14 апреля постоянная комиссия по государственному устройству, международным, межпарламентским и общественным связям Законодательного собрания Ленинградской области рассмотрела пакет законопроектов, корректирующих законодательство о выборах и референдумах. Необходимость их разработки вызвана изменениями федерального законодательства.
Так, изменения коснутся пяти областных законов: «О муниципальных выборах в Ленинградской области», «О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области», «О референдуме Ленинградской области», «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области» и «О местном референдуме в Ленинградской области».
Законопроекты внесены депутатами ЗакСа Сергеем Бебениным, Станиславом Еремеевым и Дмитрием Рытовым (все – «Единая Россия») совместно с Избирательной комиссией Ленинградской области. Необходимость пересмотра действующей региональной нормативно-правовой базы обусловлена изменениями федерального законодательства. Кроме того, предлагаемые корректировки носят уточняющий и юридико-технический характер. Подробнее о вносимых изменениях рассказал заместитель председателя Леноблизбиркома Фёдор Замятин.
Так, в областной закон от 15 марта 2012 года № 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» в соответствии с рекомендациями ЦИК России вводится статья 6.1, регулирующая проведение выборов при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, военного положения и статья 11.1, касающаяся гласности в деятельности избирательных комиссий. Кроме того, вводится норма, регулирующая порядок предоставления отчета о поступлении и расходовании средств, выделенных на выборы в органы местного самоуправления из областного бюджета.
Основным изменением, которое вносится в областной закон от 15 мая 2013 года № 26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области», является то, что наименование органов государственной власти субъектов Российской Федерации приведено в соответствие с наименованиями, используемыми Федеральным законом № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в Российской Федерации».
Что касается изменений в областной закон от 8 мая 2009 года № 44-оз «О референдуме Ленинградской области», из статьи 3 исключаются положения, регулирующие участие иностранных наблюдателей в референдуме Ленинградской области, поскольку такие наблюдатели могут осуществлять наблюдение за подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдумы Российской Федерации. В статью 20 вносятся изменения, касающиеся окончания срока опубликования результатов опросов общественного мнения по проведению референдума. Аналогичные изменения вносятся в областной закон от 9 июня 2007 года № 93-оз «О местном референдуме в Ленинградской области» (предлагается учесть редакционное замечание правового управления ЗакСа в части уточнения формулировки законопроекта).
В областной закон «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области» вносятся изменения, касающиеся ограничений участия в избирательном процессе иностранных агентов и лиц, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации.
Кроме того, установлено ограничение по расходованию средств из избирательного фонда, которое может осуществляться до регистрации кандидата в размере 30% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, который составляет 10 млн рублей. Для политической партии (её регионального отделения) предельный размер расходования средств из избирательного фонда кандидата составляет 100 млн рублей, соответственно до регистрации политическая партия (её региональное отделение) может израсходовать 30 млн рублей.
По аналогии с законопроектом о проведении референдума также исключаются положения, регулирующие участие иностранных наблюдателей на выборах депутатов Заксобрания. Как указано в обосновании, проект областного закона направлен на исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2023 года № 31-П, которым пункт 14.2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ признан не в полной мере соответствующим Конституции РФ.
Комиссия приняла решение поддержать все законопроекты в трех чтениях. Документ будет вынесен на ближайшее заседание областного парламента, которое пройдет 23 апреля.
«Наша комиссия рассмотрела и вынесла единодушную позицию по поводу пакета из пяти законопроектов, касающихся донастройки избирательного процесса. Подчеркну, что парламент Ленинградской области должен своевременно приводить региональное законодательство в соответствие с федеральным. Во все законы предлагается внести нормы, связанные с гласностью и проведением выборов в условиях ЧС и особого режима. Остальные изменения носят технический характер и не содержат каких-то значимых региональных аспектов», – прокомментировал итоги заседания комиссии её председатель Станислав Еремеев.
Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области