Очередная встреча депутатов Законодательного собрания Ленинградской области с главой региона открылась обсуждением проблемы кадрового дефицита в образовательных организациях.
Инициаторами данного вопроса стали депутаты Михаил Коломыцев и Андрей Гардашников (оба – «Единая Россия»). С ответом выступил заместитель председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам Николай Емельянов.
Он доложил, что в регионе реализуется ряд как материальных, так и нематериальных мер поддержки педагогических работников. Среди них ежегодная единовременная выплата молодым специалистам в течение первых трех лет работы (56,5 тысяч рублей); разовое единовременное пособие выпускникам, пришедшим в школы области сразу после окончания вуза или колледжа (30 тысяч рублей); ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения учителям, проживающим и работающим на селе; единовременная выплата молодым педагогам на улучшение жилищных условий с использованием средств ипотечного кредита. Также каждый район в зависимости от своих возможностей помогает молодым педагогам, в том числе и предоставлением жилья.
Кроме того, по программе «Земский учитель» с 2020 года в школы области пришли работать 9 учителей из других регионов, каждый из которых получил 1 миллион рублей и муниципальное служебное жилье. В 2023 году планируется замещение еще 7 вакансий в рамках реализации данной программы, в следующем году региону выделено 6 квот.
В ответ на эти слова Александр Дрозденко выступил с предложением рассмотреть возможность софинансирования данной программы за счет средств Ленинградской области.
- Предлагаю сделать, как по другим программам, где мы даем софинансирование в соотношении 50 на 50, - выступил он. - За счет этого мы еще и заработаем дополнительные очки перед Министерством просвещения. В таком случае квоту на следующий год могут увеличить.
Когда пришло время вопросов, Михаил Коломыцев озвучил еще одну проблему: зачастую складывается ситуация, когда педагоги в школах занимают несколько ставок. С одной стороны, это дает возможность больше зарабатывать, с другой, возникает перегруженность специалиста, а в этом случае страдает качество образования. Кроме того, получается, что молодым учителям тут нет места.
Николай Емельянов подтвердил, что такой конфликт интересов не во всех муниципальных образованиях, но существует. В частности, Кировским районом, который более всего интересовал инициаторов данного обсуждения, областному комитету образования было заявлено об одной вакантной ставке. В то время как на самом деле оказалось, что потребность в педагогических кадрах на 2023 – 2024 учебный год составляет 62 ставки.
- С этим должен разбираться местный комитет образования, мы же в свою очередь, несомненно, заинтересованы в том, чтобы в школы приходили молодые педагоги, - добавил он.
Александр Смирнов («Справедливая Россия – За правду») напомнил о ситуации с 5 и 7 школами в Волхове, где в одной не хватает мест первоклассникам, а в другой наоборот – недокомплект, в связи с чем возникли разговоры об объединении этих образовательных учреждений.
В ответ Александр Дрозденко напомнил, что в бытность, когда он стоял у руля Кингисеппского района, такие ситуации решал просто: зачислением в школы по территориальному принципу.
- Мы не сможем подстроиться под желание каждого родителя, поэтому в данном вопросе я доверяю решение проблемы специалистам, - добавил он и пообещал разобраться.
Вадим Густов («Единая Россия») озвучил грустную статистику: 40% педагогов в Волосовском районе пенсионного возраста. По его мнению, привлечь молодые кадры в школы Ленобласти можно. В этом поможет строительство коттеджей, куда в комфортные условия можно заселять специалистов. А также необходимо вернуться к программе распределения после вузов, которая в регионе уже действует для медиков и вполне оправдывает себя.
Николай Пустотин («Единая Россия»), в свою очередь, подчеркнул, что помимо финансовых вливаний в урегулировании проблемы нехватки кадров необходимо, чтобы директора школ подключались к решению этого вопроса:
- Надо задать вопрос каждому директору: что он сделал, для того чтобы к нему вернулся выпускник? Убедил ли он, зная способности ребенка, поступить в педагогический вуз? Каждый руководитель должен нести персональную ответственность за решение проблемы нехватки кадров в школе.
Александр Рязанов («Единая Россия») выразил мнение, что данный вопрос стоит остро в районах, которые попросту не умеют зарабатывать и поэтому не имеют возможности поощрять педагогов.
Подводя итог обсуждения, губернатор сказал, что основными направлениями решения проблемы дефицита учителей на местах является обеспечение их жильем и заключение контрактов со студентами педвузов, по условиям которых они обязаны будут определенный срок отработать в школах Ленинградской области.
Анна Куртова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области