Современникам, привыкшим к использованию в работе инженерных технологий, сложно представить, что в период стойких ноябрьских и декабрьских морозов 1941 года жителям Ленобласти удалось без всякой механизации (вручную!) построить лежнёвую автомобильную дорогу, уложившись в потрясающе короткие сроки - всего за десять дней. Должны ли мы - потомки участников тех героических действий - помнить об их подвиге? Безусловно! Именно на это и нацелен проект «Военно-автомобильная дорога (ВАД) 102. Начало Дороги Жизни».

Журналисты 47 региона узнали о проекте, подготовленном членами Ленинградской областной региональной общественной просветительской организации «Педагог XXI века» по инициативе депутата областного парламента Николая Пустотина, во время выездного семинара, организованного Законодательным собранием Ленинградской области. Тогда представители региональных СМИ посетили два из трёх муниципальных района, с территориями которых связана история дороги-«пионера» - Бокситогорский и Тихвинский. Начальный, сухопутный участок легендарной Дороги Жизни - Военно-автомобильная дорога (ВАД)-102 - пролегал и по нашему району. Поэтому он тоже стал участником проекта.
- К теме исследования ВАД-102 подтолкнуло сотрудничество с «юнармейцами» первой пикалевской школы, - подчеркнула Эльвира Панфилова в разговоре с журналистами. - Дети в рамках районной акции очень заинтересованно проходили исторические квесты и писали работы. Первый проект мы создали и защитили в 2019 году, это был губернаторский грант: конкурс детских работ по истории ВАД. Интересные работы ребят вошли в сборник, проводили экскурсии, благоустроили несколько памятников на территории Лидского сельского поселения. А в прошлом году мы получили Президентский грант на этот проект. Основной партнер – Музейное агентство Ленинградской области, и вся работа «в поле» и в архивах - на плечах музейщиков. Сейчас мы начинаем всё ближе в глубже «копать» и понимаем ценность всей этой информации, совершенно по-другому ее осмысливая.

Николай Иванович Пустотин на одном из мероприятий, посвященных освобождению города на Неве, сказал: «Дорога жизни — одна из ярчайших, героических и трагичных страниц прорыва и снятия блокады Ленинграда. С конца ноября 1941 года в поселках Заборье и Подборовье брала начало Военно-автомобильная дорога № 102. Полтора месяца отсюда отправлялись грузы с боеприпасами и продуктами питания в осажденный город, сюда прибывали эвакуационные эшелоны с блокадниками и ранеными бойцами с передовых окопов, защитников Ленинграда. Прокладка и постройка дороги в непроходимых лесах, в условиях прифронтовой зоны, в такие краткие сроки — важное и героическое событие, которое невозможно переоценить.
Свершить такое могли только такие люди, которые искренне любили свою Родину и защищали её как могли, каждый на своем участке, отдавая все силы и порой здоровье и жизнь для защиты своей малой родины и всей страны. Это важно знать и понимать всем, особенно
нашим подросткам и молодежи, которая должна стать преемником славных трудовых и боевых традиций наших предков».
И сегодня благодаря титанической работе, проведённой музейными работниками, учителями и краеведами в государственных архивах, учащиеся общеобразовательных школ Ленинградской области имеют возможность ознакомиться с уникальной передвижной выставкой, посвящённой истории грунтовки длинной 326 км, проложенных от станции Заборье до Кобоны в обход Тихвина. Пусть и проработала дорога не так долго, но забывать о её существовании и роли в Великой Отечественной войне – несправедливо. А поскольку многих населённых пунктов со временем не стало, ни местные жители, ни историки не могли описать точный маршрут, по которому был проложен этот спасительный путь.
Материал подготовили специалисты Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея совместно с сотрудниками Бокситогорского Центра культуры и педагогами-волонтёрами из Заборья Надеждой Скородумовой и Ольгой Казначеевой.
Выставка представляет собой несколько роллап-панелей с информацией о строительстве и функционировании ВАД-102.
Подобные мобильные носители позволяют с лёгкостью транспортировать её в любое пространство за кратчайшее время. Таким образом, экспозиция может быть представлена в библиотеках, учебных аудиториях и даже актовых залах. Интересно, что везде она будет представлена в индивидуальном экземпляре. В основу экскурсии заложен материал, скрупулёзно собранный бокситогорскими школьниками и их педагогами, искренне увлечёнными изучением истории своей малой родины. Тексты составлены на основе воспоминаний реальных людей, местных жителей населённых пунктов по маршруту ВАД-102.
Своё мнение о реализации проекта на местах озвучила руководитель Пикалёвского краеведческого музея Светлана Романова, которая призвала коллег при подготовке экскурсий уделять большое внимание деталям, свидетельствующим о тяготах военного лихолетья, связанных с подвигом строителей и работников дороги, представителей местного населения.
Директор музея, филиала музейного агентства Ленинградской области, уверена, что авторский проект, поддержанный грантом Президента России, станет ещё одним важным шагом в сохранении памяти о подвиге тружеников тыла, нестандартным способом рассказать подрастающему поколению о том, как единство и самоотверженность их предков помогли отстоять жизнь в невыносимых, беспрецедентных условиях.
Со Светланой Романовой солидарны и специалисты отдела краеведения и туризма Центра культуры Бокситогорского района, по мнению которых новая экспозиция обещает стать живым погружением в историю через повествование о людских судьбах, не сухой исторической справкой, а насыщенным фактами и пронзительными воспоминаниями очевидцев сороковых.
Сооружение и эксплуатация новой дороги, проходящей по пересечённой лесисто-болотистой местности, требовали колоссальных усилий. Военнослужащие трёх отдельных дорожно-эксплуатационных полков и нескольких дорожно-мостовых батальонов и рот, направленных командованием Ленинградского фронта, вместе с мобилизованными колхозниками Волховского, Пашского, Киришского
и Оятского районов и гражданскими не только вырубали лес на протяжении десятков километров, выкорчёвывали пни и валуны, но и производили земляные работы, строили мосты, в частности через реки Волхов и Сясь, и даже вручную пробивали тонкий ледяной покров болот, чтобы наращивать достаточный слой льда, по которому могли бы пройти машины. Без преувеличения адский труд стоил многим здоровья, а то и жизни… Но всех этих людей объединяла праведная цель во имя Родины – спасти Ленинград и достичь победы над общим врагом.

«По всей почти трёхсоткилометровой трассе стучали кирки, ломы, врезались в болотный грунт лопаты. Кругом лес, кочкарник, валуны. Две недели днем и ночью шло сражение за дорогу. 6 декабря по ней двинулись первые автомашины с грузом. Перевозки обеспечивали три автомобильных и три гужевых батальона. На заболоченных местах и на берегах рек полки поставили дежурные тягачи. Движение началось. <…> 9 декабря войска под командованием генерала армии К.А. Мерецкова отбросили фашистов за реку Волхов и освободили Тихвин. <…> Отпала необходимость в грунтовой дороге. Вскоре солдаты-дорожники перешли на прежнюю автодорогу», - вспоминал в своих мемуарах руководитель главного управления автотранспортной и дорожной службы Захар Иванович Кондратьев.
А 22 ноября 1997 года в посёлке Заборье Бокситогорского района, когда-то являвшемся пунктом отправления машин-полуторок на Кобону и далее по Дороге Жизни в блокадный Ленинград, был заложен ныне действующий храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Считалось, что именно этот образ хранил участников движения на единственной трассе, связывающий осаждённый город с тылом: ведь первые машины с долгожданной провизией по Дороге Жизни пошли 22 ноября 1941 года, в день памяти Скоропослушницы.
Памяти автомобилистов, переправлявших жизненно необходимые грузы, посвящён и мемориал, открытый в 1968 году по инициативе жителей деревни Подборовье Бокситогорского района и входящий в состав «Зелёного пояса Славы Ленинграда». Перед застывшим грузовиком посетители могут увидеть мемориальную доску с надписью: «Здесь начиналась Дорога Жизни. Ноябрь-декабрь 1941 года».
А недавно выставку, посвящённую легендарной ВАД-102, с успехом организовали на базе Алексинской средней школы в селе Колчаново Волховского района. Подробные рассказы о каждом из дорожных участков и основных перевалочных пунктах старательно подготовили и блестяще озвучили местные активисты, ребята из поискового отряда «Бобры» имени Алексея Пунанова. Юные поисковики активно включились в работу по организации и проведению выставки, буквально по крупицам изучив и осознав историю героев ВАД-102.
Хорошим источником получения знаний стала выездная выставка и для школьников из Новой Ладоги. Четыре дня, с 13 по 17 октября, учащиеся школы имени вице-адмирала В.С. Черокова на основе представленных видеоматериалов, стендовой экспозиции изучали объекты и маршруты начального пути Дороги Жизни. Неравнодушие выступающих, их заинтересованность в проекте и глубокие знания материала позволили посетителям, учащимся школ и их педагогам узнать новые факты о тех, кто строил, защищал, доставлял грузы. Ценой своей жизни добывал общую Победу…

Посетители выставки из Волховского, Бокситогорского и Тихвинского районов, объединённых историей дороги, сотворённой одновременно «благодаря» и «вопреки», теперь абсолютно уверены: благодаря общим усилиям, проект, поддержанный президентским грантом, растиражируют по всей России. А значит, героизм, проявленный при строительстве, защите, обслуживании и эксплуатации ВАД-102 не будет забыт. Важно отметить, что выездная выставка - это лишь малая часть большого проекта под названием «Военно-автомобильная дорога (ВАД) 102. Начало Дороги Жизни».
Волховские огни, №42, 24.10.2025