прекрасная школа депутатской работы, и вообще - школа жизни. Честно признаюсь, мне не стыдно ни за один день моего депутатства».

Евгений Петелин, депутат Законодательного собрания Ленинградской области четвёртого и пятого созывов

«Работу в областном Законодательном собрании я вспоминаю с ностальгией. Это хорошая работа партнеров, подразумевающая умение доказывать, а не просто обмениваться мнениями, одно из которых преобладает. Я научился работать над законами - с одной стороны, а с другой стороны - искать и находить компромисс, минуя конфронтацию, личную обиду и стремление утвердить свое «я». 

Если вспоминать конкретные законопроекты, над которыми я работал, то один из наиболее значимых - «Кодекс социальной защиты населения», который я предлагал принять в 2011 году. К сожалению, я не смог убедить депутатов принять его даже в первом чтении, хотя четко представлял себе алгоритм его работы на практике. Коллеги не увидели того, что мне позволила увидеть моя предыдущая работа в исполнительной власти. Нужно было пересмотреть порядка 35 законов, касающихся социальной сферы, и объединить их в один кодекс. В 2017 году главный социальный закон Ленинградской области - Социальный кодекс - был принят, считаю это нашим общим большим достижением».

Светлана Журова, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ от Ленинградской области, депутат Законодательного собрания Ленинградской области четвёртого созыва

«Каждый человек, наверное, всю жизнь с благодарностью вспоминает свою первую учительницу. Законодательное собрание Ленинградской области стало для меня своеобразной «начальной школой» в большой политической жизни. С самого начала, еще со времени предвыборного марафона, всё здесь было по-доброму, по-настоящему. Люди, с которыми меня свела судьба, были исключительно порядочные, неравнодушные, болеющие за дело. У каждого можно было многому поучиться.

Тесное взаимодействие с областным парламентом, знание проблем, которые областным депутатам приходится решать, помогает всегда держать руку «на пульсе» жизни области. По процессам, происходящим в Ленинградской области, я могу судить и о том, что происходит в целом в России».

Сергей Семёнов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго и третьего созывов, заместитель Председателя

«Работа в областном парламенте требовала широкого, масштабного видения проблем и путей их решения. Во многом благодаря деятельности депутатского корпуса региону тогда удалось сделать настоящий прорыв в экономике. Был принят ряд важнейших законов, касающихся инвестиционной деятельности, региональных целевых программ. Это был сложный период начала реформы местного самоуправления, формирования новой модели межбюджетных отношений. Наряду с экономическими вопросами в поле зрения депутатов постоянно находились и вопросы социальной сферы.

Результаты деятельности депутатов нужно оценивать исходя из того, какого качества законы ими приняты, насколько эффективно они работают в регионе. С этой точки зрения работу Заксобрания второго и третьего созывов можно оценить достаточно высоко».

Юрий Страхов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго и третьего созывов, заместитель Председателя (во втором созыве)

«Работа в областном ЗакСе позволила мне еще раз понять то, что политическая жизнь - это искусство компромиссов между позициями разных ветвей власти. Компромисс - это и есть основа правильного развития территории. Основа конструктивного диалога - изначальное равенство сторон, где никто не является «более правым».

Если говорить о независимости законодательной ветви власти, то здесь проявляется один из моих любимых принципов в жизни и в работе: опираться можно только на то, что сопротивляется. Этот принцип должен быть ярко выражен в работе законодательного органа власти для того, чтобы те решения, которые принимаются, были выверенными, взвешенными, учитывали позиции и интересы всех участников законотворческого процесса».

Александр Егоров, депутат Законодательного собрания Ленинградской области первого и второго созывов

«Начало девяностых - это был тот период, когда на «экономической сцене» появлялись различные бизнес-гении типа Мавроди. К чести Законодательного собрания первого созыва, удалось предотвратить проникновение в Ленинградскую область подобных «иллюзионистов». У нас в Собрании были очень сильные профессионалы-экономисты, банкиры, их трудно было обвести вокруг пальца. Мы приняли хороший закон об инвестициях. Думаю, он позволил области существенный шаг вперед в этом направлении.

Удивительное это было время! Мы разрабатывали законы, которые, как нам казалось, изменят мир. Что-то удалось сделать, многое осталось в проектах. Но одно могу сказать точно: в первом созыве были чистые, искренние, убежденные люди, которые работали не за страх, а за совесть».

Иван Козлов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго и третьего созывов

«Казалось бы, до избрания депутатом в 1997 году за плечами был уже немалый опыт производственника, руководителя, но работа в Законодательном собрании - это была ни с чем не сравнимая школа жизни. Только сейчас, пожалуй, становится очевидно, что депутат работает на перспективу. Да, нужно решать сиюминутные, неотложные проблемы, но видеть он обязан на пять-десять лет вперед и просчитывать последствия каждого принятого решения.

Для меня наиболее драматичным и волнующим был период, когда решался вопрос объединения Гатчины и Гатчинского района. Пытался достучаться до коллег, доказать целесообразность объединения двух муниципальных образований в одно. Было много противников объединения. К счастью, время показало, что мы приняли правильное решение».

Александр Трафимов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго, третьего, четвёртого и пятого созывов

«За годы моего депутатства всегда приоритетной для меня была работа в округе, решение социальных вопросов его жителей. Наказы избирателей были и остаются отправной точкой в моей депутатской деятельности. 

Всегда считал важным прямое общение с избирателями - это возможность «держать руку на пульсе» своего округа, оперативно решать проблемы, с которыми ко мне обращаются люди. При необходимости мы консультируем пришедших на прием граждан по вопросам действующего законодательства и многим другим.

В пятом созыве я возглавлял комитет по агропромышленному комплексу Парламентской Ассоциации Северо-Запада России. Работа в комитете позволяла более эффективно решать вопросы агропромышленного комплекса региона».

Светлана Юркова, депутат Законодательного собрания Ленинградской области первого созыва

«Какое сложное и стремительное было время на переломе истории государства с названием Россия!

Законодательство Ленинградской области приходилось создавать практически с «чистого листа». Мне выпала непростая задача - создавать и защищать перед коллегами первый пакет законов о местном самоуправлении в Ленинградской области. Часто приходилось сталкиваться с непониманием, «держать оборону» и перед коллегами, и перед руководителями органов исполнительной власти области. Но к чести депутатов мы всё дружно преодолели и стали одним из первых законодательных органов, который на региональном уровне принял законы о местной власти.

Каким неравнодушным было отношение к избирателям и какую ответственность мы ощущали!».

Анатолий Зайцев, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго, третьего и четвёртого созывов

«Все годы работы в областном парламенте я возглавлял комиссию по бюджету и налогам и могу с полным основанием сказать, что мы приобрели за это время колоссальный опыт в работе над бюджетом, научились не только «читать финансовую карту области», составлять её, но и через цифры всматриваться в будущее региона. Дело даже не в цифрах (бюджет 1999 года был всего 5 млрд рублей, а через 10 лет - в 10 раз больше), а в подходе. Он стал более глубоким, основательным. Конечно, проект бюджета, как и прежде, готовят исполнительные органы, но сегодня депутаты могут на равных с Правительством работать над бюджетом, корректировать его со знанием дела.

Учитывая имеющийся опыт, мне было, наверное, чуть легче, чем моим коллегам-депутатам, но и для меня работа над главным финансовым законом области всегда была серьезным экзаменом, испытанием, требующим предельной концентрации сил, внимания, энергии, ума».

Александр Петров, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго, третьего, четвёртого, пятого, шестого и седьмого созывов

«В четвертом созыве меня избрали председателем постоянной комиссии по здравоохранению и социальной политике. Работа эта была мне хорошо знакома и как врачу, и как депутату, отработавшему в этой комиссии два созыва. Могу сказать, что, только работая на постоянной основе, по-настоящему начинаешь ощущать ритм законотворческой работы, которая занимает большую часть времени, требует много сил и энергии. При этом личные приемы граждан, посещение своего округа, знакомство с работой учреждений, с жизнью людей остаются неотъемлемой частью работы.

Несмотря на значительный депутатский опыт, я не перестаю здесь учиться, общаясь с коллегами-депутатами. Считаю, что как личность я очень вырос за эти годы именно благодаря этому общению и той ответственности перед избирателями, которую ощущаю постоянно».

Георгий Самсоненко, депутат Законодательного собрания Ленинградской области первого, второго и третьего созывов

«Мы все первые годы работали на неосвобожденной основе, я был первым заместителем главы администрации Волховского района. Так что груз проблем был вдвойне тяжел - решать все эти жизненные головоломки приходилось еще и как первому заместителю Председателя Законодательного собрания.

Нас было двадцать пять. Округа у всех огромные, проблем в каждом не счесть. Своего аппарата в Законодательном собрании первого созыва не было, и вся организационная работа была возложена на меня, как на первого заместителя. Хорошо ли, плохо ли, но 168 жизненно важных для области законов первый созыв принял!

Не раз Губернатор завершал свой разговор с депутатами: «Встретимся в суде!» До суда, к счастью, дело не доходило. Несмотря на нашу независимость, некоторый максимализм, мы учились политической дипломатии, учились находить компромиссы».

Виктор Санец, депутат Законодательного собрания Ленинградской области первого, третьего и четвёртого созывов

«Депутатская команда первого созыва была небольшая, все мы учились работать в новых условиях. Мы не имели права на ошибку, поэтому каждый свой шаг взвешивали основательно. Такого дружного, искреннего, добропорядочного и честного коллектива не было и уже не будет, потому что выросший на искренних «дрожжах» парламентаризм был независим от крупного капитала, от политической конъюнктуры.

Мы, депутаты-аграрии, как могли отстаивали областные сельхозпредприятия. Не хочу хвастаться, но в том, что мы сохранили костяк, потенциал сельского хозяйства, есть и заслуга депутатов. Многие наши инициативы поддерживались исполнительной властью, мы добивались увеличения бюджетного финансирования предприятий АПК. В годы экономического хаоса во многом благодаря депутатской работе нам удалось сохранить потенциал руководителей сельскохозяйственного производства и учебную базу».

Юрий Соколов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области третьего, четвёртого и пятого созывов

«Некоторые мои коллеги считают, что главная работа депутата - законотворчество, а проблемы округа и избирателей - это «головная боль» исполнительной власти. С первым утверждением полностью согласен: депутат просто обязан серьезно и профессионально работать над законами. Но он не имеет морального права отгородиться от проблем своих избирателей и переложить их на плечи администраций. Ведь люди верят нам, верят своим представителям в областном парламенте.

За время моей депутатской деятельности в мои приемные обратились более трех тысяч человек - и многие из них пришли к депутату с последней надеждой, что именно он поможет. Какие-то проблемы удавалось решить прямо на приеме, а с какими-то приходилось биться месяцами. Очень долго и трудно решались вопросы, связанные с участием Министерства обороны РФ, правоохранительных органов... Но здесь у нас принцип был один - добиваться результата, чего бы нам это ни стоило!»

Дмитрий Ворновских, депутат Законодательного собрания Ленинградской области третьего, четвёртого, пятого, шестого и седьмого созывов

«В Законодательном собрании я уже давно и могу с полной ответственностью сказать, что самой яркой, эффективной, незабываемой была работа в третьем созыве. Депутатский корпус третьего созыва был сплавом опыта, мудрости руководителей крупных промышленных предприятий, врачей и здорового азарта, креативности молодых представителей бизнеса. Мы, молодые депутаты, учились у тех, кто пришел в областной парламент, имея за плечами огромный жизненный и депутатский опыт: у В.Н. Климова, Ю.В. Соколова, А.А. Зайцева, В.А. Санца и других. А они, в свою очередь, вдохновлялись энтузиазмом молодых. Именно в третьем созыве было принято больше всего жизненно важных для региона законов, именно в эти годы были созданы общественные органы при Законодательном собрании: Экспертно-консультативный совет, Общественная молодежная палата. Мы не боялись экспериментировать, рисковать, творить - и этим уже, надеюсь, останемся в истории Законодательного собрания Ленинградской области».

Сергей Кузьмин, депутат Законодательного собрания Ленинградской области третьего и четвёртого созывов

«Интересы своих избирателей в Законодательном собрании Ленинградской области я представлял в третьем и четвертом созывах. На выборах жители давали нам свои наказы, и мы старались их реализовать, хотя областной бюджет был в десятки раз меньше, чем сегодняшний.

Тот период мне запомнился становлением – организацией партийной системы и на федеральном уровне, и на региональном. Задача была непростой, но мы с коллегами сделали всё возможное, чтобы эта система работала не во благо своих партийных интересов, а, в первую очередь, во благо жителей области.

Во время работы в парламенте я сначала был заместителем председателя комиссии по ЖКХ и энергетическом комплексу, затем ее возглавил. Наша комиссия решала вопросы, которые в то время очень остро стояли, – по очистным сооружениям, по водоснабжению, по газификации и т.д. В частности, тогда были приняты нормативы, согласно которым жители за коммунальные услуги должны были платить определенную часть от своего дохода. Услуги тепло- и водоснабжения – дорогие, и у поставщиков этих услуг были выпадающие доходы, поэтому приходилось искать средства в областном бюджете для компенсации их затрат.

Хочу подчеркнуть, что благодаря плодотворной работе депутатов первого и второго созывов была сформирована основная законодательная база, порядок принятия нормативных документов. И благодаря этому депутатам следующих созывов было уже проще ориентироваться.

Считаю работу постоянных комиссий очень эффективной, потому что основные дебаты по законопроектам проходили именно на их заседаниях, где высказывались замечания и предложения.  А дальше уже было понятно, как дорабатывать тот или иной документ. И в этом помогала слаженность в работе с муниципальной и исполнительной властями».

Пётр Гройзман, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго и третьего созывов

«В 1990-е годы проблемы почти у каждого были одинаковые: невыплата пенсий, детских пособий, несвоевременная выплата зарплаты, отсутствие работы... Первое заседание Законодательного собрания второго созыва началось именно с обсуждения этих проблем. Мы приглашали на заседания руководителей пенсионных фондов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, совместно обсуждали варианты решения проблемы. Было решено объединить пенсионные фонды двух субъектов - и пенсии стали выплачиваться вовремя.

В то время происходило постоянное недофинансирование здравоохранения, социальной сферы, культуры, образования из областного бюджета. Отдавали максимум 30 % тех денег, что были заложены в смету. Заксобрание дважды принимало обращение к Губернатору с требованием выполнить Закон о бюджете. Но положение дел не менялось. И тогда депутат Гройзман подал в суд... на Губернатора. Суд я тогда выиграл, и деньги пошли по назначению. В тот год Ленинградская область оказалась лучшей в России по финансированию социальной сферы и здравоохранения».

Николай Киселёв, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго, третьего и четвёртого созывов

«Конец 90-х - тяжелейшее для страны время: задержки с выплатой зарплаты, не выплачиваются детские пособия, нет бесплатных лекарств. Я тогда совмещал работу главного врача с деятельностью депутата. Вместе с коллегами-врачами в Заксобрании мы вырабатывали предложения по изменению ситуации, намечали пути решения проблем. Два года «бились» за детские пособия! Наконец удалось решить эту проблему. Во весь «рост» встала другая - обеспечение больных бесплатными лекарствами.

Мы составили полную базу нуждающихся в инсулине, других жизненно важных медикаментах. Была проведена огромная работа! Все данные направили в Минздрав. Денег на лекарства не получили, но зато всех областных инвалидов забрали под федеральное финансирование. На всех уровнях мы продолжали отстаивать интересы жителей области, нуждающихся в дефицитных лекарствах. Но не сидели в ожидании федеральных денег, на средства областного бюджета закупали остро необходимые лекарственные препараты. В 1997 году на бесплатные лекарства из областной казны было выделено 10 млн рублей, в 2003-м - уже 240 млн рублей. Во многом это заслуга областных депутатов».

Татьяна Яковлева, депутат Законодательного собрания Ленинградской области четвёртого созыва

«Когда я пришла в Заксобрание, я была совершенно неопытным депутатом. Увы, но на депутатов не учат, все нужно было осваивать самой. Помню свой первый год в Заксе: это такие эмоции! Мне казалось, что раз мы избраны депутатами, мы должны вот немедленно «выбить» средства из бюджета на самые неотложные нужды: немедленно построить, немедленно создать, закупить… Но так не бывает, это очень кропотливая и плановая работа, она занимает годы и годы…

Поскольку в Заксобрание я пришла из Детского фонда, проблемы социального плана тогда для меня стояли на первом месте. Позже я возглавила постоянную комиссию по делам молодежи, физкультуре и спорту. Законодательных инициатив по нашему направлению было очень много. Какие-то законы мы принимали, что-то не получалось, были законы, которые невозможно было принять из-за несоответствия федеральному законодательству, и это очень расстраивало.

За время моего депутатства было много важных событий! Для меня события были важны, когда они были важны для людей, избирателей. Все, что приносило людям радость, понимание, что о них помнят, что государство о них заботится, приносило радость мне!»

Владимир Кружалин, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго созыва

«Главное, что дала мне депутатская работа - это возможность активнее помогать моим избирателям. Во многом благодаря депутатству удалось многое сделать в округе. Именно в тот период был построен социальный дом в п. Назия, мы постоянно помогали жителям печально известной назийской Америки - организовывали для них визиты врачей, консультации юристов, привозили продукты, необходимые вещи. Ремонты школ, детских садов, помощь учреждениям здравоохранения, финансовая поддержка социально незащищенных слоев населения, творческих коллективов - это лишь малая часть большой депутатской работы, которую мы вели вместе с моими помощниками и за которую мне не стыдно».

Татьяна Бездетко, депутат Законодательного собрания Ленинградской области четвёртого, пятого, шестого и седьмого созывов

«Работа в Законодательном собрании стала для меня очередным этапом жизненной школы; здесь не только нашлось применение знаниям, которыми к этому времени обладаешь, но и появилась возможность узнать много нового для себя - в первую очередь, это знание бюджетных процессов, уровень взаимодействия между разными ветвями власти, основы парламентаризма.

При этом главной была и остается работа с людьми по решению их насущных вопросов и проблем. Испытываю глубокую благодарность к коллегам-депутатам, ставшими для меня Учителями - это Виталий Николаевич Климов, Николай Петрович Емельянов, Виктор Ануфриевич Санец, Иван Филиппович Хабаров».

Виктор Ворогушин, депутат Законодательного собрания Ленинградской области четвёртого созыва

«Моя жизнь сложилась так, что мне пришлось поработать депутатом на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. На мой взгляд, депутатская работа на региональном уровне является наиболее действенной, эффективной. Мне, как областном депутату, удалось принести реальную пользу своим избирателям: это и строительство сельских клубов в п. Карташевская и д. Коваши, паталогоанатомического корпуса в Гатчине, ремонт бани в п. Сяськелево и поликлиники в Тайцах, ремонт палаты для инвалидов-колясочников, строительство детских площадок... Удалось обратить внимание федеральных властей на состояние музеев в Гатчинском районе и многое другое, добиться принятия изменений в областные законы, улучшающих жизнь жителей области».

Георгий Смирнов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области первого, второго, третьего и пятого созывов

«Сравнивать Собрания всех созывов - дело неблагодарное. Задача любой власти и в любое время - это умение отличать добро от зла, действовать с пользой для народа и во благо Отечества. Я был депутатом четырех созывов, поэтому с особым теплом вспоминаю именно первый созыв. Мне кажется, даже если бы депутаты первого созыва приняли бы только один закон - Устав Ленинградской области, они бы уже заслужили того, чтобы остаться в истории хотя бы своего региона...

Для нормальной работы депутатам первого созыва необходимо было создать консервативную основу, благодаря которой меняющаяся жизнь обретала бы определенную стабильность и устойчивость. Двадцать пять лет назад нам удалось заложить правовую основу на долгие десятилетия».

Юрий Федотов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области первого и второго созывов

«Хочу рассказать о такой важной форме депутатской работы, как выездные Дни депутата. Зародилась эта интересная инициатива в первом созыве. Но если в первом созыве это была «проба пера», то уже во втором созыве только за один год мы выезжали в область шесть или семь раз! В то время мы посетили Ломоносовский, Лодейнопольский, Приозерский, Всеволожский, Тосненский районы, встречались с депутатами города Пикалево, поселка Кузнечное, Гатчины…

Целью выездных Дней депутата являлось не только предварительное обсуждение наиболее важных вопросов повестки дня заседания Законодательного собрания, но и знакомство с историей, экономическим, социальным и производственным потенциалом районов Ленинградской области».

Арчил Лобжанидзе, депутат Законодательного собрания Ленинградской области третьего, пятого и шестого созывов

«За время работы депутатом многое было сделано в законотворческой деятельности, я являлся одним из соавторов закона «О здравоохранении Ленинградской области», принятом в 2005 году. Были направлены и приняты мои предложения профильной комиссией Государственной Думы к законам «О донорстве крови и ее компонентов», «Об охране окружающей среды». Помимо основной деятельности была проведена большая работа с населением: многочисленные предложения и жалобы граждан имели свой отклик. Хочу выразить огромную благодарность моим избирателем и коллегам депутатам, так как мною был получен неоценимый опыт, за время депутатской деятельности, по взаимодействию законодательной, судебной и исполнительной власти в Ленинградской области на благо наших граждан».

Николай Аборин, депутат Законодательного собрания первого созыва

«В областной парламент первого созыва были избраны руководители промышленных, сельскохозяйственных предприятий, строители, врачи - люди конкретных дел, но далекие от законотворчества. Но именно ими - бескорыстными, одержимыми идеей, думающими - были заложены основы законодательной базы в Ленинградской области.

Это было трудное время - задерживались зарплаты, люди оставались без работы... Благодаря искреннему желанию депутатов помочь людям нам удавалось во многом снимать социальную напряженность в округах, оказывать конкретную помощь конкретным людям.

Спустя два десятка лет понимаешь, что, принимая в то время смелые решения, мы закладывали основу сегодняшнего благополучия региона. Решение о закладке новых портов, например, рождалось очень тяжело. Но мы приняли его - и сегодня мы можем гордиться этим».

Александр Верниковский, депутат Законодательного собрания Ленинградской области первого, второго, третьего и шестого созывов

«Я был депутатом четырех созывов – первого, второго, третьего и шестого, а до этого был депутатом областного Совета народных депутатов. Быть депутатом – это ответственно, серьезно, сложно. Вспоминаю годы работы в Законодательном собрании с большой теплотой, любовью и благодарностью.

Было невероятно сложно, а порой даже тяжело начинать работать в областном парламенте. Особенно в первом созыве, когда нужно было с нуля создавать всю правовую базу. Мы все тогда работали на неосвобожденной основе, я, например, возглавлял областную почту. Работа в Законодательном собрании позволила мне взглянуть на проблемы области, ее жителей более широко и масштабно. Если бы я работал только руководителем Управления почтовой связи, мой взгляд вряд ли простирался бы дальше проблем своего предприятия. А когда ты ежедневно встречаешься со своими избирателями, глубоко вникаешь в их проблемы, ищешь пути их решения, здесь никак нельзя замыкаться в рамках своей «вотчины». Депутатская работа позволяет взглянуть на проблему по-государственному.

Работа депутата настолько сложна и многогранна, что нужен не один год, чтобы начать что-то понимать в ней, чтобы оценить меру ответственности, возложенную на тебя, чтобы справиться с грузом этой ответственности.

Честно скажу: я очень старался быть хорошим депутатом. Я не ленился. Не рассматривал депутатство как возможность пользоваться какими-то благами. Я всегда чувствовал ту грандиозную ответственность перед людьми, которые доверили тебе свои проблемы, а иногда и судьбы.

Сегодня, оглядываясь назад, мне не стыдно сказать: на том фундаменте, который мы заложили в первые созывы, и сегодня стоит Законодательное собрание. Конечно, меняется законодательство, приходят новые люди, некоторые вопросы приходится решать по-другому. Но основы-то остаются неизменными!»

Михаил Роговой, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго и третьего созывов

«Время было непростое. Я исполнял шесть лет обязанности депутата без отрыва от основной работы - руководства АОЗТ «Орлинское», и один год работал на постоянной основе. Конечно, были тогда проблемы в сельском хозяйстве, в регионе и муниципальном образовании «Гатчинский район», и в округе. Я старался быть полезным…

Важным событием того периода в моем округе считаю формирование в 2005 году муниципального образования «Гатчинский муниципальный район». Этот вопрос был довольно болезненным. Люди, с которыми я общался, воспринимали это слияние Гатчины и района без восторга.

Из депутатов я, конечно, больше общался с «аграриями», то есть такими же, как и я тогда, директорами предприятий АПК. Вместе мы старались работать на то, чтобы сельское хозяйство, которому тогда приходилось очень нелегко, получало больше поддержки от государства.

Споры в годы моей работы в Законодательном собрании, конечно, были. Но, думаю, что все они были во благо. Наши тогдашние дискуссии и наши решения в итоге способствовали наступлению стабильности.

Сейчас, оценивая свою деятельность в качестве депутата, могу сказать: по вопросам, особенно тем, в которых я был компетентен, я всегда вносил предложения. В своем округе решал вопросы и в сфере народного образования, и в здравоохранении. Тогда считалось, что депутат за все несет ответственность, когда есть проблемы на местном уровне - их нужно решать!»

Вадим Рябов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области третьего, четвёртого и пятого созывов

«Одним из центральных вопросов в зоне нашего внимания была необходимость реформы жилищно-коммунального хозяйства. Результатом долгих и многочисленных дискуссий стала наша законодательная инициатива «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» (в части вопросов финансирования текущих и капитальных ремонтов общего имущества в многоквартирных домах).

Одной из самых насущных в то время была, пожалуй, проблема строительства доступного жилья в Ленинградской области. Основным препятствием в её решении являлось отсутствие дешевых кредитных ресурсов. В связи с этим в июне 2005 года депутатами было подготовлено обращение в Правительство России по вопросу развития механизма ипотечного жилищного кредитования.

Новое время поставило перед нами новые задачи, и мы с ними справлялись».

Герман Мозговой, депутат Законодательного собрания Ленинградской области четвёртого созыва, заместитель Председателя

«Я был депутатом Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва. Это был период масштабных изменений во внутренней политике региона и всей страны, период активного партийного строительства и, как следствие, активных (порой напряженных) межфракционных дискуссий. Ситуация в регионе во многом определялась федеральной политикой централизации бюджетных решений. Это во многом было оправдано, но утрачивалась финансовая самостоятельность регионов, а в свою очередь и муниципалитетов.

Своими законодательными решениями мы поддерживали начатую ранее региональную политику поддержки инвестиционных проектов в Ленобласти, создания благоприятного инвестиционного климата. Успешно решались задачи в построении стабильной системы социальной поддержки, а также многие адресные проблемы в муниципалитетах.

Все это – большая работа и тогда, и, уверен, сегодня. Одной из наиболее успешных была работа над поправками, предложенными нашим Собранием в 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Многие из них были приняты Государственной Думой. Эти успехи подтверждали знание областными депутатами реальной ситуации на местах, их высокий профессионализм и их активную законотворческую работу. Этот период в моей профессиональной деятельности был интересным и, позволю предположить, успешным. О работе с моими коллегами в Собрании остались самые хорошие и добрые воспоминания, а Ленинградская область и сегодня остается родным и любимым регионом».

Константин Остриков, депутат Законодательного собрания Ленинградской области четвёртого созыва

«Работа в Законодательном собрании дала мне неоценимый опыт, стала для меня частью важного, незабываемого периода жизни, предоставила возможность законодательно реализовывать идеи и пожелания моих избирателей. Мне удалось эффективно использовать возможности депутата в решение проблем и отстаивании интересов жителей и отдельных населенных пунктов округа.

Я бесконечно благодарен своим коллегам-депутатам, аппарату Законодательного собрания за результативное сотрудничество в период работы всего созыва, представителям Общественной молодежной палаты при Законодательном собрании, работу которой я курировал, депутатам местного самоуправления, жителям округа - за тот багаж мудрости и знаний, который мне удалось приобрести».

Валентин Закурдаев, депутат Законодательного собрания Ленинградской области второго и третьего созывов

«Я работал в конце 90-х – начале 2000-х, совмещал депутатскую деятельность с руководством предприятием почти что десять лет. В Заксобрании я работал в постоянной комиссии по промышленности, и законы тогда по нашему профилю разные принимались.

Депутаты во время моей работы были адекватные, грамотные. Много было хозяйственников, которые отстаивали интересы тех, кто работал на предприятиях и в целом отрасли. Мы проводили очень много выездных приемов граждан – не реже раза в месяц. И порой я после этих приемов несколько дней приходил в себя, столько было вопросов к власти, проблем насущных у людей.

Очень много было проблем с работой котельных в то время, были перебои с углем, топливом, да и в целом оборудование устаревало, выходило из строя. По своему округу (я представлял Отрадное и Мгу) больше всего запомнилось, как мы буквально выбивали финансирование на реконструкцию городской котельной в Отрадном и котельной, обеспечивающей теплом школу №3. Обе они до сих пор работают, а для школы удалось добиться выделения денег на капитальный ремонт. Недавно встречался с ее прежним директором, мы с ней вспомнили те годы, и я услышал: «Валентин Иванович, большое вам спасибо, что Вы так активно работали над нашей проблемой». Такие слова столько лет спустя дорогого стоят!»

Светлана Шевченко, депутат Законодательного собрания Ленинградской области четвёртого созыва

«Я всегда с удовольствием вспоминаю наш четвертый созыв. Мы работали единой командой, очень слаженно. Конечно, были сложные моменты всегда, а страсти кипели во время обсуждения и принятия бюджета. Но ни каких-то войн, ни какого-то глубокого непонимания не было!

Лично я как депутат для себя на первое место ставила социальные вопросы: работу с льготниками, все, что касается бюджетной сферы: образования, здравоохранения, соцполитики. Как бы все это ни было сложно, но, тем не менее, мы решали эти непростые вопросы.

Очень много лет прошло, но я до сих пор помню наши выездные мероприятия, когда депутаты отправлялись в разные районы области, чтобы на месте познакомиться с обстановкой и с проблемами, которые существуют на разных территориях.

Есть и еще одна вещь, которую я не могу не отметить в связи со своей работой в Заксобрании, – это безупречная работа аппарата Законодательного собрания. Это было что-то исключительное, все документы готовились молниеносно, быстро, грамотно. Только подумаешь, что нужно что-то сделать, а на рабочем столе – уже готовый документ. Спасибо аппарату за помощь в нашей работе, до сих пор ставлю организацию работы в Заксобрании в пример коллегам в Выборге!»

Лариса Пункина, депутат Законодательного собрания Ленинградской области пятого и шестого созывов

«Когда я пришла работать в Законодательное собрание, была поражена объемом работы, несмотря на то, что прежде руководила немаленьким муниципальным образованием (прим. ред. – администрацией города Коммунар Гатчинского района).

Работа депутата дала мне возможность поднимать волнующие вопросы на профильных комиссиях и пленарных заседаниях. Кроме того, я могла обратиться напрямую к Губернатору, к депутатам Государственной Думы, что существенно ускоряло принятие некоторых решений.

Став депутатом, старалась сделать как можно больше для родного уголка Ленинградской области. Участвовала в решении вопросов расселения аварийного жилья, газификации, строительства социальных объектов, дорог. Много было сложных вопросов, но и их удавалось решить благодаря грамотному взаимодействию законодательной и исполнительной власти.

Работа в Законодательном собрании – это серьезная школа. Она научила меня решать вопросы, которые были для меня неразрешимы в должности главы администрации. И люди до сих пор помнят сделанное добро, поздравляют с праздниками, благодарят за помощь».

Татьяна Павлова, депутат Законодательного собрания Ленинградской области третьего, четвёртого и пятого созывов

«В Законодательном собрании я проработала три созыва. Время было замечательное… Но трудновато было. Бюджет области был, конечно, совсем не таким, как сейчас. Надо это помнить. Потому что мы за двадцать с небольшим лет превратились в лидеров по многим направлениям, в процветающую и развивающуюся область, и вклад в это депутатов ЗАКСа, конечно, тоже нельзя недооценивать.

В Законодательном собрании я работала в постоянной комиссии по бюджету, в комиссии по сельскому хозяйству, а потом в комиссии по межпарламентским, межрегиональным и общественным связям. Когда обсуждали бюджет на комиссиях, было очень сложно - каждый старался помогать своему округу, но мы договаривались, понимали, что нужно искать компромисс.

Были замечательные старшие товарищи, многих из которых сегодня уже, к сожалению, нет в живых. Было у кого учиться. И конечно, я благодарна аппарату Законодательного собрания. Была очень слаженная и дружная команда. Мы много ездили по области, все Дни депутата были выездные. Каждый депутат приглашал к себе. Это была живая работа, тесно связанная с потребностями жителей Ленинградской области… Помню, как обсуждали вопросы строительства будущего моста через Свирь. А в 2023 году этот мост наконец открыли.

Мне моя работа в парламенте очень нравилась, в первую очередь потому, что я люблю людей. Резка бываю иногда, жестко могу разговаривать, но всё равно люблю людей…»

Вячеслав Дюбков, депутат Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва

«Я был депутатом с 2011 по 2016 год. Если говорить о проблемах Ленинградской области, то они по большей части не отличаются от нынешних, да и будут всегда, и в любом регионе. Это и экология, и состояние дорог, и ЖКХ, и социальное обеспечение. Но ведь дело не в самих проблемах, а в том, как они решаются. Здесь наша область всегда показывала приличные результаты, и значительная часть заслуг в этом, несомненно, представительной власти.

Что касается взаимодействия депутатов, то, конечно, были и разногласия в мнениях по разным вопросам, но их почти всегда удавалось сгладить и прийти к компромиссным решениям. Если говорить о законопроектах, то, конечно, одним из самых важных является закон о годовом бюджете. И здесь происходит большая работа по его согласованию и корректировке, и, может быть, она внешне незаметна, но требует большого времени и внимания, поскольку финансирование остается главным фактором в социальном и экономическом развитии любого региона.

Запомнилось принятие закона о защите бездомных животных. Его внесла наша фракция «ЛДПР», а наш парламент здесь опередил федеральное законодательство и стал первым парламентом, который принял такой исчерпывающий документ. Все новации закона были построены на принципе гуманного отношения к бездомным животным. Показательным было полное единодушие всего депутатского корпуса и исполнительной власти в его поддержке».

Сергей Коняев, депутат Законодательного собрания Ленинградской области шестого и седьмого созывов

«В Законодательном собрании я работаю с 2016 года. Время – оно всегда хорошее, это наше представление о нем иногда не объективно. Регион в то время уже активно развивался, ежегодные инвестиции составляли под 500 миллионов рублей, хорошее исполнение программ строительства социальных объектов, хорошие экономические показатели региона это подтверждали. Ну а работать всегда интересно, когда идет развитие, когда необходимо решать новые задачи, но и, конечно, когда команда региона профессиональна.

Были, конечно, и непростые задачи – такие как обманутые дольщики, дефицит мест в детских садах, транспортная инфраструктура некоторых городов была сложной, и серьезные испытания на прочность в связи с пандемией и введенными санкциями, но и эти задачи достаточно эффективно решаются, мы уже вышли на экономические показатели 2022 года. Работу ЗС депутатского корпуса считаю эффективной.

Отношение с коллегами у меня отличные и в том числе конструктивные, мы часто объединяем свои усилия в подготовке законопроектов. Много работы ведется в отношении экономического сектора, которому требуется особое внимание и поддержка. Что касается ярких дискуссий в Законодательном собрании по ряду вопросов – так это как раз то место, где их надо вести.

Самым важным событием за годы моего депутатства считаю принятие Социального кодекса, который позволил обеспечить адресность и расширить меры поддержки для населения».

Татьяна Матвеева, депутат Законодательного собрания Ленинградской области третьего созыва

«Для Ленинградской области то время было непростое. С 2002 году область перевели из разряда дотационных областей в разряд регионов-доноров. Возникала серьезная проблема, как заместить выпадающие доходы бюджета. Был принят ряд законов, улучшающих инвестиционный климат, поощрялась предпринимательская деятельность, создавались благоприятные условия для строительства портов в Усть-Луге и Высоцке. Постепенно область справилась с этой задачей.

В этот же период шла реформа местного самоуправления. Количество муниципальных образований увеличилось в разы. Возникали трудности с распределением полномочий, налогов, имущества между различными уровнями власти. Заксобранием был принят ряд законов, регулирующих данную сферу. Большое внимание уделялось поддержке здравоохранения, образования, культуры, социальной защите населения.

В депутатском корпусе было много руководителей предприятий, что создавало деловую атмосферу: было меньше политики и больше решений конкретных проблем. Это мне казалось правильным. Больше всего споров ежегодно было в процессе принятия областного бюджета. Но в конечном итоге компромиссы удавалось находить.

Мне нравилось работать в своем округе в Волховском районе. В августе 2003 года исполнилось 1250 лет Старой Ладоге, а в августе 2004 года – 300 лет Новой Ладоге. Проводились большие подготовительные мероприятия по благоустройству этих населенных пунктов - ремонт дорог, домов культуры, школ, церквей. К Новой Ладоге проложили газопровод. Это было хлопотное, но деятельное время».

Алексей Белоус, депутат Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва, заместитель Председателя

«Когда я был избран депутатом Законодательного собрания и начал активно участвовать в работе регионального парламента, важнейшей целью для меня стало правильное восприятие общей картины социально-экономической жизни Ленинградской области с позиции региональной власти.

Мне очень помогли в этом атмосфера сотрудничества в работе Закса, возможность высказывания различных взглядов и точек зрения на обсуждаемые проблемы, проявление эмпатии, сопереживания, соблюдение политкорректности. Регион, а вместе с ним и парламент, работали в высоком ритме, откликаясь на серьезные вызовы времени, вместе создавая общественные ценности и обеспечивая структурную надежность региональной власти.

Понятно, что приоритетом работы Законодательного собрания стали повышенное внимание к вопросам социальной политики, развития экономики, инвестиционной деятельности, экологии. Принятые тогда решения областного парламента заложили системный подход в развитии транспортной инфраструктуры региона, и сегодня мы видим, как эта работа продолжается и набирает силу в масштабах всей страны.

Надолго останутся в памяти процесс внедрения электронного документооборота, цифровизации систем законотворчества Заксобрания и участие в работе Парламентской Ассоциации Северо-Запада России. Я благодарен судьбе за то, что имел возможность и продолжаю участвовать в работе областных структур власти, в судьбоносных региональных событиях».

Людмила Тептина, депутат Законодательного собрания Ленинградской области пятого, шестого и седьмого созывов

«Хорошо помню, как после избрания начала работать в Законодательном собрании в 2011 году.  Как непросто было освоить эту новую для меня деятельность. Для меня – врача и человека очень практического склада, организатора, который привык быстро принимать решения. А тут так много надо заседать, бесконечно обсуждать, исследовать документы…  И чтобы основательно во всем разобраться, влиться в работу Закса, мне потребовалось год-полтора.

В новую стезю войти было трудно, я должна была понять принцип работы здесь: законопроектов много, и как их все успеть изучить, как объять необъятное? Но я на любом этапе –  и тогда и сейчас – отношусь к работе ответственно. Для меня все вопросы, за которые мы голосовали и голосуем, имеют одинаково большое значение.

Не могу выделить какое-то событие тех лет, зато прекрасно помню поразивший меня объем, размах, масштаб мероприятий и вообще деятельности областного парламента, то, какая на депутатах лежит ответственность. Для меня новым было и то, что я, как депутат, должна была начать ездить по всему своему округу и проводить приемы граждан, принимать по поселениям людей.

Что изменилось за эти годы лично для меня? Приемы граждан все те же, проблем у людей много. Но лично я стала проще относиться, например, к дебатам в ходе наших заседаний в Заксе. Порой думаешь: ну сколько можно говорить? И так все ясно! Задайте два-три конкретных вопроса, но по существу, и давайте голосовать. Но коллеги начинают выступать: один пиарится, другой пиарится, мне порой просто непонятно зачем. Время ведь тратим зря! А надо работать!»

Юрий Терентьев, депутат Законодательного собрания Ленинградской области четвёртого, пятого и шестого созывов

«Я проработал депутатом Законодательного собрания три созыва и продолжаю трудиться, но в новом качестве – руководителем аппарата Законодательного собрания. Наверное, как и для каждого вновь пришедшего депутата самым сложным был мой первый четвертый созыв, когда я только учился быть депутатом, познавал азы законотворческой деятельности. В пятом и шестом созывах было уже гораздо проще. Когда понимаешь, как работает законодательная «машина», что нужно делать, чтобы подготовить тот или иной законопроект, как проводить приемы избирателей и как и чем им можно оперативно помочь, то и работа спорится быстрее, и удовлетворение от сделанного мотивирует работать еще больше и эффективнее.

Депутатская деятельность наглядно показала и доказала мне, что политика – это умение приходить к компромиссному решению и объединять в нем порой совершенно противоположные точки зрения разных людей и разных ветвей власти. На депутатских комиссиях, на заседаниях Закса мы зачастую спорили до хрипоты, но всегда приходили к некоему единому мнению, решению.

Я работал в постоянной комиссии по законности и правопорядку и в комиссии по экологии, которую в конце шестого созыва даже возглавлял около года. Именно в шестом созыве в регионе началось проведение так называемой «мусорной» реформы, и на нашей комиссии неоднократно рассматривались вопросы и законопроекты по этой теме, шли очень бурные обсуждения, мы встречались и работали совместно с коллегами из петербургского Закса, так как основной проблемой для области являлось и является то, что именно в область везли и везут практически весь мусор из Санкт-Петербурга. Этот вопрос и по сей день актуален и вызывает множество вопросов и дебатов в депутатской среде».

Владимир Орлов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области пятого и шестого созывов

«В 2011 году я был избран в Законодательное собрание Ленинградской области. Вопросов было очень много и на уровне области, и на уровне Волховского района, который я представлял. Но с учетом моей основной работы (тогда я работал заместителем начальника Октябрьской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйству) главным направлением моей деятельности стало установление максимального взаимодействия Ленобласти и железной дороги в сфере пригородных перевозок. Заканчивался льготный период оплаты стоимости инфраструктуры для пригородных компаний, и вопрос увеличения стоимости пригородных перевозок стоял очень остро. В целях решения проблемы было принято соответствующее обращение Законодательного собрания, и я был направлен для работы в Парламентскую Ассоциацию Северо-Запада России. В результате вопрос решился – льготная оплата стоимости использования инфраструктуры для пригородных компаний по всей России была сохранена, а отношения субъектов и пригородных компаний вышли на новый уровень.

Еще хочется рассказать о системе организации железнодорожной медицины. На железной дороге всегда была и остается до сих пор система отраслевого медицинского обслуживания. Но возникали проблемы, связанные с тем, что железнодорожным больницам не давали работать в системе ОМС. В итоге при моем непосредственном участии были выработаны и приняты два решения: первое – железнодорожные медицинские учреждения стали работать в системе ОМС, второе – на свободных площадях с привлечением сторонних инвесторов были организованы центры гемодиализа. И теперь жители Подпорожского, Лодейнопольского, Волховского, Тихвинского районов могли получать эту услугу в Волховской железнодорожной больнице, а не ездить в Санкт-Петербург».

Вероника Каторгина, депутат Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва

«Пятый созыв – это было очень разное время и возможности, если сравнивать даже начало созыва и его окончание в 2016 году. Мы с коллегами уже понимали, что так просто многие вопросы не решаются. Например, были очень острые проблемы, связанные с отоплением. В Подпорожском, Лодейнопольском, Тихвинском районах шли реконструкции сетей, и проблем в области услуг ЖКХ хватало. Но они постепенно, поэтапно начинали разрешаться.

Ярким событием в этом тяжелом «коммунальном» поле для меня и Галины Васильевны Куликовой, когда мы уже вдвоем представляли в Заксобрании Тихвинский район, стало совместное с Вадимом Анатольевичем Густовым решение вопроса по отоплению малой котельной музея Римского-Корсакова в Тихвине. Впервые за более чем 60 лет существования музея в нем были решены проблемы с теплом. Для меня это стало важной вехой, результатом совместных усилий депутатов, исполнительных органов власти и частных инвесторов.

Если говорить о депутатской работе в комиссиях и на заседаниях, то каких-то особых принципиальных споров не смогу отметить. В депутатских обсуждениях порой рождаются предложения и идеи, действительно позволяющие более эффективно разрешать возникшую проблему, которая эту дискуссию вызвала.

В своей депутатской деятельности я не могу сказать, что какое-то одно событие было важнее прочих… Образно говоря, помочь решить проблему обратившегося к депутату избирателя, который не мог, скажем, оформить документы и получить пособие, было для меня не менее важно, чем принятие важных законопроектов или выделение средств из так называемого «депутатского фонда» на ремонт социальных учреждений. Все имеет свое значение в своих областях и сферах».

Вадим Густов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области пятого, шестого и седьмого созывов

«Для того чтобы дать оценку работы парламента, нужно понимать, как развивалась вся страна. Леноблсовет, который я возглавлял с 1991 по 1993 годы, состоял из 250 депутатов – каждый со своей позицией, своим мнением. Заслуга пришедшего на смену Леноблсовету Законодательного собрания Ленинградской области, прежде всего в том, что в течение полутора лет правового нигилизма областные правовые акты были приведены в соответствие с новой Конституцией. Депутаты первого созыва сумели в сложнейшей ситуации кризиса в стране удержать Ленинградскую область в определенном фарватере и сформулировать направления, по которым нужно двигаться.

Парламенту удалось решить главную задачу – выстроить модель развития Ленинградской области, в том числе с учетом ее уникального расположения и выхода к морю. Была создана основа для привлечения инвестиций: регион одним из первых принял закон об инвестиционной деятельности – ключевой документ, который дал мощный толчок развитию, в результате чего к нам пришли крупные иностранные предприятия. Второе направление, в котором нас поддержали депутаты, – создание трех мощных портов: Усть-Луга, Приморск и Бухта Батарейная (третий пока не востребован, но, уверен, это временно).

Сегодня 80% принимаемых Законодательным собранием документов так или иначе связаны с формированием нормативной базы под бюджет на очередной год: соцподдержка, налоговые льготы, СВО… Мы работаем в тесной связке с Правительством и Губернатором, ведь мало принять закон – надо, чтобы он работал.

Нынешний созыв, как и прошлые, абсолютно работоспособный. Главное – активно заниматься вопросами своих комиссий и развитием территорий, от которых депутаты избраны, целенаправленно решая проблемы округа и те, в которых они компетентны. Народ уже достаточно политически грамотен, и от депутата ждут конкретных дел. Не каждый человек готов решать проблемы людей, ведь это требует большой самоотдачи. Считаю, что в депутаты должны идти прежде всего те, кто хорошо знает предмет управления».

Марина Левченко, депутат Законодательного собрания Ленинградской области шестого и седьмого созывов

«В шестом созыве я сначала работала заместителем, а потом – председателем постоянной комиссии по социальной политике. Несмотря на то что до прихода в парламент я была заместителем главы Волосовского района по социальным вопросам, здесь пришлось перестраиваться. Пришлось иначе взглянуть на знакомые вещи: с точки зрения соответствия законодательству, а не его исполнения. Было непросто, ведь я человек импульсивный, деятельный, а тут дело требовало глубокого вдумчивого подхода. Работа в парламенте научила меня принимать взвешенные, продуманные, согласованные решения, не опираясь на эмоции.

Наша комиссия непосредственно участвовала в разработке Социального кодекса Ленинградской области, который вступил в силу в 2018 году. 47 регион стал первопроходцем в этом вопросе, но эта победа далась непросто. Жители Ленинградской области нововведения принимали очень трудно, приходилось встречаться и разъяснять необходимость этого документа. Чтобы убедить людей, пришлось потратить много сил и энергии, но у нас все получилось. Но Социальный кодекс – это не догма, а тот закон, который постоянно совершенствуется.

Даже перейдя в другую комиссию в седьмом созыве (по образованию, науке, культуре, туризму, спорту и делам молодежи), забыть о социалке не удалось: законодательство постоянно совершенствуется в вопросах, касающихся детей-сирот, участников специальной военной операции и других.

Что касается моих коллег-депутатов, то еще до прихода в областной парламент я довольно тесно со многими была знакома и работала, так как являюсь членом генерального совета партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и почти всех депутатов знала по партийной работе. Приходилось работать с Татьяной Бездетко, Татьяной Тюриной, Александром Петровым. С Николаем Пустотиным начинала работать, когда еще была председателем районного комитета образования. С Людмилой Тептиной мы очень близки по женскому движению. Все уважительно друг к другу относимся, все знакомые и родные люди. Все мы живем в Ленинградской области и болеем за нее!»

Евгений Тирон, депутат Законодательного собрания Ленинградской области шестого и седьмого созывов

«Когда я вступил в должность депутата областного Закса, был молодой и неопытный и, честно скажу, плохо понимал, как устроена здесь работа. Но попав в постоянную комиссию по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, получил большую поддержку от старших товарищей, депутаты с большим опытом, объяснили, как надо работать.

Мне не был чужд юношеский максимализм, но после первых же пленарных заседаний и рабочих комиссий пыл мой быстро охладился. Чувство собственного превосходства резко сменилось пониманием того, что мне здесь многому еще учиться и учиться. Интересно было слушать коллег, которые не один созыв трудятся в своей должности, прислушиваться к их мнению, наблюдать, как они подходят к своей работе.

Будучи депутатом, я постоянно взаимодействую с жителями Лужского района, защищаю их интересы и вижу, сколько у людей проблем. Но есть и другая сторона этой медали: появилась возможность с рабочими поездками бывать в других регионах, посещать разные районы 47 региона, и таким образом я увидел, как много делается в Ленинградской области! Это большая работа и отдельно взятых депутатов, и местных администраций, и всех уровней правительства региона.

А еще пришло понимание, что все проблемы нужно стараться решать конструктивным путем. Еще 10 лет назад моим ответом на любое возражение стало бы письмо в прокуратуру. Но с опытом осознал, что проще решить вопрос полюбовно. Зачастую достаточно телефонного звонка, а дружеский диалог приводит к гораздо более быстрому результату. Считаю так: если тебе даны полномочия – учись налаживать диалог. Если не можешь конструктивно взаимодействовать с органами государственной власти, вероятно, тебе здесь не место.

Хочу сказать, что, попав в Законодательное собрание Ленинградской области, я был поражен, сколько здесь умнейших людей – профессионалов своего дела. И пока такие мастодонты трудятся в наших органах законодательной власти, избиратели могут быть уверены, что их интересы всегда будут в приоритете».

Татьяна Тюрина, депутат Законодательного собрания Ленинградской области шестого и седьмого созывов, заместитель Председателя (в седьмом созыве)

«В предыдущем созыве областного парламента мы приняли законы по молодежной политике, здравоохранению, образованию и социальной защите. Расскажу о своих инициативах, которые поддержали коллеги. Областной закон «О молодежной политике в Ленинградской области» стал важным шагом в поддержке и развитии молодежного движения нашей области. Совместно с коллегами, мы внесли множественные изменения в законодательство в сфере здравоохранения. Расширили гарантии для медицинских работников, обеспечили вопросы оказания медицинской помощи и другие важные аспекты здравоохранения. Эти изменения были направлены на улучшение качества и доступности медицинских услуг для наших жителей.

Также неоднократно мы вносили изменения в областной закон «Об образовании» и «О дополнительных гарантиях детям-сиротам», чтобы обеспечить лучшие условия образования и поддержку для детей-сирот. Были внесены изменения в Социальный кодекс и другие социально значимые законы, чтобы усилить социальную защиту наших граждан.

Один из наиболее значимых моментов в моей работе связан с законопроектом о присвоении городу Кириши высокого звания «Город воинской доблести». Наш город был одним из первых, по которому мы подготовили соответствующий законопроект. Мне было очень важно признать вклад Киришей в победу в Великой Отечественной войне, и благодаря совместным усилиям нам удалось принять этот закон.

В этом созыве одним из краеугольных стал областной закон о кадетском образовании, который призван поддержать и развивать патриотическое образование, кадетские классы и учебные заведения в нашей области. Также мы приняли областной закон о мерах поддержки экономики и населения в условиях санкций. Кроме того, дополнили положения об оказании первой помощи в областном законе «Об образовании», что является важным шагом в обеспечении безопасности наших детей в учебных заведениях.

Мы живем и работаем в непростое время, и сегодня важно, чтобы все мы понимали общие цели и задачи, принимая те законы и решения, которые помогут нашим гражданам и стране. Уверена, что областной парламент сохранит и преумножит славные традиции, заложенные 30 лет назад, а депутаты будут так же верно и преданно служить жителям Ленинградской области и всему региону».

Александр Русских, депутат Законодательного собрания Ленинградской области шестого и седьмого созывов

«Работаю в Законодательном собрании второй созыв. Уже в своем первом созыве понял, как областной бюджет развивается и укрепляется. Ежегодный его прирост составлял порядка 10-15 процентов, что позволяло решать разные задачи по успешному социально-экономическому развитию Ленинградской области. Свои коррективы в этот процесс, конечно, внесли и пандемия, и затем экономические санкции. Всем ветвям власти – муниципальной, законодательной и исполнительной – пришлось мобилизовать свои усилия в сложной ситуации. Это стало своего рода испытанием: мы пересмотрели и формы взаимодействия, и внутренние резервы, и экономический потенциал.

В нынешнем, седьмом, созыве комиссией по экономике, собственности, инвестициям и промышленности, которую я возглавляю, рассматривается очень много вопросов, связанных с льготированием наших предприятий, созданием благоприятных условий для их работы, для развития малого и среднего бизнеса. Сейчас, в условиях ухода с нашего рынка иностранных предприятий и инвесторов, в ситуации необходимости импортозамещения принятие законов, направленных на поддержку и развитие нашего бизнеса, очень важно, ведь от эффективности их работы зависит доходная часть областного бюджета и в целом успешное социально-экономическое развитие региона.

Вопрос импортозамещения – непростой, учитывая, что параллельный импорт в нашем производстве составляет большой процент, в частности, в судостроении. Данный вопрос стоит на контроле у Президента Российской Федерации, в 2021 году была принята соответствующая Морская доктрина. Рабочая группа, в которой я состою, сейчас ведет активную работу по развитию судостроительной отрасли в регионе.

Большое внимание, нашей комиссией в том числе, уделяется социальной поддержке участников специальной военной операции. Было принято несколько законов о предоставлении бесплатных земельных участков под ИЖС данной категории граждан, а также многодетным семьям и медицинским работникам.

В целом хочу отметить эффективное взаимодействие депутатского корпуса с исполнительной властью по решению задач социально-экономического развития нашей Ленинградской области. Результат этой работы – ее успешное развитие, несмотря ни на какие экономические санкции».

Михаил Коломыцев, депутат Законодательного собрания Ленинградской области шестого и седьмого созывов

«В основе деятельности регионального парламента – инициативы с мест по проблемам, которые озвучивают избиратели. Убежден, если депутат активно работает с жителями, он является неким агентом граждан, который представляет их интересы. Он взаимодействует со множеством людей: жителями, общественниками, местными депутатами, лидерами мнений, выявляя проблемы, которые от них исходят, после чего анализирует информацию и решает, что делать дальше. Затем готовится законодательная инициатива или обращение, возможно, суть проблемы достаточно донести до местной власти, комитета Правительства или даже Губернатора. К примеру, на одной из последних встреч депутатов с главой региона А.Ю. Дрозденко нас услышали, и было дано поручение создать межведомственную рабочую группу по обеспечению централизованным горячим водоснабжением отдельных многоквартирных домов в Ленинградской области.

Работа в округе – это прежде всего работа с информацией, её квалифицированная проработка. Ведь люди порой не разбираются в законодательстве, не всегда понимают, как функционирует система органов власти, у кого какие полномочия. Нужно всех выслушать, разобраться, какая это проблема: личная, местная или региональная. Иногда человека нужно просто направить или подсказать, куда обратиться, – и вопрос решится. При этом важно осознавать, что решение сложных проблем, как правило, требует ресурсов, в том числе финансовых.

Для эффективной работы очень важен личный опыт, как административный, так и экспертный. Чем его больше, тем шире твоя картина мира. Мне, конечно, помогает опыт в электроэнергетике, по первому образованию я инженер-электрик. По такому же принципу коллеги стараются выбирать комиссии, в состав которых войдут. Каждая постоянная комиссия – это мини экспертная площадка по определенному направлению. В комиссии по ЖКХ и ТЭК стараемся поднимать актуальные вопросы, привлекать к обсуждению все заинтересованные стороны, чтобы докопаться до сути.

Интересы граждан должны совпадать с интересами государства, а мы, депутаты, должны способствовать развитию гражданского общества, улучшению жизни людей и страны в целом. Всегда будут трудности, которые необходимо преодолевать, главное – стараться с максимальной отдачей, и здесь нет предела совершенству».

Саяд Алиев, депутат Законодательного собрания Ленинградской области пятого, шестого и седьмого созывов, заместитель Председателя (в седьмом созыве)

«В работе депутата считаю самым важным умение поставить себя на место человека, который к тебе обращается. Не заниматься популизмом, а знать проблемы региона и людей на местах. Сильный депутат, на мой взгляд, – это тот депутат, который прошёл школу муниципальной власти. Ведь он четко понимает, какие инициативы будут эффективно работать и принесут пользу людям, чем живут муниципалитеты, как реализуются уже принятые законы, какие есть пробелы. Всё это – бесценный опыт, необходимый для эффективной работы в Законодательном собрании Ленинградской области.

Депутатская деятельность, особенно в нормотворческой сфере – это прежде всего работа в коллективе. Потому необходимо слышать друг друга, помогать, находить компромиссные решения. Бывает и как в поговорке – в споре рождается истина. Не без этого, тут важен положительный результат, который принесет пользу людям.

В состав Законодательного собрания Ленинградской области избирался трижды. За это время принято немало жизненно важных для области программ и законов, касающихся социальной поддержки жителей, коммунальной сферы, программ капитального ремонта жилого фонда, улучшения инвестиционного климата на территории Ленинградской области. Целый ряд не менее важных областных законов о бюджетной политике, налогообложении – всё это является основой экономики региона. Все принятые законы касаются улучшения жизни наших граждан.

Каждый новый день ставит новые задачи. И сегодня все мы объединены общими целями – поддержкой семей участников СВО, восстановлением городов (так, 47 регион курирует Енакиево), усилением экономической, социальной, политической сфер государства в условиях санкций, сбором и доставкой гуманитарных грузов на освобожденные территории. И такая работа ведется».

Дмитрий Рытов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва

«С самого начала седьмого созыва мы вошли в ситуацию активной фазы распространения коронавирусной инфекции, начавшейся еще в 2020 году. Конечно, это вносило коррективы во все направления работы, в быстро меняющемся мире важно мобильно и собранно реагировать на текущую ситуацию.

А затем грянула специальная военная операция. И нашей основной задачей стало своевременное принятие таких законов и норм, которые бы максимально поддерживали наших граждан, давали бы возможность нашему государству устойчиво пройти один из важнейших и непростых периодов в своей истории. В нашем регионе это не отдельное действие какой-то одной структуры, а системная работа всей Команды 47 – Губернатора, Правительства, муниципалитетов, бизнеса, общественников и всех наших неравнодушных жителей.

С коллегами-депутатами в седьмом созыве у нас сложились товарищеские взаимоотношения. Важно независимо от фракционной принадлежности и идеологических взглядов сохранять взаимное уважение и элементарные нормы поведения. Конечно, не обходится без споров и различных позиций по вопросам.

Коллеги-депутаты – это не только депутаты Заксобрания и Госдумы. Это и наши муниципалы. Именно поэтому с руководителями муниципальных образований мы находимся в постоянном контакте – они у нас частые и желанные гости. Мы получаем много письменных обращений, с каждым из которых досконально разбираемся.

Запомнились наши совместные с коллегами выезды на спортивные мероприятия, где мы представляли команду Законодательного собрания, конечно же, неоднократные военные сборы и поездки на Донбасс. Это позволило хорошо понять тех, с кем работаешь в одном коллективе. У нас собраны крепкие во всех смыслах люди!»

Станислав Еремеев, депутат Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва

«Особенностью Законодательного собрания Ленинградской области является гармония между депутатским корпусом и Правительством, которая заключается в четком понимании базовых целей. Конечно, у нас возникают споры, дискуссии, разногласия, но по ключевым вещам, таким как безусловная поддержка действий Президента Российской Федерации и Вооруженных Сил в ходе специальной военной операции, мы должны быть одним целым.

Для меня работа депутата делится на несколько составляющих: работа в комиссиях и работа в округе. Ленобласть очень разная. Решая базовые вещи, мы должны не забывать об этом многообразии и находить разумный баланс между территориями.

Что касается эффективности, регион в целом и областной парламент ведут большую напряженную работу. Мне кажется, мы идем в нужную сторону в создании нормативно-правовой базы, адекватной тем задачам, которые стоят перед страной. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня экономика России, а значит и Ленинградской области, испытывает огромные трудности. Уже два года мы проводим своего рода ребрендинг экономики Ленинградской области, осуществляем изменение инвестиционной политики в регионе. Это серьезная работа не одного дня, но в этом направлении мы уверенно двигаемся.

Депутат, на мой взгляд, должен обладать двумя основными качествами: это порядочность и компетентность. У каждого из моих коллег за плечами свой профессиональный опыт, и он должен быть во благо, а не во вред. Когда люди принимают для себя решение стать депутатом и получают поддержку граждан, они должны понимать, что находятся в служении у народа. Это публичная работа, поэтому особенность деятельности депутата – открытость. Кому-то это нравится, кому-то нет, но это данность. Наша задача: помогать государственному кораблю плыть к достижению общей цели – созданию сильной России».