В этом году отмечается 35 лет со дня окончания вывода советских войск из Афганистана. Дата знаменательная и одновременно скорбная. Вывод советских войск начался в мае 1988 года после подписания Женевских соглашений. 15 февраля 1989 года последние колонны частей 40-й армии пересекли Амударью по «мосту дружбы». За 10 лет войны через Афган прошло около 620 тысяч советских военнослужащих и гражданских лиц. Многие воины-интернационалисты и сегодня трудятся в Ленинградской области, в том числе на волосовской земле. Они регулярно встречаются, бережно хранят воинское братство и всегда вспоминают погибших товарищей.
Специально к памятной юбилейной дате приурочен выход книги Аркадия Белого «У войны долгое эхо», поддержку в издании которой оказал депутат Законодательного собрания Ленинградской области, Почетный гражданин Ленинградской области Вадим Густов. Вадим Анатольевич рассказал «Вестям» о том, как возникла идея подготовки книги воспоминаний участников тех событий.
– Совсем скоро в Волосово пройдут главные областные мероприятия, посвященные 35-летию вывода советских войск из Афганистана. Что для Вас значит эта дата?
– Для меня это не рядовое событие. Когда я работал в Кингисеппском горкоме партии, мы хоронили Сашу Корсунского, 19-летнего парня, погибшего в Афганистане в июне 1980 года и посмертно награжденного медалью «За отвагу». Его отца, Виктора Леонидовича, хорошо знали в районе, он был бригадиром строительной организации. Те дни оставили глубокий след в памяти, ведь одно дело, когда что-то происходит далеко, а тут мы первый раз ощутили – война совсем рядом.
Уже позже я руководил Комитетом по делам Содружества Независимых Государств в Совете Федерации и мне посчастливилось работать с Героем Советского Союза Борисом Всеволодовичем Громовым – легендарной личностью, командующим 40-й армией, именно он выводил последних советских солдат из Афганистана. Я достаточно неплохо узнал этого человека – скромный, высоко организованный генерал, прекрасно знающий свою профессию. Общение с этим уважаемым военачальником в значительной степени сформировало моё восприятие и ребят, которыми он командовал, и задач, которые приходилось решать.
Выполняя приказ руководства страны, советские войска вошли в Афганистан – страну, с которой СССР никогда не воевал, напротив, на протяжении многих десятилетий оказывал ей разнообразную помощь. Более того, Советский Союз был первым государством, которое признало независимость Афганистана, во второй половине ХХ века внес серьезный вклад в его развитие. За время советско-афганской дружбы советской стороной на территории Афганистана было построено более 140 инфраструктурных объектов, обучено множество афганских специалистов.
Теперь вся эта многоплановая гуманитарная работа шла под прицельным артиллерийским и минометным огнем. Зачастую только выстроенное или восстановленное поджигалось, уничтожалось и приходилось всё начинать заново. По официальным сводкам, за время пребывания на территории Демократической Республики Афганистан отремонтировано, восстановлено и построено более 80 школ, лицеев и училищ, 85 больниц, 86 детских садов, 326 жилых домов, 35 мечетей, 48 колодцев, 53 моста, 4 дизельных электростанции; пробурена 41 скважина, электрифицировано 6 кишлаков, прорыто более 117 километров арыков и каналов. Нашими солдатами заложено 32 аллеи дружбы, где высажены сотни деревьев надежды… Целенаправленно осуществлялась медицинская помощь: советские военные врачи обследовали и лечили детей, женщин и стариков, раненых афганских военнослужащих, смертельно рискуя собственной жизнью. Были мечом и щитом.
До сих пор продолжаются споры о том, следовало ли нам вводить войска в Афганистан. Учитывая сложность обстановки в том регионе, это было необходимо, ведь неизвестно, чем назревавшие там события могли обернуться для нас. По воспоминаниям бывшего министра иностранных дел СССР Андрея Андреевича Громыко, решение о военной помощи Афганистану принималось под влиянием объективных и субъективных причин. Одна из них – стремление США дестабилизировать обстановку на южных участках советской границы и создать непосредственную угрозу безопасности нашей страны. Нашим войскам было дано указание стоять гарнизонами в Кабуле и некоторых других городах. И только в случае крайней необходимости применять оружие. Но потом события сложились так, что мы вынуждены были вступать в навязанные нам боевые действия.
После вывода наших войск и без того хрупкая политическая система страны начала разваливаться: в апреле 1992 года произошло убийство Наджибуллы и первое пришествие талибов. Непоправимый урон народу этой горной страны нанесло вторжение американцев, которое закончилось их позорным бегством. Афганистан после двадцатилетнего навязывания западных «демократических правил» и устоев стал ещё более разобщенным, достигла своего апогея гражданская война. При этом население катастрофически нищало – основной сферой экономики оставалось выращивание опиумного мака и экспорт наркотиков. Американцы в разоренной стране не оставили после себя ничего, кроме голода, разрухи, брошенных в панике оружия и боевой техники на миллиарды долларов.
Сегодня, видя то, что происходит на Украине, в полной мере ощущая давление мирового сообщества во главе с западной коалицией, мы должны чётко отдавать себе отчет в том, что всё это уже было 35 лет назад, только теперь нам приходится защищать нашу страну не на дальних рубежах, а на исконно русских землях.
Афганская война, как и любая другая, – это, безусловно, трагедия. Но наши ребята, солдаты и офицеры, несмотря ни на что, с честью выполнили свой служебный долг, к сожалению, многие ценой собственной жизни. Поэтому мы должны сохранить в веках память о наших воинах, в том числе и ленинградцах. По официальным данным, в результате войны в Афганистане погибло более 15 тысяч наших соотечественников, 37 тысяч получили ранения, инвалидами войны стали 6669 человек. Из Ленинградской области погибло 92 человека, четыре из которых – жители Волосовского района.
– Как появилась идея написания книги об Афганской войне?
– В марте 1993 года в бытность мою председателем Леноблсовета депутаты приняли решение о создании Книги Памяти, а спустя четыре года, в январе 1997-го, в Доме областного правительства прошло торжественное собрание матерей и родственников погибших в Афганистане солдат и офицеров из Ленинградской области. На нем присутствовали члены правительства, воины гарнизона, авторский коллектив вышедшей 10-тысячным тиражом книги с печальным и тревожным названием «Не дай, Отчизна, умолчать».
Выступая перед собравшимися уже в качестве губернатора области, я назвал поименно тех, кто стоял у истоков создания Книги Памяти. Прежде всего, Нину Ивановну Прохорову, Лидию Ивановну Калинину, консультанта генерал-лейтенанта в отставке Владимира Петровича Черемных и десятки других – от офицеров военкоматов до издателей и полиграфистов. И, конечно же, автора-составителя Надежду Матвеевну Калашникову – почетного гражданина города Лодейное Поле, в котором она долгие годы проработала учителем английского языка. Именно благодаря ей были опубликованы 92 очерка о судьбе павших в Афганистане воинов из Ленинградской области. К сожалению, не так давно Надежда Матвеевна ушла из жизни.
Замечу, что в ходе реализации проекта в районных газетах были опубликованы списки погибших воинов-«афганцев» с призывом помочь в сборе фактического материала. В итоге рабочая группа получила 3125 писем, 1329 фотографий из семейных архивов, странички из записных книжек, дневниковых и магнитофонных записей, газетных и журнальных публикаций, 880 личных документов. Кроме того, были отправлены запросы, и получены материалы из районных и областного военкоматов, архивов Минобороны и КГБ. В том числе копии некоторых штабных документов 40-й армии. Одновременно во многих районах области и в Санкт-Петербурге прошли встречи участников войны в Афганистане, которые многое откровенно поведали участникам рабочей группы.
В 90-е годы мне довелось быть свидетелем принятия судьбоносных государственных решений, посещать зоны боевых действий, участвовать в переговорах по урегулированию международных конфликтов. В том числе – и на Северном Кавказе. Достоверную информацию я получал как в центре из официальных источников, так и на местах от очевидцев и непосредственных участников тех трагических событий.
С ветеранами, как и с солдатскими матерями, я по-прежнему встречаюсь часто и каждая новая встреча для меня – откровение. В больших и малых населенных пунктах Волосовского района, как, впрочем, и по всей Ленинградской области, в дни памятных дат, чествования воинов-интернационалистов и участников боевых действий не разделяют тех, кто воевал в Афганистане, и кто выполнял свой воинский долг на Северном Кавказе. Все они одинаково жертвовали жизнью и здоровьем, и наша память о них не отделима.
Года три назад у меня родилась идея: через воспоминания непосредственных участников событий, живущих в Волосово, более тщательно осмыслить те события, которые произошли в Афганистане. Вначале мы создали небольшую творческую группу, но потом работа застопорилась, и больше года частично собранные для книги материалы лежали без дела. Понимая, что тема представляет огромный интерес для молодого поколения, особенно в связи с происходящим сегодня на Украине, встретился с моим добрым другом, членом Союза писателей России Аркадием Тимофеевичем Белым, который согласился погрузиться в эту непростую работу, – и вот наконец издание выходит в свет. Мы вручим книгу «У войны долгое эхо» всем ребятам, которые в ней упомянуты, их родственникам и, конечно, передадим в школы и библиотеки.
Когда возникла возможность провести мероприятие, посвящённое 35-летию вывода войск из Афганистана, я обратился в Правительство Ленинградской области, и нам разрешили организовать его в Волосово. У нас есть Дом культуры и создан специальный мемориал в честь ребят, которые воевали в Афгане. Благодаря генерал-полковнику Павлу Алексеевичу Лабутину, в прошлом – первому заместителю командующего Ленинградским военным округом, мы получили разрешение и привезли боевую машину пехоты (БМП-1), которая принимала участие в боях с моджахедами. Это было в феврале 2018 года, незадолго до 29-й годовщины вывода советских войск из Афганистана. На мраморной стеле высечено: «Афган, Чечня... Боль наша и вечная память». Каждый год в этом месте собираются ветераны боевых действий.
– Почему участники локальных конфликтов, в том числе «чеченцы», «афганцы» и те, кто воевал в Сирии, ещё не приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны или участникам СВО, которые уже имеют в Ленинградской области более шестидесяти видов мер поддержки?
– Тема социальной помощи участникам локальных войн и вооруженных конфликтов поднималась неоднократно на самом высоком уровне, в том числе в части преемственности ветеранов. Я имею в виду прежде всего ветеранов Великой Отечественной войны. Ведь уходят участники, блокадники, узники… Этих людей, которые прошли через смерть, ранения, болезни, становится всё меньше. Самым молодым ветеранам Афгана сегодня уже за пятьдесят. Они все выполняли тяжелый ратный солдатский труд, неважно в Афганистане, Чечне или Сомали…
Приходят другие люди, созревает среда, в которой требуются новые правила игры, уже с учетом специальной военной операции, и нельзя делить воинов-интернационалистов и тех, кто сейчас на Украине. Многие установленные ранее льготы с учетом нынешней ситуации уже потеряли свою актуальность. Между тем, участники боевых действий в Афганистане и Чечне продолжают служить Родине, составляя обширное ветеранское братство. И этих людей надо уважать. Глубоко убежден, что все, кто защищал интересы Родины, в том числе и за ее пределами, должны иметь равные права и социальные гарантии.
Мария Суворова
Фото Павла Афанасенко (установка БМП в Волосово, 7 февраля 2018 года)