8 ноября в ходе 53-го заседания Законодательного собрания Ленинградской области депутаты обсудили и приняли в первом чтении проект бюджета Ленинградской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Основные параметры региональной казны полностью соответствуют требованиям Бюджетного кодекса и выглядят следующим образом: доходы областного бюджета в 2025 году запланированы на уровне 240 млрд рублей, в 2026-м – 239 млрд рублей, в 2027-м – 235 млрд рублей; расходы в 2025 году составят 263,5 млрд рублей, в 2026-м – 253,4 млрд рублей, в 2027-м – 244,7 млрд рублей. Дефицит в 2025 году будет равен 23,5 млрд рублей (или 10,5 % к уровню собственных доходов), с постепенным снижением в 2026-м до 14,4 млрд рублей, в 2027-м – до 9,7 млрд рублей. Регион сохраняет безопасный уровень долговой нагрузки, по этому показателю Ленинградская область занимает 8 место среди субъектов РФ, что в нынешних условиях особенно актуально.
По госпрограммам средства заложены пока не в полном объёме. Дело в том, что в 2024 году завершается работа по Указу Президента № 204, в настоящее время формируются новые нацпроекты (в соответствии с новым Указом Президента №309), параметры которых пока неизвестны. На это направление в областном бюджете зарезервировано более 15 млрд рублей, которые будут распределены в процедуре второго чтения.
Согласно прогнозу, налоговые и неналоговые доходы на 2025 году заложены в объеме 224,2 млрд рублей, а безвозмездные поступления – 15,8 млрд рублей. Традиционно наибольшую часть налоговых поступлений составят налог на прибыль организаций (104,2 млрд рублей, что ниже на 5,9% от уровня 2024 года из-за отмены института КГН), налог на доходы физических лиц, который вырастет на 12,3% (по прогнозу составит 60,2 млрд рублей, или 26,9%) и налог на имущество организаций (32,1 млрд рублей, или 14,3%), существенный рост на 23,9% отмечается по акцизам (до 18,8 млрд рублей, или 8,4%).
Бюджет-2025, как и в прежние годы, сохраняет свою социальную направленность: более половины расходов (56,8%) пойдет на социально-культурную сферу. На первом месте находятся расходы на образование (57,5 млрд рублей), в том числе модернизацию школьных систем образования, укрепление материально-технической базы и реновацию школ и детских садов и т.д. На втором – социальная поддержка (43,1 млрд рублей). Эти средства планируется направить на улучшение демографической ситуации в Ленинградской области, повышение доступности и качества социальных услуг, социализацию и адаптацию детей-сирот, развитие доступной городской среды для инвалидов, совершенствование механизмов услуг реабилитации для бойцов СВО. Стоит отметить, что в текущем году социальные расходы увеличились на 40,2% до 27,6 млрд рублей, из которых 9,5 млрд рублей составляют меры поддержки участников спецоперации и членов их семей. В 2025 году объем господдержки не снизится.
На третьем месте – здравоохранение с 34,3 млрд рублей. Средства пойдут на модернизацию первичного звена здравоохранения, организацию обязательного медицинского страхования жителей Ленинградской области, обеспечение ленинградцев необходимыми лекарствами, развитие донорства в регионе и ряд других задач. Впрочем, если учесть еще один источник финансирования – средства Терфонда ОМС, которые составят 35,2 млрд, то в целом на эти цели пойдет 69,5 млрд рублей). Замыкают пятерку лидеров направления «Дороги и транспорт» (27,2 млрд рублей) и «ЖКХ и ТЭК» (15,2 млрд рублей).
Адресная инвестиционная программа (АИП) увеличивается до 12,6%, что обеспечивает поступательное экономическое развитие и стабильный инвестиционный цикл. Средства дорожного фонда составят 26,2 млрд рублей, из них на капитальный ремонт и ремонт пойдёт 8,8 млрд рублей (отремонтируют 215 км дорог), на строительство и реконструкцию дорог – 8,2 млрд рублей, по этим направлениям существенные субсидии предусмотрены муниципальным образованиям. В нормативное состояние будут приведены 39,5 км дорог, в том числе совместно с Санкт-Петербургом в 66 садоводствах. На поддержку муниципальных образований в виде межбюджетных трансфертов пойдет 27% расходов, или 78,5 млрд рублей.
Поскольку в текущем году регион полностью решил вопрос восстановления прав граждан – участников долевого строительства и больше не имеет проблемных объектов, финансирование на эти цели в бюджете 2025 года не предусмотрено.
Первоначальное рассмотрение законопроекта прошло на депутатских слушаниях 24 октября, более предметные обсуждения состоялись на заседаниях постоянных комиссий. Представляя цифры бюджета на комиссиях, первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета финансов Роман Марков выделил главные параметры, касающиеся профиля работы каждой из них. Депутаты имели возможность задать уточняющие вопросы не только как разработчику, но и комитетам – главным распорядителям бюджетных средств. По итогам обсуждений все комиссии ЗакСа поддержали концепцию бюджета-2025.
На пленарном заседании законопроект принят в первом чтении большинством голосов (30 – за, 5 – против). Таким образом, парламентарии утвердили основные параметры бюджета. Во втором чтении принимается ведомственная структура доходов, госпрограммы, инвестиционная составляющая, в третьем – документ в целом.
Комментируя принятие бюджета-2025 в первом чтении, председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин («Единая Россия») пояснил, что процедура первого чтения предусматривает утверждение лишь параметров.
– Режим первого чтения – это три цифры: доходы, расходы и дефицит (или профицит). С одной стороны, тема достаточно узкая, все цифры разъяснены, с другой, бюджет – это один из основных документов, он и населению интересен, и всем, кто следит за работой Правительства и Законодательного собрания. Параметры областной казны хорошие, они позволяют выполнить все публичные обязательства и государственные программы в полном объеме. Больше всего средств пойдет на здравоохранение, образование и социальную поддержку граждан. Если смотреть динамику по годам, то бюджет Ленобласти постоянно прирастает, это говорит о стабильности и создает условия для дальнейшего развития нашего региона.
Добавим, второе чтение бюджета состоится 3 декабря, а заседание областного парламента, посвященное третьему чтению, планируется провести 10 декабря. Однако, по опыту прошлых лет, принять закон могут и раньше, чтобы дать возможность до конца года профинансировать местные бюджеты и провести необходимые конкурсные процедуры.
Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области