19 апреля постоянная комиссия по государственному устройству, международным, межпарламентским и общественным связям Законодательного собрания Ленинградской области рассмотрела сразу шесть законопроектов о внесении изменений в областные законы о выборах и референдумах. Необходимость разработки законопроектов вызвана изменениями федерального избирательного законодательства, а также целесообразностью уточнения отдельных правовых норм с учетом правоприменительной практики предыдущих избирательных кампаний. Кроме того, предлагаемые изменения носят уточняющий и юридико-технический характер.
Разработка законопроектов, внесенных Избирательной комиссией Ленинградской области в порядке законодательной инициативы, велась Леноблизбиркомом совместно с депутатами Законодательного собрания Сергеем Бебениным, Станиславом Еремеевым и Дмитрием Рытовым (все – «Единая Россия»).
Подробно о каждом из шести проектов рассказал заместитель председателя Леноблизбиркома Фёдор Замятин.
«Основанием для разработки пакета законопроектов было существенное изменение федерального законодательства, произошедшее за последнее время. При этом для всех документов есть схожие предложения, которые мы считаем необходимым внести. Прежде всего, речь идет о приведении в соответствие с базовым законом, которым регулируются правоотношения в области избирательного права, – Федеральным законом № 67-ФЗ, а также законом № 414-ФЗ, внесшим изменения в систему организации публичной власти. Таким образом, законопроекты полностью направлены на обеспечение единства правового пространства», - пояснил выступающий.
Наиболее существенным изменением, которое предлагается внести в областной закон от 15 мая 2013 года № 26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области», является исключение из системы избиркомов, организующих подготовку и проведение муниципальных выборов, избирательных комиссий муниципальных образований (в связи с упразднением этого института). Кроме того, согласно поправкам кандидат, избирательное объединение, выдвинувшие список кандидатов, утрачивают право на назначение в участковые, территориальные и окружные избирательные комиссии членов комиссии с правом совещательного голоса (упразднены и остаются только в ЦИК России и региональном Избиркоме).
Корректировки в областной закон от 29 июня 2012 года № 54-оз «О выборах Губернатора Ленинградской области», в частности, предусматривают:
- уточнение требований к кандидату на должность Губернатора: право на участие в выборах предоставляется также гражданину РФ, достигшему на день голосования возраста 18 лет, не имеющему регистрации по месту жительства на территории России, но зарегистрированному по месту пребывания в Ленинградской области не менее чем за 3 месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей (эта норма уже апробирована на выборах депутатов Законодательного собрания);
- включение в список избирателей граждан, работающих вахтовым методом (при наличии на выборах механизма «Мобильный избиратель»);
- установление запрета для всех юридических и физических лиц, являющихся иноагентами, а также российских юридических лиц, учрежденных иноагентами, на внесение пожертвования в избирательные фонды кандидатов;
- возможность применения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) при проведении выборов Губернатора.
В областной закон от 1 августа 2006 года № 77-оз «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области» предлагается внести следующие изменения:
- на зарегистрированного кандидата, политическую партию, зарегистрировавшую общеобластной список кандидатов, возложена обязанность по предоставлению в соответствующую избирательную комиссию копии агитационных материалов, предназначенных для размещения на каналах телерадиовещания, в периодических печатных изданиях до начала его распространения;
- ограничивается пассивное избирательное право для лиц, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности, судимость которых снята или погашена, до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости;
- вводится обязательное включение в документы, агитационные материалы и избирательный бюллетень сведений о том, что кандидат является иноагентом или кандидатом, аффилированным с иноагентом лицом, а также устанавливается запрет на внесение иностранными агентами или связанными с ними юрлицами пожертвований в избирательные фонды кандидатов и политических партий (региональных отделений).
В областной закон от 15 марта 2012 года № 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» вносятся изменения, которыми предусматривается возможность:
- составления и ведения списка избирателей в электронном виде, а также использования электронной графической подписи избирателя;
- применения ДЭГ при проведении муниципальных выборов;
- голосования на выборах в течение нескольких дней подряд (но не более трех дней).
Также вносятся изменения в областные законы от 8 мая 2009 года № 44-оз «О референдуме в Ленинградской области» и от 9 июня 2007 года № 93-оз «О местном референдуме в Ленинградской области».
В ходе обсуждения документов депутаты задали уточняющие вопросы, касающиеся дистанционного голосования, а также поблагодарили разработчиков за проделанную работу. По мнению Андрея Гардашникова («Единая Россия»), сделан очередной передовой шаг в процессе цифровизации голосования:
«Россия сегодня лидирует по оказанию государственных услуг в электронном виде, показывая всему миру пример слаженной и правильной работы. Дистанционное голосование является одним из элементов цифровизации и очень удобным дополнением избирательного процесса, любые нарушения которого можно легко отследить».
Депутаты рекомендовали Законодательному собранию поддержать пакет законопроектов в первом чтении и установить срок поправок до 11 мая для устранения замечаний правового характера.
– Областной парламент проводит большую работу по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. Мы рассмотрели большой блок, состоящий из шести законопроектов, которые касаются избирательного процесса и тесно связаны между собой. Корректировками мы приводим нашу нормативную базу в соответствие с действующим правовым полем. Считаю, что внесение изменений даст возможность избирателям – жителям Ленинградской области реализовать свое законное право на всех уровнях власти. Очень важно, что для удобства граждан мы вкладываем все федеральные нормы в региональные законы, делаем своего рода реплику, что также облегчает понимание своих прав. Следуя в ногу со временем, предусматриваем возможность использования электронного голосования. Но это ни в коем случае не означает замену одного голосования другим – на эту тему не должно быть спекуляций, – прокомментировал председатель постоянной комиссии Станислав Еремеев.
Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области