Бренды Ленинградской области поддержат деньгами и маркетингом. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на региональный комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка, программа нацелена на популяризацию продукции местных производителей, а также поиск новых форматов продвижения.
В процессе разработки программы, которая рассчитана на срок до 2026 года, еще в прошлом году было сформировано два реестра, в которые вошли местные бренды. На данный момент, по словам запреда профильного комитета Максима Федорова, в них суммарно насчитывается 57 компаний. Это производители продуктов, а также одежды мебели или украшений. Например, сырное ателье «Менестрель», несколько кондитерских фабрик или компания «Молочная культура». Критерии включения в списки довольно просты и понятны: зарегистрированный товарный знак и производство на территории региона. Из дополнительных требований, повышающих шансы на получение всероссийской известности, — собственный сайт или кабинет на одном из маркетплейсов. Это необходимо для более активной маркетинговой поддержки: в частности, в планах правительства Ленобласти создание электронного каталога с системой фильтрации, чтобы из его потенциальный потребитель мог сразу попасть на карточку продавца и сделать покупку. При этом помощь в развитии брендов областного сегмента МСП исполнительная власть региона активно обсуждает с депутатами местного ЗакСа. О том, в каком направлении имеет смысл вести работу, рассуждает член парламентской комиссии по экономике, собственности, инвестициям и промышленности Дмитрий Звонков:
- Туризм как направление малого бизнеса, какие-то сувенирные продукции на основе бренда Ленинградской области, экомаршруты... Агропромышленный комплекс это уже не малый бизнес, а все-таки уже больше средний бизнес. Должна быть системная работа, которая при должном контроле, при хорошем планировании поможет получить действительно хороший результат экономический на территории, привлечь ещё больше производителей.
При этом местные бренды смогут получить от властей финансовую поддержку, в том числе, в виде субсидий. Их планируют предоставлять по шести направлениям: лизинг, кредиты, сертификация, поддержка ремесел и народно-художественных промыслов, а также модернизация оборудования и участие в выставках. Правда, на текущий год сумма в общей сложности невелика — менее 200 миллионов рублей. К тому же, на деньги смогут претендовать не только участники программы, которые соответствуют критериям на получение мер поддержки, но и другие представители МСП. Однако некоторые эксперты справедливо отмечают, что бизнес не всегда готов брать деньги у власти, банально опасаясь того, что за них придется скрупулезно отчитываться. Да и дело не всегда в средствах — часто представителям бренда сложно продвинуть свою продукцию на полки магазинов. Такой механизм тоже заложен в программе поддержки, хоть конкретно еще и не описан. Впрочем, управляющий Центра фермерской торговли «Озерки» Павел Краев видит обратную, негативную сторону в желании раскручивать небольшие бренды:
- Бренды смысла нет раскручивать только из-за того, что как только бренд раскрутится, его сразу же купит, и он станет массовым. Изюминка фермера в том, что у него штучный товар, качественный, и он отвечает головой за своё качество, что у него там натуральная продукция, понимаете, в чем дело? Поэтому я бы вот не бренды продвигал, а полки предоставлял бы, а у каждого фермера своё видение есть, как выглядит его товар и как он должен быть представлен. И фермер чаще всего не разрабатывает этикетку, упаковку, в основном упор на качество только идёт.
Добавим, что еще в конце прошлого года Ленобласть представила собственный гастрономический путеводитель «География на вкус», куда вошли такие бренды как ладожская корюшка, выборгский крендель и копорский чай. Кроме того, в него был включен сидр местных производителей. По мнению губернатора региона Александра Дрозденко, с которым солидарен и глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, напиток областных сидроделов может в скором времени составить конкуренцию европейскому.