14 мая на заседании постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу депутаты обсудили актуальные проблемы обеспечения ленинградцев качественной питьевой водой, а также назревшие в региональном законодательстве изменения, касающиеся организации водоснабжения и водоотведения.
Напомним, реформирование отрасли водоснабжения и водоотведения в Ленинградской области началось с принятием областного закона от 29 декабря 2015 года № 153-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области». В соответствии с законом полномочия передавались с муниципального на региональный уровень вместе с имуществом, которое оформлялось в собственность Ленинградской области и хозяйственное ведение специально созданного в 2016 году единого регионального оператора – ГУП «Леноблводоканал».
Основной целью модернизации было развитие систем водоснабжения и водоотведения в регионе (с централизованными тарифами, реконструкцией сетей и сооружений) и улучшение качества оказания услуг населению. Однако в ходе проведения реформы возникли трудности, обусловленные специфическими особенностями каждой отдельно взятой территории. Где-то имущество охотно передавали, где-то была уже налажена своя система, и муниципалитеты попросту не были заинтересованы в том, чтобы отдать её в общее хозяйство.
Тем не менее за это время проделана большая работа. В июне 2023 года, отчитываясь перед депутатами об итогах работы Леноблводоканала, председатель комитета по ЖКХ Ленобласти Александр Тимков отмечал, что охвачено более 80% территорий, на уровень региона переданы полномочия 157 муниципальных образований в 16 муниципальных районах, произведена реорганизация 90 государственных унитарных предприятий, в результате чего в госсобственность перешло около 10 тыс. объектов, в том числе 67 водоочистных станций, 172 канализационных очистных сооружения, порядка 5000 км сетей, 667 артезианских скважин и пр. За период 2016–2022 годов из регионального бюджета «Леноблводоканалу» было выделено 10,9 млрд рублей.
Предметом обсуждения на заседании комиссии по ЖКХ и ТЭК стала необходимость организации системы нецентрализованного водоснабжения с использованием общественных колодцев в сельских населенных пунктах, а также разработки (с последующим утверждением) схем водоснабжения и водоотведения поселений. Для более детальной проработки конкретных законодательных мер решено обобщить мнения на местах: оба вопроса предложено вынести на Совет муниципальных образований Ленинградской области.
«Мы исходим прежде всего из интересов граждан и считаем, что рано или поздно вопрос о качестве воды в колодцах встанет. Надо уже сейчас начать работу по приведению в порядок этих объектов, выделив их в систему нецентрализованного водоснабжения», – отметил председатель постоянной комиссии Михаил Коломыцев.
Примечательно, что депутаты-единороссы Михаил Коломыцев, Андрей Гардашников и Саяд Алиев уже подготовили проект изменений в статью 1 областного закона № 153-оз. Авторы законодательной инициативы считают целесообразным наделить Правительство Ленинградской области полномочиями органов МСУ по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений. Такие меры будут способствовать развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения Ленинградской области, а также их эффективному управлению.
Выслушав позицию председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Егора Мищерякова, депутаты попросили подготовить информацию об объектах нецентрализованного водоснабжения в разрезе районов Ленинградской области с объемами финансирования.
Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области