RutubeVKYouTubeOK
RutubeVKYouTubeOK
Обученных в Ленобласти педагогов хотят обязать отрабатывать в местных школах
25 июня 2025
"Ведомости"
Поделиться:

 

Более половины студентов, получивших здесь педобразование, уезжают из региона или работают не по специальности

Из 1300 педагогических специалистов-выпускников местных вузов ежегодно только 40% приходят работать в Ленобласть / https://t.me/knyaginin_spb

Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области планируют пересмотреть существующую систему подготовки специалистов для системы образования. Они предлагают изменить местное законодательство таким образом, чтобы выпускники по педагогическим специальностям финансируемых из местного бюджета учебных заведений оставались работать в регионе для решения проблемы нехватки кадров. Во вторник 24 июня на встрече с депутатами губернатор Ленобласти Александр Дрозденко поддержал идею. Парламентарии должны будут сформировать законопроект, который изменит подход к подготовке педагогов на региональном уровне. Также они обсуждают идею обратиться с законодательной инициативой и к федеральным властям, которая обяжет выпускников отрабатывать по государственному распределению.

Как пояснила председатель комитета по труду и занятости Ленинградской области Юлия Косарева, проблема заключается в том, что большая часть выпускников высших учебных заведений в Ленинградской области не трудоустраиваются по специальности в регионе. «Из 1300 педагогических специалистов [ежегодно] только 40% приходят работать в Ленобласть, надо иметь ввиду, что часть иногородних студентов возвращается домой», – прокомментировала она. Однако такая ситуация наблюдается не везде: например, из около 300 выпускников Гатчинского педколледжа им. Ушинского 284 остаются работать в регионе.

Хотя по данным властей Ленобласти укомплектованность в образовательных учреждениях региона сегодня составляет 93%, потребность в новых кадрах оценивается в 1129 сотрудников в 338 организациях, из которых 764 – педагоги, 346 – воспитатели и 19 методисты. Представители правительства Ленобласти уточнили, что наиболее острая нехватка наблюдается среди учителей химии и физики. Кроме того, было введено 600 ставок психологов, но только 53% вакансий закрыто.

Парламентарии предложили два решения этой проблемы. Первую озвучил депутат областного заксобрания Станислав Еремеев. Он обратил внимание, что в Ленобласти есть высшие учебные заведения, которые финансируются из регионального бюджета. В связи с этим, по его словам, можно пересмотреть программу приемных комиссий, чтобы увеличить число мест по целевому направлению от местных школ (абитуриент при заключении такого договора обязан отработать после выпуска установленный соглашением период у работодателя) в рамках распределения бюджетных мест. Дрозденко подчеркнул, что власти фактически инвестируют в студентов-бюджетников. «40% только возвращается, значит, у нас минус 60% рентабельности. Надо думать», – добавил глава региона.

Второе решение связано уже с пересмотром федеральной системы образования. Часть депутатов считает, что нужно выходить на федеральный уровень с законодательной инициативой, чтобы студенты-педагоги, отучившиеся на бюджетной основе, в обязательном порядке отрабатывали по специальности определенный период времени там, куда направит государство.

Стоит отметить, что с таким предложением уже выступали представители и других регионов. Так, в феврале 2025 г. заместитель руководителя департамента надзора и контроля в сфере образования Республики Татарстан Светлана Захарова выступила за обязательное привлечение студентов-педагогов к отработке в школах. Тогда же департамент по кадровой политике Минпросвещения РФ комментировал «Известиям», что такая система противоречит принципу свободы труда по ч.1 ст. 37 Конституции РФ.

При этом парламентарии Ленобласти обратили внимание, что Минздрав в начале года поддержал аналогичный механизм для студентов-медиков. Ведомство разработало законопроект о системе обязательного возмещения затрат государства на обучение студентов медиков. Как сообщал 24 июня «Коммерсантъ», для доступа к периодической аккредитации, без которой врачи и фармацевты не имеют права работать, министерство хочет ввести обязательную трехлетнюю отработку выпускников в госклиниках.

Вице-президент Санкт-Петербургского филиала НИУ «Высшая школа экономики» Александр Ходачек считает, что среди двух предложенных вариантов наиболее реальным является увеличение мест в областных вузах по целевому набору. «Такие полномочия у региона действительно есть, это наименее затратное для властей решение», – считает он.

По его мнению, если депутаты хотят выйти с инициативой об изменении федерального законодательства, то это приведет к тому, что и другие государственные учреждения захотят оставлять студентов отрабатывать в госсфере. «Эти изменения затронут всю страну, но тогда возникнут такие же инициативы от системы здравоохранения, правоохранительных органов и т.д. Очень много вопросов возникает. Материальные льготы могут быть эффективнее для привлечения кадров в регион», – резюмировал он.

Доцент кафедры социальных технологий РАНХиГС Юлия Байер рассказала, что вопрос распределения студентов по регионам широко обсуждается, но проблема заключается в том, что выпускники не идут работать в образовательные учреждения из-за невысоких зарплат. «В сфере образования необходимо повышать зарплату, повышать престижность профессии, тогда вырастет интерес к трудоустройству», — уверена она.

Артем Гришков

Ссылка на материал