10 сентября на первом в осенней сессии заседании постоянная комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу рассмотрела проект областного закона «О дополнительной мере социальной поддержки участников специальной военной операции, ставших инвалидами в результате участия в специальной военной операции, и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в виде единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере жилищных отношений».
Законопроектом предлагается установить новую меру поддержки – единовременную денежную выплату (ЕДВ) на приобретение или строительство жилья. Право на неё получат инвалиды из числа участников СВО, а также члены семей погибших военнослужащих, состоящие с ними на учете нуждающихся в жилье и совместно зарегистрированные.
Размер выплаты будет рассчитываться исходя из норматива жилой площади (18 кв. м на человека в семье из трех и более, 42 кв. м — на семью из двух, 33 кв. м — на одного человека) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья по области, устанавливаемой федеральным органом власти. При расчете будет учитываться имеющееся у семьи жилье: если граждане решат не отчуждать его в муниципальную собственность, его площадь будет вычтена из норматива.
«На 12 марта 2025 года выявлено 18 семей, соответствующих условиям законопроекта и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для исключения различий в размере выплат для одной категории граждан в разных муниципалитетах было принято решение использовать единую для всей области стоимость квадратного метра, устанавливаемую федеральным органом власти, а не муниципалитетами», – пояснил председатель комитета по ЖКХ Ленинградской области Егор Мищеряков.
Проект закона также предусматривает внесение изменений в действующее областное законодательство для передачи муниципальным образованиям полномочий по предоставлению данной выплаты и утверждению методики расчета субвенций на ее реализацию.
В заключении правового управления Заксобрания указывается на ряд юридических несоответствий. В частности, законопроект содержит внутренние противоречия с федеральным законодательством о ветеранах. Так, право на выплату предоставлено не всем категориям ветеранов боевых действий – участников СВО, перечисленным в федеральном законе: в перечень не вошли военнослужащие спасательных формирований, участвовавшие в разминировании, а также лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе спецоперации. Кроме того, выявлена техническая ошибка, из-за которой члены семьи погибшего военнослужащего имеют право на выплату, а сам военнослужащий, ставший инвалидом, – нет.
«Законопроект носит социально ориентированный характер, однако его текущая редакция требует серьезной доработки для приведения в соответствие с нормами федерального законодательства и справедливого подхода к различным категориям ветеранов боевых действий. Для исключения неопределенности при правоприменении предлагается скорректировать ряд формулировок, в том числе рассмотреть возможность расширения круга членов семьи, имеющих право на выплату», - пояснил председатель постоянной комиссии Михаил Коломыцев («Единая Россия»).
Депутаты комиссии по ЖКХ и ТЭК инициативу поддержали, рекомендовав принять законопроект в первом чтении для последующей доработки. Свое отношение к законопроекту также выскажут постоянные комиссии по социальной политике и трудовым отношениям и по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству, государственной и муниципальной службе.
Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области