На заседании постоянной комиссии по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству, государственной и муниципальной службе под председательством Дмитрия Рытова («Единая Россия») депутаты рассмотрели проект закона «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в Ленинградской области».
Перед депутатами выступила председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Лира Бурак. Она напомнила, что в настоящее время реализуются областные законы, содействующие развитию местного самоуправления: областной закон № 3-оз «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территориях административных центров и городских поселков муниципальных образований Ленинградской области» и закон № 147-оз «О старостах сельских населенных пунктов Ленинградской области и содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на частях территорий муниципальных образований Ленинградской области», предусматривающие финансовые меры государственной поддержки инициативных предложений, выдвинутых жителями территории административного центра (городского поселка) и сельских населенных пунктов муниципального образования через старост, общественные советы и инициативные комиссии.
Неоднократно со стороны муниципалов звучало предложение: для оптимизации деятельности местного самоуправления объединить эти два действующих в настоящее время закона. Во многих вопросах развития МСУ мы были первопроходцами. Именно с целью дальнейшего развития в регионе практики содействия участию населения Ленинградской области в осуществлении местного самоуправления, развития института старост сельских населенных пунктов, общественных советов и территориального общественного самоуправления был разработан проект областного закона «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в Ленинградской области».
Законопроектом предлагается сохранить меры финансовой поддержки с одновременным изменением состава участников. Главная цель проекта -предоставить возможность органам территориального общественного самоуправления (ТОС) выступать, начиная с 2024 года, с инициативой о выдвижении инициативных проектов, на которые будет направляться финансирование из областного бюджета в виде субсидий на их реализацию в 2025 году (такое право предоставлено федеральным законом № 131-ФЗ).
В настоящее время в Ленинградской области действует 52 ТОС, и в рамках действующих областных законов их государственная поддержка из областного бюджета не предусмотрена.
Так как новым законопроектом предоставляется возможность органам ТОС выступать в качестве инициаторов проектов с целью получения господдержки из областного бюджета, то предлагается с 31 декабря 2024 года признать утратившим силу закон № 3-оз, а полномочия инициативных комиссий прекратить с 31 декабря 2023 года. Но при этом предусмотрена норма о частичном осуществлении инициативными комиссиями своих полномочий с 1 января 2024 года, чтобы завершить реализацию инициативных предложений, выдвинутых в 2023 году для реализации в 2024 году.
«Таким образом, - отметила Лира Бурак, - мы проводим своего рода трансформацию форм участия населения в решении вопросов местного значения в административных центрах муниципальных образований с инициативных комиссий на территориальное общественное самоуправление. Это решение продиктовано рядом причин. Во-первых, порядок организации деятельности ТОС закреплен в федеральном законодательстве, это позволяет избежать избыточного регионального регулирования. Во-вторых, у ТОС много общих черт с инициативными комиссиями, и главное - органы ТОС имеют право на внесение инициативного проекта в администрацию муниципального образования, а значит – на получение финансирования в виде субсидий. Очень важно, - отметила председатель комитета, - что 131-й федеральный закон предусматривает возможность регистрации ТОС в качестве юридического лица в форме некоммерческой организации, что является их преимуществом перед инициативными комиссиями. Это позволит ТОС участвовать в конкурсных отборах на получения грантов, проводимых федеральными и региональными организациями и учреждениями».
Принятие законопроекта не повлечет за собой изменений по оказанию финансовой поддержки в отношении института старост и общественных советов (210 млн. рублей, предусмотренные на старост и общественные советы, и 250 млн. рублей, предусмотренные на инициативные комиссии, будут перенаправлены на реализацию общественно-значимых проектов с участием ТОС). Общественные советы, срок полномочий которых не истечет к моменту вступления в силу законопроекта, продолжат действовать до окончания срока своих полномочий.
Согласно законопроекту расширяются меры информационной, организационной, консультационной и методической поддержки старост сельских поселений, общественных советов и ТОС.
Датой вступления в силу законопроекта предлагается определить 1 января 2024 года, чтобы уже в июне 2024 года провести сбор инициативных проектов от администраций муниципальных образований и конкурсный отбор инициативных проектов для предоставления средств финансовой поддержки, начиная с 2025 года.
Законы №3-оз и № 147-оз, по мнению Лиры Бурак, выполнили свою историческую миссию: они способствовали внедрению принципов инициативного бюджетирования в регионе путем поддержки старост и иных форм местного самоуправления. Разработанный комитетом законопроект является следующим этапом развития инициативного бюджетирования на территории Ленинградской области, а также взаимодействия населения, органов местного самоуправления и органов государственной власти.
По мнению авторов, принятие законопроекта будет способствовать увеличению активизации участия жителей Ленинградской области, развитию общественной инфраструктуры за счет вовлечения граждан в решение вопросов социально-экономического развития своей территории, повышению эффективности и рациональности использования бюджетных средств.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты задали авторам инициативы свои вопросы. Так Василий Рыжков («Единая Россия») поинтересовался насколько обсужден этот вопрос с муниципалами и поддерживают ли они это начинание. Лира Бурак подтвердила, что вопрос обсуждался на форуме представителей органов местного самоуправления и был поддержан всеми участниками. «Но работа с муниципалами продолжается, любая реформа болезненна, но она необходима», - считает председатель комитета. Ивана Апостолевского (КПРФ) интересовал вопрос: претерпят ли какие-то изменения ТОСы, действующие в настоящее время на территории Сосновоборского городского округа. Лира Викторовна ответила, что действующие в Сосновом Бору ТОСы с принятием закона не только смогут обрести официальный статус, но и получат возможность участвовать в конкурсах и получать гранты.
Председатель постоянной комиссии Дмитрий Рытов высказался в поддержку предложенного законопроекта:
«Я тоже был участником форума, в котором приняли участие более 200 представителей органов местного самоуправления из всех районов Ленинградской области. Видел, что представители муниципальных образований полностью поддержали идею трансформации инициативных комиссий в ТОСы и объединения двух областных законов в один. И все-таки, учитывая важность принимаемых решений, считаю необходимым на этапе второго чтения еще раз обратиться к муниципалам с предложением высказать свои замечания и направить в комиссию свои предложения».
Комиссия рекомендовала Законодательному собранию принять законопроект в первом чтении и определила срок подачи поправок – до 25 декабря.
Пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области