Online47 узнал, как правильно адаптировать иностранцев к жизни в российском обществе и какие инструменты для этого нужны
Вопрос адаптации иностранцев в обществе важен для любой страны. Россия не исключение. Ежегодно на территорию нашей страны приезжают тысячи людей, чтобы строить здесь свой быт. Ассимилироваться непросто в любом обществе. Но особенно сложно это бывает для детей, ведь им приходится обучаться в садах и школах на неродном для них языке. Незнание языка может плохо сказываться и на их успеваемости, и на общении со сверстниками. Однако, этого можно избежать. На днях глава Рособрнадзора Анзор Музаев предложил ужесточить правила для приезжающих в страну иностранцев. По его мнению, в школы нужно брать детей, которые уже хорошо освоили язык. Чиновник уверен, что так ребята быстрее будут вливаться в общество и интегрироваться в нашу среду. Online47 поговорил с экспертами, как сегодня дети мигрантов чувствуют себя в России и нужно ли менять подход к их обучению.
Вопрос адаптации
О социальной адаптации иностранных детей в России говорят не впервые. Ранее Глава Рособрнадзора Анзор Музаев уже предлагал внести законопроект о проверке знания русского языка у детей мигрантов перед приемом в школы. Свои варианты по решению вопроса вносила и уполномоченная по правам ребенка в России Мария Львова-Белова. Она предлагала правительству ввести в детских садах обязательную культурно-языковую программу для детей, приезжающих из-за рубежа.
Теперь Анзор Музаев выступил с инициативой не брать на обучение детей, у кого нет соответствующего знания русского языка:
«Я радикален. Если ты приезжаешь сюда с семьей и собираешься стать гражданином или временно жить, если ты хочешь, чтобы твои дети получали в этой стране образование, то они должны обладать определенным уровнем знания языка. Почему мы должны брать в школу ребенка, который пришел в 7 класс, не зная вообще ни единого слова на русском?», — объясняет Музаев.
Чиновник подчеркнул, что у граждан Средней Азии сегодня есть все возможности для изучения языка еще до переезда в Россию. Для этого на территориях бывших советских республик работают русские школы и центры русского языка.
По данным Минпросвещения, на июнь 2024 года, около 12% детей мигрантов, посещающие школы и детские сады в России, плохо говорят или вовсе не владеют русским языком.
Компетенции преподавания и внеклассная игра
Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор школы Евгений Ямбург к предложению не брать в школы детей без знания русского языка относится отрицательно. По его словам, это выделит приезжих в отдельные группы и будет противопоставлять их русскоговорящим детям:
«Идеальные условия для адаптации таких ребят сегодня есть в московских школах. Там идет комплексная работа. Чем раньше дети приходят, тем быстрее они начинают общаться. Если они поступают в детский сад, то в начальной школе уже свободно говорят на русском. Они очень быстро схватывают и начинают понимать. Но этого мало. В стране нужны компетентные педагоги по обучению детей русскому, как иностранному языку».
Евгений Ямбург также добавил, что важную роль играет внеклассная работа с детьми:
«Кроме классной работы существует еще вторая половина дня. Подключение ребят к кружкам, секциям, экспедициям создает замечательную игровую атмосферу, которая еще лучше позволяет детям общаться. Зачастую такие ребята, действительно, владеют языком гораздо лучше своих родителей. Так что я против того, чтобы как-то выделять этих детей. Они должны находиться в тесной связи с другими ребятами и не чувствовать себя ущемленными».
Комплексный подход
Как считает депутат Заксобрания Ленобласти Станислав Еремеев, дети иностранцев сегодня должны быть поставлены в те же условия, что и местные. В стране не должны появляться гетто:
«В Россию привлечено большое число рабочей силы из других стран. Мы хотим, чтобы они быстрее адаптировались, и образование играет в этом значимую роль. Мы не должны создавать гетто в отдельных районах. В Западной Европе уже есть опыт, когда появляются анклавы мигрантов, обособленные от коренного населения. Это ведет к отчуждению и вражде. Поэтому в условиях сегодняшней России мы заинтересованы в том, чтобы мигранты, которые приезжают сюда работать семьями, имели возможность адаптироваться и осваивать наш культурный код».
Тем не менее, одними только школами здесь не обойтись, говорит депутат. В работе с мигрантами нужен комплексный подход:
«Вопросами мигрантов должно заниматься не только министерство внутренних дел, которое регулирует миграционные потоки через границу, но и Минпросвещения, должна быть создана целая система. Если мы заинтересованы в том, чтобы эти люди сюда приезжали, мы должны создавать соответствующие структуры, центры подготовки для детей и взрослых. Вопрос ведь касается не только детей – он шире. Мы видим, что на ряде объектов работают мигранты, у которых степень владения языком низкая. Это государственная задача. В одиночку ее не решит ни одна из структур. Все должны быть включены в процесс. От адаптации этих людей зависит социальное благополучие России».
От незнания языка тяжело всем
Некоторые родители в России инициативу восприняли положительно. По их мнению, детям нужна специальная образовательная подготовка. Нельзя бросать их «с места в карьер»:
«Дети мигрантов зачастую не могут овладеть русским языком, потому что им мешают это делать их же родители, — считает Наталья. — Дома семья общается только на родном языке. Детям тяжело из-за этого овладевать русским. Учителям на каждом уроке приходится много времени уделять таким ученикам, а другие дети не получают достаточного внимания и знаний. Учитель разорваться тоже не может. Поэтому считаю, что дети мигрантов должны приниматься в наши школы со знанием русского языка».
Вместе с тем, многие понимают, что ситуации бывают разные и не всегда удается подготовить ребенка к переезду. Тем не менее, практика работы с такими мигрантами в мире есть, и применять ее у нас тоже можно и нужно:
«С одной стороны, дети мигрантов, действительно, испытывают трудности с интеграцией в обществе, когда у них нет достаточного знания языка, — рассказал Online47 Игорь. — С другой, мы видим, что в других странах с такими мигрантами как-то справляются. У меня одноклассник когда-то эмигрировал в Испанию с родителями. Ему было 11 лет и кроме русского он никакого языка не знал. Было тяжело, но язык он выучил и удачно адаптировался. Так что, может быть вопрос в мотивации приезжих учить русский? Ведь если жизнь у них отлично складывается и без знания языка — в общинах со своими же соотечественниками — то и стимул пропадает».
Конечно, вопрос адаптации детей мигрантов – серьезный. От него напрямую зависит то, как люди будут чувствовать себя в социуме и насколько сплоченное общество мы получим в ближайшем будущем. Игнорировать сложности детей иностранцев нельзя. Все-таки миграция — это сложный жизненные этап, особенно для детей. И то, насколько комфортно они себя чувствуют в стране, зависит от того, как их принимают и как к ним относятся. Нужно ли создавать дополнительные условия для их внедрения в социум – вопрос открытый. Но то, что помощь в интеграции иностранным гражданам необходима — неоспоримый факт.
Дарья Нестерова