Покупки в рассрочку на маркетплейсах предложили учитывать в кредитной истории потребителя. Сейчас, когда такого требования нет, человек может набрать в разных магазинах товаров, за которые не сможет расплатиться. Такую инициативу обсудили на заседании президиума Совета законодателей 3 марта. Кроме того, онлайн-магазины могут обязать указывать размер торговой наценки, мгновенно возвращать деньги клиентам за некачественный товар и контролировать поставщиков. «Парламентская газета» узнала подробности.
Как не угодить в долговую яму
Оплата покупок частями — популярная услуга на маркетплейсах. Человек кладет в корзину один или несколько товаров, после чего выбирает способ оплаты. Можно внести часть суммы, разделив оставшуюся на равные доли и выплатить в течение нескольких месяцев. Или вообще забрать покупки сейчас, а начать оплачивать их через некоторое время. За такую услугу некоторые магазины берут небольшую комиссию, другие предоставляют ее бесплатно, лишь бы клиент сделал покупку. В каждом случае это преподносится как удобный и выгодный способ совершать покупки.
Между тем речь, по сути, идет о классической рассрочке, которую от кредита отличает разве что отсутствие переплаты. На это обратили внимание в Центробанке, отметив, что информация о таких рассрочках сейчас не поступает в бюро кредитных историй.
«Не имея информации об уже имеющихся долговых обязательствах гражданина, кредиторы выдают ему новые средства, что в конце концов может привести к банкротству, — сказал руководитель службы по защите прав потребителей ЦБ Михаил Мамута. — Кроме того, не отрегулирован размер штрафов агрегатора, операторы не несут должной ответственности за товары».
Это учтут при доработке правительственного законопроекта о платформенной экономике, который сейчас проходит межведомственное согласование. Маркетплейс в будущем регулировании должен стать стороной договора купли-продажи, считает вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.
«Наша цель — сделать рынок цивилизованным, — отметила она. — Чтобы невозможно было прикрыться электронными форматами торговли для избежания ответственности перед потребителями».
Цену сделают прозрачной
Позицию законодателей разделяют в исполнительной власти, заверил глава Минпромторга Антон Алиханов:
«Мы исходим из того, что, несмотря на цифровизацию, суть отношений покупателя и продавца сохраняется. Следовательно, поправки будут внесены и в закон о торговле, и о защите прав потребителей. На маркетплейсы будут распространены те же требования, что и на обычную торговлю».
Совет законодателей на основе предложений регионов сформулировал ряд поправок, которые тоже коснутся маркетплейсов. Так, в карточках социально значимых товаров первой необходимости планируется размещать информацию о торговой наценке, сообщил председатель Заксобрания Ленинградской области Сергей Бебенин.
«Это поможет предупредить рост цен и не допустить резких скачков», — считает он.
Еще одна законодательная новелла, которую планируют рассмотреть в ближайшее время, — контроль над самозанятыми, которые занимаются производством пищевой продукции, например пекут торты на заказ. Речь идет об обязательном уведомлении Роспотребнадзора о начале такой деятельности, объяснил Сергей Бебенин.
Проверки будут внезапными и дистанционными
Отдельная задача, которую предстоит решить законотворцам, — защита покупателей маркетплейсов от навязывания товаров и услуг путем манипулирования информацией, заявил вице-спикер Совета Федерации Андрей Яцкин.
«Мы должны создать безопасную и прозрачную для потребителей онлайн-среду, — сказал он. — Нужно установить четкие правила для продавцов, в обязанность которых в том числе должна войти борьба с контрафактом. Строго соблюдать право на обмен и возврат товара. Именно поэтому мы очень ждем внесение законопроекта о платформенной экономике, чтобы начать с ним работать».
Контролировать онлайн-торговлю сложнее, чем обычные магазины, а Роспотребнадзор ограничен в своих полномочиях, указала Ирина Яровая. Административная реформа, она же так называемая регуляторная гильотина, по ее словам, привела к тому, что надзорное ведомство включается в работу уже по факту, когда произошло чрезвычайное происшествие, и зачастую с большим опозданием.
«Мы хотели бы подумать над тем, какие полномочия нужно представить Роспотребнадзору, чтобы у ведомства был больший горизонт возможностей для упреждения и профилактики ситуаций, связанных с некачественным школьным питанием, медицинскими услугами, товарами, — сказала депутат. — Контрольно-надзорные органы должны действовать на опережение, защищать и сберегать жизнь и здоровье человека».
Роспотребнадзор, по словам его руководителя Анны Поповой, должен проводить больше внезапных, а не плановых проверок, когда предпринимателя о них предупреждают. Эффективность внезапных проверок — 97 процентов, отметила Попова. Кстати, владелец бизнеса сегодня может даже не знать, что его проверили — многие мероприятия проводятся дистанционно. А узнает он, только если сотрудники Роспотребнадзора нашли нарушения. Так же будут проверять и маркетплейсы — дистанционно, без непосредственного взаимодействия с представителями платформы или продавца.
Дмитрий Литвинов