Власти Северной столицы могут получить право ликвидировать особо охраняемые природные территории или менять их границы. По мнению авторов инициативы, депутатов Госдумы, такую возможность важно закрепить законодательно для всех регионов в случае необходимости реализовать на месте парка или заповедника некие национальные цели и стратегические задачи.
Поправки к закону «Об особо охраняемых природных территориях» внес на рассмотрение коллег единорос Виктор Пинский. Суть предложения, судя по всему, сводится к очередному наделению полномочиями глав субъектов, в случае с Петербургом – губернатора Беглова, по «перекраиванию» вверенных территорий без учета мнения местных жителей. В проекте поправок, который опубликован в думской электронной базе, поводом для этого указаны не только пространные «национальные цели и стратегические задачи», но также и «значимые проекты в области социально-экономического развития России». Это дает смутную надежду, что на территории условного Комаровского берега, который входит в список из 17 особо охраняемых природных территорий Петербурга, не построят очередное элитное жилье, но вряд ли позволит спать спокойно экологическим активистам. Ведь тем самым «значимым проектом» может, например, оказаться очередная транспортная развязка или магистраль, как это было в истории с Удельным парком, «отвоевать» целостность которого удалось только через десятилетие борьбы. Или завод по производству беспилотников, который задумали построить в Ручьях. Председатель организации «Северо-Западный Зелёный крест» Юрий Шевчук напоминает, что в случае необходимости на охраняемых территориях и сейчас можно строить целый перечень объектов, а предлагаемые поправки просто избавят от лишних согласований.
Председатель организации «Северо-Западный Зелёный крест» Юрий Шевчук: "Дело в том, что для линейных объектов есть исключения. У нас, к сожалению, все заказники и памятники природы должны быть сделаны для того, чтобы сохранить ландшафт. Но линейные объекты могут там строиться. Стратегические объекты - тоже. Военные - тем более. Так что ничего нового здесь нет. Другое дело, что раньше это согласовывалось с федеральными структурами, а теперь, видимо, уже будут делать без федералов"
Среди других, вроде бы благородных целей своих поправок автор инициативы отмечает отсутствие механизма лишения охранного статуса тех территорий, которые свою ценность утратили или рискуют утратить со временем, претерпев необратимые изменения. Из-за этого пробела, по мнению депутата, схему таких природных мест очень сложно актуализировать. В случае же принятия поправок у региональной власти фактически окажутся развязанными руки, а также отпадет необходимость спорить в прокуратурах и судах с экоактивистами, как это было в недавней истории с заказником «Щучье озеро». Напомним, что там планировали возвести масштабный спортивный комплекс для соревнований по зимним видам спорта с лыжно-биатлонной трассой. В условиях отлучения российского спорта от всего международного, проект вполне можно посчитать значимым для социально-экономического развития страны. Впрочем, после ответа прокуратуры Смольный от своих планов отказался. Хотя борьба за Зеленогорский лес, возможной вырубкой которого из-за планов по возведению там элитного жилья заинтересовался глава СК Александр Бастрыкин, будет продолжена. Активисты намерены добиться образования там отдельной особо охраняемой территории. Ситуацию комментирует член комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Ленобласти Николай Кузьмин:
- Особо охраняемые территории в течение десятков лет формировались, подписывались там, где, на самом деле, генпланом не предусмотрено такое развитие. Сегодня в системе экономики развивается участок, где уже есть предприятия. Место позволяет, потому что мы переходим к новым условиям производства, которое позволяет не новые площади осваивать, а использовать более эффективно имеющиеся.
Добавим, что в Ленинградской области из 55 особо охраняемых природных территорий 48 имеют региональный статус и теоретически могут попасть под действие предлагаемых поправок. Среди них, например, Выборгский и Гладышевский заказники, Колтушские высоты, музей-усадьба Николая Рериха и Линдуловская роща, которая охраняется ЮНЕСКО.
Автор: Татьяна Копылова