История Ленинградской области начинается в XVIII веке, когда в 1708 году, еще в ходе Северной войны, огромные северо-западные территории России вошли в состав учрежденной Петром I обширной Ингерманландской губернии, которая охватывала земли от Эстляндии, Новгорода, Пскова, Старой Руссы и Великих Лук до Пошехонья, Каргополя, Олонца и Ярославля. В 1710 году Ингерманландская губерния была переименована в Санкт-Петербургскую.
Началом становления представительных органов власти в Ленинградской области (тогда - Санкт-Петербургской губернии) можно считать 12 февраля 1906 года, когда Николай II издал Указ о созыве Государственной Думы.
Новая стадия в развитии системы представительной власти связана с февральской революцией 1917 года. 27 февраля в Таврическом дворце в Петрограде состоялось первое заседание Петроградского Совета. Высшим органом власти в губернии стал губернский съезд Советов, исполнительные функции отводились губисполкому. Это было закреплено в июле 1918 года Конституцией РСФСР.
В 1924 году Петроград был переименован в Ленинград, а Петроградская губерния в Ленинградскую.
1 августа 1927 года постановлением Всероссийского Центрального исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР была образована Ленинградская область и введено трехступенчатое административное деление: округ, район, сельсовет.
С 1927 по 1936 год представительная власть в Ленинградской области осуществлялась Ленинградским областным Советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
В декабре 1939 года прошли первые выборы по новой Конституции СССР, в соответствии с которыми Ленинградский областной Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был переименован в Ленинградский областной Совет депутатов трудящихся.
Первая сессия Первого созыва Ленинградского областного Совета трудящихся открылась 20 января 1948 года. Ленинградский областной Совет депутатов трудящихся проработал 16 созывов до 24 июня 1977 года.
7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР. В соответствии с ней Ленинградский областной Совет депутатов трудящихся был переименован в Ленинградский областной Совет народных депутатов.
Политический кризис в сентябре 1993 года привел к ликвидации Советов как представительных органов государственной власти в России.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года, образовались новые законодательные органы в каждом субъекте Российской Федерации.
Созданное на основании основного закона страны Законодательное собрание Ленинградской области является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Ленинградской области и осуществляет свои полномочия на заседаниях, принимая нормативные правовые акты Ленинградской области. Компетенция Законодательного собрания Ленинградской области определена Уставом Ленинградской области. Порядок деятельности, правила и процедура работы областного парламента установлены Регламентом Законодательного собрания Ленинградской области.
20 марта 1994 года - 14 декабря 1997 года
Выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области первого созыва состоялись 20 марта 1994 года. В составе Законодательного собрания первого созыва было 25 депутатов, из них 24 мужчины и одна женщина. Среди них руководители исполнительной власти; руководители предприятий промышленности, транспорта, банков; директора предприятий агропромышленного комплекса; работники социальной сферы; руководители средств массовой информации. Все депутаты имели высшее образование и значительный опыт хозяйственной и политической деятельности. Средний возраст депутатов первого созыва - 45 лет.
Председателем Законодательного собрания Ленинградской области первого созыва 14 июня 1994 года был избран Василий Васильевич Иванов, а его заместителем 2 апреля 1996 года избрали Георгия Григорьевича Самсоненко. В Законодательном собрании было шесть, а с 1997 года - семь постоянных комиссий.
В период работы первого созыва депутатами Законодательного собрания принят главный областной закон - Устав Ленинградской области.
Важным этапом в развитии Законодательного собрания Ленинградской области стало решение депутатов об увеличении состава Законодательного собрания до 50 человек. Это было необходимо для формирования более широкого представительства избирателей Ленинградской области и давало возможность осуществлять более плодотворную законотворческую деятельность.
Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области первого созыва приступили к исполнению своих полномочий в период формирования новой системы органов государственной власти и местного самоуправления, в условиях острого социально-экономического кризиса. После принятия Конституции Российской Федерации Ленинградская область впервые обрела статус субъекта Федерации в современном, демократическом понимании этого института. Главной задачей депутатского корпуса стало создание необходимого правового поля, издание законов, определяющих государственную, экономическую, социальную, общественную и духовную жизнь Ленинградской области. Фактически депутаты первого созыва были пионерами в пустом правовом пространстве и успешно с этой задачей справились.
14 декабря 1997 года - 16 декабря 2001 года
14 декабря 1997 года в Ленинградской области в соответствии с областным законом «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области» состоялись выборы депутатов Законодательного собрания второго созыва по 50 избирательным округам.
В составе депутатов Законодательного собрания второго созыва было 50 человек, из них 49 мужчин и одна женщина. Все депутаты имели значительный опыт хозяйственной и политической деятельности. Средний возраст депутатов второго созыва - 48 лет, немного выше, чем в первом.
На первом заседании депутатов второго созыва 13 января 1998 года Председателем Законодательного собрания был избран Виталий Николаевич Климов, его заместителями - Вадим Николаевич Морозов, Георгий Григорьевич Самсоненко и Сергей Юрьевич Семёнов. Впоследствии, 2 февраля 1999 года, Вадима Николаевича Морозова на посту заместителя председателя Законодательного собрания Ленинградской области сменил Юрий Михайлович Страхов.
Во втором созыве количество постоянных комиссий увеличилось с семи до одиннадцати.
Депутаты второго созыва продолжили работу по формированию нормативной правовой базы Ленинградской области. Были приняты важные законы в сфере экономики, социальной защиты населения, местного самоуправления. Для более конструктивного и взвешенного подхода к решению проблем не только области в целом, но и каждого отдельного муниципального образования, областные законодатели активно взаимодействуют с местными представительными органами, вовлекая их в законотворческий процесс, оказывая консультативную помощь.
16 декабря 2001 года - 11 марта 2007 года
16 декабря 2001 года прошли выборы депутатов Законодательного собрания третьего созыва. Из 50 избранных парламентариев 30 были депутатами Законодательного собрания второго созыва. В третьем созыве изменилось соотношение мужчин и женщин в составе депутатского корпуса: в Законодательное собрание было избрано 47 мужчин и три женщины, а с октября 2003 года до конца созыва в областном парламенте работали уже четыре женщины-депутата.
Начиная с третьего созыва, срок полномочий депутатов Законодательного собрания Ленинградской области составляет 5 лет. Количество постоянных комиссий увеличилось с одиннадцати до тринадцати.
Первое заседание регионального парламента третьего созыва состоялось 15 января 2002 года, в этот день депутаты утвердили структуру Законодательного собрания Ленинградской области и вновь избрали Председателем Законодательного собрания Виталия Николаевича Климова. Его заместителями стали Сергей Юрьевич Семёнов и Валентина Павловна Красильникова. 22 апреля 2003 года депутаты проголосовали за досрочное прекращение полномочий Виталия Николаевича Климова. 20 мая 2003 года на пост Председателя Законодательного собрания Ленинградской области был избран Кирилл Валентинович Поляков. Его заместителями стали Сергей Юрьевич Семёнов и Андрей Витальевич Нелидов. В марте 2006 года Андрея Витальевича Нелидова на посту заместителя Председателя собрания сменил Павел Алексеевич Степанов.
В апреле 2002 года областные законодатели утвердили новую редакцию Регламента собрания, в которой предусмотрели возможность образования фракций в составе представительного органа, а уже в июне 2002 года в Законодательном собрании Ленинградской области были созданы первые фракции: «Диалог» и «Единая Россия». В октябре 2002 года в собрании зарегистрирована фракция «Общественное согласие», в октябре 2003 года - фракция «Ленинградская». В июне 2004 года в Законодательном собрании были зарегистрированы две новые фракции от одноименных политических партий: "Либерально-демократическая партия России" и "Социалистическая единая партия России". Новые политические фракции практически вытеснили общественные "Диалог" и "Ленинградскую", а несколькими месяцами позже (в сентябре 2004 года) объявила о самороспуске последняя неполитическая фракция в собрании - "Общественное согласие". В декабре 2004 года прекратила свою деятельность и фракция "Социалистическая единая партия России". Одновременно создана новая политическая фракция депутатов "Родина". 12 декабря 2006 года прошла регистрацию депутатская фракция "Справедливая Россия". На конец третьего созыва в собрании действовали 4 фракции: "Единая Россия", "Справедливая Россия", "Родина" и "ЛДПР".
11 марта 2007 года - 4 декабря 2011 года
Выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва состоялись 11 марта 2007 года. Выборы впервые прошли по смешанной системе - 25 человек были избраны по партийным спискам, 25 - по одномандатным округам. Из 50 избранников 15 человек - депутаты третьего созыва, 9 - депутаты-женщины, а с октября 2010 года до конца созыва в областном парламенте работали 10 женщин. Таким образом, представительство женщин с каждым депутатским созывом постепенно увеличивается.
Участие в выборах депутатов четвертого созыва принимали шесть партий («ЕДИНАЯ РОССИЯ», СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, «КПРФ», «ЛДПР», «СПС» и «Патриоты России»), но преодолеть 7-процентный барьер и войти в состав парламента удалось лишь четырем из них. Соответственно в Законодательном собрании были образованы четыре партийные фракции победивших партий - «ЕДИНАЯ РОССИЯ», СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, КПРФ и ЛДПР.
21 марта 2007 года депутаты четвертого созыва провели первое парламентское заседание, на котором избрали Председателем Законодательного собрания Ивана Филипповича Хабарова. Его заместителями стали Герман Владимирович Мозговой и Сергей Михайлович Бебенин.
Количество депутатских комиссий в четвертом созыве осталось прежним - тринадцать, однако распределение функций между комиссиями и их названия во многом претерпели изменения. В 2007 году впервые по представлению Президента РФ депутаты утверждали кандидатуру Губернатора Ленинградской области. В этом же году впервые принят трехлетний бюджет региона.
Деятельность депутатского корпуса четвертого созыва была направлена на своевременное и качественное законодательное обеспечение проводимых в стране реформ. Основными направлениями законотворческой работы стали дальнейшее социально-экономическое развитие Ленинградской области в рамках реализации полномочий, осуществляемых за счет средств областного бюджета, по предметам совместного ведения с Российской Федерацией, а также передача отдельных государственных полномочий Ленинградской области органам местного самоуправления области и урегулирование межбюджетных отношений.
4 декабря 2011 года - 18 сентября 2016 года
4 декабря 2011 года прошли выборы депутатов Законодательного собрания пятого созыва, вновь по смешанной системе. Из 50 избранных парламентариев 26 были депутатами Законодательного собрания четвертого созыва. Среди них 43 мужчины и 7 женщин. Средний возраст депутатов пятого созыва - 51,5 лет.
На первом парламентском заседании, состоявшемся 15 декабря 2011 года Председателем Законодательного собрания был избран Александр Петрович Худилайнен, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителем Законодательного собрания Ленинградской области стал Андрей Юрьевич Молчанов, который позднее сложил свои полномочия в связи с избранием в состав управления хозяйственного общества («Группа ЛСР»). 24 апреля 2013 года на его место избран депутат Евгений Владиленович Петелин. 21 декабря в ходе третьего и четвертого заседаний заместителем Председателя Законодательного собрания избран Сергей Михайлович Бебенин, также утвержден персональный состав и председатели постоянных комиссий.
26 апреля 2012 года внесены изменения в структуру и схему организации деятельности областного парламента, в соответствии с которыми утверждена одна должность заместителя Председателя Законодательного собрания, а также введено дополнительно четыре должности вице-спикеров - председателей постоянных комиссий. Количество постоянных комиссий и фракций в Законодательном собрании осталось прежним (13 и 4 соответственно).
В июне 2012 года Александра Петровича Худилайнена, утвержденного главой Республики Карелия, на должности Председателя Заксобрания сменил Сергей Михайлович Бебенин. Также в период весенней сессии определены кандидатуры четырех вице-спикеров от каждой фракции, являющихся одновременно председателями постоянных комиссий, ими стали: Вадим Анатольевич Густов («ЕДИНАЯ РОССИЯ»), Николай Алексеевич Кузьмин (КПРФ), Галина Васильевна Куликова (СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ) и Юрий Иванович Олейник (ЛДПР). 19 сентября 2012 года на пост заместителя Председателя Законодательного собрания был избран Алексей Брониславович Белоус.
В 2012 году внесены изменения в Устав Ленинградской области, в соответствии с которыми Губернатор Ленинградской области избирается гражданами РФ, проживающими на территории Ленинградской области. Выборы Губернатора Ленинградской области назначает Законодательное собрание.
18 сентября 2016 года - 19 сентября 2021 года
18 сентября 2016 года прошли выборы депутатов Законодательного собрания шестого созыва. Из 50 избранных парламентариев: 25 депутатов избрались по одномандатным округам, 25 - по партийным спискам. 23 - являлись депутатами Законодательного собрания пятого созыва. Среди них 40 мужчин и 10 женщин. Большинство депутатов имеют значительный опыт политической, общественной и хозяйственной деятельности: 6 депутатов являлись главами муниципальных образований и главами администраций муниципальных образований Ленинградской области; 3 человека являлись депутатами представительных органов муниципальных образований; 13 - являются руководителями предприятий, учреждений и некоммерческих организаций. Средний возраст депутатов шестого созыва - 51,9 лет.
На первом парламентском заседании, состоявшемся 28 сентября 2016 года Председателем Законодательного собрания вновь был избран Сергей Михайлович Бебенин. Заместителями Председателя областного парламента были избраны депутаты Николай Иванович Пустотин и Дмитрий Витальевич Пуляевский, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителем Законодательного собрания Ленинградской области стал Дмитрий Юрьевич Василенко. Депутаты внесли изменения в структуру и схему организации деятельности областного парламента шестого созыва, в соответствии с которыми утверждены две должности заместителя Председателя Законодательного собрания в отличие от Законодательного собрания пятого созыва, где было пять заместителей.
Были также перераспределены обязанности среди постоянных комиссий областного парламента, при этом количество их осталось прежним - 13.
19 сентября 2021 года - настоящее время
19 сентября 2021 года прошли выборы депутатов Законодательного собрания седьмого созыва. Из 50 избранных парламентариев: 25 депутатов избрались по одномандатным округам, 25 - по партийным спискам. 24 - являлись депутатами Законодательного собрания шестого созыва. Среди них 41 мужчина и 9 женщин. Все депутаты имеют высшее профессиональное образование. Большинство депутатов имеют значительный опыт политической, общественной и хозяйственной деятельности: 5 депутатов являлись главами муниципальных образований и главами администраций муниципальных образований Ленинградской области; 17 человек являлись депутатами представительных органов муниципальных образований; 11 - руководителями предприятий, учреждений и некоммерческих организаций, 3 - ректоры, директора образовательных учреждений, в том числе учреждений высшего образования. Средний возраст депутатов седьмого созыва - 51,3 лет.
На первом парламентском заседании, состоявшемся 4 октября 2021 года Председателем Законодательного собрания вновь был избран Сергей Михайлович Бебенин. Заместителями Председателя областного парламента были избраны депутаты Татьяна Венедиктовна Тюрина и Саяд Исбарович Алиев, сенатором Российской Федерации - представителем от Законодательного собрания Ленинградской области стал Дмитрий Юрьевич Василенко. Количество депутатских комиссий в седьмом созыве осталось прежним - 13.
В Законодательном собрании в настоящее время действуют четыре депутатские фракции: Всероссийской политической партии «Единая Россия» (35 человек), политической партии «Либерально-демократическая партия России» (3 человека), политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (7 человек), политической партии «Справедливая Россия» (5 человек).
Депутатскому корпусу Законодательного собрания Ленинградской области удалось завершить работу по созданию правовых механизмов построения и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Блок законов по вопросам местного самоуправления, принятых Законодательным собранием, создал правовое поле для реформирования органов местного самоуправления в Ленинградской области, проведена активная работа по созданию Социального кодекса Ленинградской области.
Для более конструктивного и взвешенного подхода к решению проблем не только области в целом, но и каждого отдельного муниципального образования, областные законодатели активно взаимодействуют с местными представительными органами, вовлекая их в законотворческий процесс, оказывая консультативную помощь. По инициативе депутатского корпуса в 1998 году при Законодательном собрании создан Совет представительных органов муниципальных образований. Члены Совета принимают самое деятельное участие в разработке наиболее важных законопроектов, решении наиболее острых проблем в муниципальных образованиях. В целях оказания консультативной помощи и повышения правовой культуры органов местного самоуправления при Законодательном собрании проходят занятия «Муниципальной школы» с приглашением специалистов и обучением представителей муниципальных органов власти.
Одним из важных направлений деятельности Законодательного собрания стало создание законодательного поля в социально-экономической сфере, прежде всего установление четких правовых норм в бюджетных и налоговых отношениях. Тщательно прорабатывались и своевременно принимались законы об областном бюджете Ленинградской области на очередной год. Разработаны и утверждены законы, регламентирующие бюджетный процесс, инвестиционную деятельность, принципы управления и контроля за состоянием экономики области.
Законодательное собрание Ленинградской области является активным членом Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, в которую входят 11 субъектов Российской Федерации. Этот консультативно-совещательный орган создан в ноябре 1994 года на учредительной конференции по инициативе Вологодского областного Законодательного Собрания. Стратегическая цель деятельности в ПАСЗР - выработка согласованных подходов к обеспечению прав и законных интересов граждан Северо-Запада России и решению вопросов, представляющих общий интерес для всех субъектов СЗФО. Традиционно на базе Законодательного собрания Ленинградской области. осуществляет свою деятельность постоянный комитет по экономической политике и бюджетным вопросам Ассоциации, возглавляемый представителем Законодательного собрания Ленинградской области. В июне 2010 года решением Конференции Парламентской Ассоциации был создан постоянный комитет по вопросам агропромышленного комплекса, куратором которого также назначено Законодательное собрание Ленинградской области. 1 ноября 2012 года на Конференции в Сыктывкаре спикер областного парламента Сергей Михайлович Бебенин избран заместителем председателя ПАСЗР, а с ноября 2014 по ноябрь 2016 года С.М. Бебенин возглавлял Парламентскую Ассоциацию.
Кроме того, Председатель ЗакСа Ленобласти Сергей Бебенин руководит комиссией по вопросам экономической и промышленной политики Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.
Областные парламентарии уделяют большое внимание развитию международных и межрегиональных связей. Начиная с 1999 года Законодательное собрание Ленинградской области заключило более двух десятков соглашений о сотрудничестве с представительными органами субъектов Российской Федерации и зарубежными парламентами.
Одним из самых убедительных доказательств высокого авторитета Законодательного собрания в Ленинградской области стал тот факт, что многие депутаты избираются в собрание повторно, в том числе двое являются депутатами шести созывов, двое - пяти созывов, пять парламентариев в четвертый раз избираются в областное Законодательное собрание. Законодательное собрание Ленинградской области является «кузницей кадров»: многие депутаты Законодательного собрания разных созывов впоследствии заняли высокие должности в федеральных органах исполнительной власти и исполнительных органах власти субъектов РФ.
Прошедшие годы со всей очевидностью показали, что реальное становление законодательного (представительного) органа государственной власти Ленинградской области в условиях действия Конституции Российской Федерации 1993 года состоялось. Законодательное собрание Ленинградской области уже имеет свои демократические традиции, создана серьезная законодательная база, но еще многое предстоит сделать на благо Ленинградской области.