RutubeVKYouTubeOK
RutubeVKYouTubeOK
Марина Левченко на открытии выставки одной картины в Изваре
19 июля 2024
«Сельская новь»
Поделиться:

В дом-музей Н. К. Рериха после реставрации вернулась картина «Вечер богатырства Киевского». На прошлой неделе ее представили искусствоведческой и музейной общественности на выставке, посвященной 40-летию музея в Изваре и 150-летию Н. К. Рериха.

В открытии выставки одной картины приняли участие заместитель главы администрации района по социальным вопросам Ольга Кущинская, депутат Законодательного собрания Ленинградской области Марина Левченко и начальник отдела по молодежной политике, культуре, спорту и туризму администрации района Ольга Попова, а также руководитель Международного центра реставрации в Рождествено Татьяна Черняева и заведующая мастерской реставрации станковой масляной живописи Светлана Таратынова, которая непосредственно работала с полотном.

«Вечер богатырства Киевского» был написан 25-летним студентом академии художеств Николаем Рерихом в Изваре. Тогда он увлекался археологией, историей Древней Руси, читал и былины, в том числе и «Как перевелись богатыри на Руси». Эта не слишком известная широкой публике былина была записана в Сибири в середине XIX века и впервые опубликована в журнале «Сын Отечества» в 1840 году. Повествует былина о том, как богатыри, победив всех недругов, загордились и вызвали на бой силы небесные, но проиграли сражение и окаменели. По мотивам былины Рерих и написал «Вечер богатырства Киевского». Работа была выставлена в академии художеств. Сохранились отзывы представителей художественных кругов Петербурга и простых зрителей.

Специалисты считают эту работу молодого Рериха эскизом, поскольку в ходе реставрации обнаружили с помощью микроскопа, инфракрасных лучей и других способов исследования полотна несколько слоев краски, перекрытие одних фрагментов другими, дописан-
ные позднее детали картины. Например, птицы. На картине они видны не все, но на самом деле они есть! Сохранилась запись в дневнике Николая Константиновича, с рассказом, как чуть не утратил полотно: «Закончил эскиз и поставил перед печкой, но чересчур близко. И вдруг, слышу запах горячей краски. Гляжу — эскиз расплывается. Вовремя услышал — спас от погибели, так что можно еще поправить...».

В Центре реставрации подтвердили, что полотно реставрировали около 50 лет назад, и оно было дублировано на новый холст. С помощью специалистов Русского музея установлена подлинность картины — скрупулезно сравнили сохранившиеся остатки автографа художника на нижних углах произведения с образцами подписей Н. К. Рериха в разные периоды его творчества.

Для удобства посетителей в зале, где размещена выставка одной картины, есть стенды с ее описанием, рассказом о сюжете и пояснением к творческому замыслу автора.

Возвращение отреставрированного произведения Н. К. Рериха — прекрасный подарок к юбилею автора и музея в Изваре, а также для всех ценителей творчества нашего великого соотечественника.

Н. БОГДАНОВА Фото автора