У любителей выпить в Ленобласти захотели отобрать час, но не вышло – парламентское большинство против. Голосовали сердцем, но за деньги и бюджетные доходы, а в целом сюрреализм. Вопрос ограничения времени продажи алкоголя на территории региона спровоцировал бурный обмен мнениями на очередном заседании Законодательного собрания Ленинградской области, 31 января.
От инициаторов законопроекта с докладом выступил Михаил Коломыцев («Единая Россия»), который пояснил суть предложения – сократить разрешенное время реализации алкогольных напитков с 22 часов до 21 часа. Речь идет только о магазинах, в кафе и ресторанах можно продавать и, соответственно, употреблять без ограничений. Документ разработан во спасение неназванного градообразующего предприятия из Кировского района (впоследствии выяснится, что речь идет о Назиевском поселении). Предприятие хотело уменьшить время продаж еще больше, но депутаты решили, что и часа достаточно.
Михаил Коломыцев оговорился, что знает о существовании различных точек зрения на проблему: «Есть мнение комитета экономического развития, который считает, что какие-то деньги там будут недополучать, и что-то не доплачивать торговые сети в бюджет. Но мы исходили из того, что у каждого человека своя модель поведения. Понятно, что кто-то все равно купит алкоголь, кто-то дома сварит, у соседа купит самогон. Кто-то вообще не пьет, а кто-то лишний раз не пойдет в магазин и останется дома. И мы исходим из того, что этот один час даст реальное сокращение употребления алкоголя».
Депутат Александр Рязанов («Единая Россия») поделился исторической ретроспективой: «У нас в стране уже много раз пытались бороться с этим, и каждый раз это приводило лишь к уходу всей этой истории в тень, и к тому, что люди начинали пить суррогат, травиться. Некоторые вон помнят - одеколоны пили и прочие жидкости».
Тут парламентарий очевидно кивнул в сторону кого-то конкретного, кто, видимо, помнит. Также он попробовал уточнить, просчитывали ли разработчики законопроекта последствия его принятия в виде роста продаж нелегального алкоголя.
Ответила заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Екатерина Пшенникова, которая сообщила, что все продажи алкоголя фиксируются в единой информационной системе. В соответствии с официальными данными, потребления алкоголя непосредственно в Назии (комитет провел специальный мониторинг) в три раза меньше, чем в среднем по Ленинградской области. И это уже сигнал о том, что, вероятно, торгуют нелегалы.
«Не получится ли так, что, проголосовав за этот законопроект, мы пролоббируем интересы круглосуточных алкомаркетов?» - поинтересовался Александр Матвеев («Единая Россия»).
Речь о тех предприятиях, где до разрешенного времени алкоголем торгуют в режиме магазина, а после с открытой пробкой как будто бы как в режиме круглосуточного кафе. Михаил Коломыцев смутился, сказав, что, наверное, не разбирается в вопросе, да и как отрегулировать «теневые вещи». «Походу Вы в доле», - предположили из зала. Впрочем, парламентарии согласились с тем, что «наливайки» - это общий бич, особенно, в районах уплотнительной застройки, где они располагаются на первых этажах многоквартирных домов.
Умудренный и опытный Олег Петров (он депутат ленинградского парламента с 1997 года, а в настоящее время возглавляет фракцию «Единой России» в Законодательном собрании Ленобласти) рассказал о «сухом законе» времен Советского союза и его бессмысленности: «Мы очень хотели, чтобы население не пило. И мы тогда закрыли все торговые точки. Так вот я вам хочу сказать: в самоварах вместо чая была водка, в разных кофейных, вроде как сидят пьют кофе, а там, оказывается коньяк. И люди все равно находили способы, как пить. А мы потеряли доходы в бюджеты всех уровней. Мы на фракции подробно обсудили данный законопроект и поддержали решение профильной комиссии – отклонить». Также Олег Петров воззвал к Михаилу Коломыцеву, который хоть и является одним из разработчиков законопроекта, но, как однопартиец, обязан солидаризироваться с решением фракции.
И тут вдруг выяснилось, что случился «казус». Оказывается, постоянная комиссия по экономике, собственности, инвестициям и промышленности областного парламента отклонила законопроект вовсе не потому, что против, а только потому, что сами разработчики собирались его отзывать. А так как этого не случилось, то теперь он будет поддержан, рассказала Анна Хмелева («Справедливая Россия – За правду»), которая считает, что практика временных ограничений продаж алкоголя эффективна. Тем же, кто с этим не согласен и озабочен не столько здоровьем нации, сколько наполнением казны, депутат рекомендовала проработать законодательную инициативу о разрешении торговли спиртом в режиме 24/7.
«Я лично, и ряд моих коллег будем поддерживать законопроект. Это совершенно не отменяет любых правильных инициатив по ограничением «наливаек», с которыми никто не понимает толком, как бороться. Пропаганда здорового образа жизни и принятие иных мер – это, скорее, дополняющее», - пояснила Анна Хмелева.
«Еще раз хочу обратить внимание, что помимо Назии (не знаю, сколько там проживает), есть еще и крупные агломерации (Мурино, Кудрово, Всеволожск, Бугры). В 21 час люди только с работы приезжают. Будут покупать в других местах. Если человек хочет купить, он найдет, где купить», - вступился за право вечерней рюмки для трудящихся Александр Рязанов.
Взяв слово, депутат Андрей Гардашников (также один из разработчиков спорного законопроекта, но при этом и член «Единой России») сообщил, что профильную комиссию, выдавшую отрицательное заключение на инициативу, ввели в заблуждение, «случился казус». Отзывать законопроект депутаты вовсе и не собирались, поэтому решение фракции «Единой России» о солидарном голосовании принято на основе заведомо ложных сведений.
«Прошу не давить на коллег-однопартийцев и голосовать сердцем», - предложил депутат.
«Есть такое – отвлечение на негодный объект. Вот я сейчас смотрю на сюрреализм. Спасибо», - не сдерживая смех, заявил лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев.
Тут явно сказался опыт работы парламентария в органах внутренних дел. Понятие «отвлечение на негодный объект» используется сотрудниками госбезопасности для скрытого воздействия и дезориентации противника.
«Ваше выступление завершено?» - хладнокровно уточнила вице-спикер Татьяна Тюрина и предложила всем сохранять спокойствие.
Вопрос был вынесен на голосование. Из 39 парламентариев, принявших участие, «за» высказались 15 депутатов, против 23 депутата (46 процентов), один – воздержался. Решение не принято, а, значит, алкомаркеты продолжат работать до 22 часов. За здоровье сотрудников руководству градообразующего предприятия в Кировском районе придется бороться другими способами.
Яна Карева