Ленинградская область в этом году завершит объединение ремонтно-эксплуатационных организаций в одно учреждение. Комитет по дорожному хозяйству (КДХ) Ленинградской области планирует изменить региональное положение об оплате труда в государственных учреждениях. По мнению ведомства, это необходимо из-за дорожной реформы, подразумевающей объединение ряда предприятий в две организации. В комитете считают, что подобная реорганизация может вызвать снижение зарплат по сравнению с выплатами в Петербурге, а следовательно, стать причиной оттока кадров и их нехватки. Депутаты высказывают опасение, что реформа может привести к монополизации отрасли, чиновники же обещают «проработать» этот вопрос.
Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ
Во вторник, 20 февраля, председатель комитета по дорожному хозяйству Денис Седов выступил с докладом о ходе реорганизации предприятий на встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. Отчитаться о дорожной реформе просил депутат местного Законодательного собрания Александр Перминов («Справедливая Россия — За правду»). «Чтобы не отвлекать внимание скучным изложением нашей действительности», начал свое выступление чиновник с показа фильма об истории создания ремонтно-строительных управлений в 1980-х. Тогда, считает комитет, предприятия финансировались из бюджета и осуществляли дорожную деятельность с максимальной эффективностью, сейчас же ДРСУ «пришли в упадок» и «не имеют возможности систематически обновлять парк техники и платить конкурентную заработную плату».
Ролик в очередной раз объяснял, зачем Ленобласти шесть государственных предприятий превращать в две структуры. «Главная цель реорганизации — создание мощного государственного дорожного учреждения, работающего на основании государственного задания с возможностью мобилизации ресурсов и кадров в любой момент времени, в любой точке Ленинградской области»,— говорилось в фильме регионального правительства.
В связи с «упадком» в 2022 году правительство Ленобласти решило реорганизовать дорожные предприятия и усилить государственное участие в развитии отрасли. Еще в 2017 году региональные дороги содержали 17 ремонтно-строительных и эксплуатационных управлений (ДРСУ и ДРЭУ), однако в 2018-м господин Дрозденко распорядился провести реформу и оставить лишь шесть предприятий.
Впрочем, это связано и с распоряжением президента России Владимира Путина. Он обязал все государственные предприятия (ГП), в том числе и ДРСУ, либо акционироваться и привлечь коммерческий капитал, либо преобразоваться в ГБУ. Подобные предприятия финансируются из бюджетных средств, работают на государственный заказ, но при этом могут работать и по коммерции.
Еще в 2022 году, когда началась реорганизация, в Ленобласти было шесть подобных дорожно-строительных управлений: Киришское, Гатчинское, Лодейнопольское, Пригородное, Волосовское и Приозерское. Все они существовали за счет государственных контрактов с ГКУ «Ленавтодор» на содержание региональных автодорог. Их общая численность составила 2563 сотрудника. На первом этапе реструктуризации все ДРСУ присоединились к Киришскому управлению (штатная численность — 2518 работников). На втором этапе разделили ГКУ «Ленавтодор» на ГКУ «Дирекция дорожного строительства» (занимается проектированием, капремонтом, реконструкцией и строительством автотрасс) и «Ленавтодор» (ремонт, содержание и оказание госуслуг). К настоящему моменту реорганизация перешла к третьему этапу.
1 марта ГП «Киришское ДРСУ» и ГКУ «Ленавтодор» начнут работу в статусе ГБУ. А в июле их объединят в ГБУ «Ленавтодор» со штатной численностью в 2577 сотрудников. Преобразованное управление будет ремонтировать и содержать автодороги и оказывать госуслуги по госзаказу. Так, из 17 предприятий в 2017 году в 2024-м останется лишь два.
Депутат Перминов, инициировавший отчет о ходе дорожной реформы, поинтересовался у главы комитета Дениса Серова, в чем преимущества ГБУ «Ленавтодор». Тот, в свою очередь, уверил, что при такой организации «недобросовестный подрядчик, выигравший торги», не сможет не выполнить работы, так как всегда будет госзадание. Усиление правительственного влияния в деятельности предприятий чиновник объяснил централизацией работников. Так, по словам господина Серова, «Ленавтодор» сможет перебрасывать работников и технику в разные районы и начинать решать задачи в максимально короткий срок, а закупка материалов будет вестись централизованно, что позволит уменьшить их стоимость и увеличить контроль за их расходованием.
Эсер Александр Перминов назвал подобную систему госмонополией и добавил, что эффективность работы такого ГБУ необходимо будет контролировать. Представитель комитета добавил, что принял предложение к сведению.
В присутствии губернатора Дрозденко были обсуждены и проблемы реорганизации. Так, в отчете комитета по дорожному хозяйству значилось, что зарплаты в сравнении с Петербургом будут «значительно меньше». Следовательно, в отрасли возникнет «текучка», а найти квалифицированные кадры станет сложнее. В связи с этим ведомство задумалось над изменениями в нормативных актах регионального правительства, положениях об оплате труда. О том, как чиновники планируют увеличить зарплаты работникам «Ленавтодора», пока неясно.
Полина Пучкова