Новый 2024-й для Санкт-Петербурга и Ленинградской области должен стать определяющим в проведении мусорной реформы. Её успешность связывают с вводом новых пяти комплексов по переработке твёрдых коммунальных отходов, которые планируется построить в ближайшие годы. Однако их появление вызывает массу вопросов, ответы на которые не получены до сих пор.
За чей счёт?
На Карельском перешейке в Выборгском районе Ленинградской области собираются строить КПО «Островский». На территории будущего комплекса уже идёт подготовительный этап: перемещаются массы земли, прокладываются временные дороги, готовятся «городки» для рабочих. Местные жители и защитники природы давно бьют тревогу. С их точки зрения, появление мусороперерабатывающего завода в месте, где вокруг турбазы, курорты, дома отдыха, – нежелательно. На днях они снова собрались, чтобы ещё раз, вместе с профессионалами, чётко обозначить свою позицию.
«Мой дом в 7 километрах от карьера «Островский», – рассказывает местная жительница Лолита Литвинова. – Считаю, что размещение здесь объекта первого класса опасности, каким является завод, несёт угрозу экологии и безопасности. Вызывает вопросы и организация процесса. За год предполагается перерабатывать 600 тысяч тонн отходов. Их собираются возить за 60 километров от Петербурга. Мусоровозы постоянно будут двигаться в одну и другую стороны. За чей счёт? Хотела бы ошибиться, но не исключаю, что на жителей в данном случае может быть наложен дополнительный квази-налог – в виде ещё одного коммунального платежа».
По словам активистки, ещё до строительства КПО в близлежащих посёлках обнаружены грунты, загрязнённые стиролом.
«Это яд, – подтвердил учредитель общественного регионального экологического фонда «Гражданин», экс-депутат Госдумы VI созыва Максим Шингаркин. – Такое вещество отсутствует в природе, и сам факт его выявления, даже в ничтожных концентрациях, предполагает возбуждение уголовного дела по факту загрязнения подземных вод».
Факт загрязнения стиролом подтверждён многочисленными пробами и анализами, о нём известно и в СК РФ, однако реакции властей не видно. По мнению экозащитников, это может привести к тому, что при строительстве КПО, когда будут перемещаться массы земли, ядовитая субстанция широко распространится.
«Нельзя забывать, что карьер находится на Лемболовской возвышенности, в зоне водораздела, – затрагивает очередную проблему ещё одна местная жительница Ирина Колесникова. – Здесь формируется водная сеть Карельского перешейка – реки, болота, ручьи, озёра. Прямо с этих высот стекают реки Сестра, Охта, Рощинка, приток Вуоксы. Многие учёные предостерегают: если в их воды проникнут вредные смеси, тот же стирол, это может отрицательно повлиять на водную систему перешейка. А если авария? Кто остановит всю «систему Менделеева»? Последствия будут необратимы».
Птичку жалко
Беспокоит активистов и влияние будущего комплекса на окружающую природу. Как утверждают авторы проекта КПО, территория карьера не является природоохранной, и там нет заслуживающей внимания флоры и фауны.
«Это не так, – считает сотрудник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета СПбГУ, к. б. н. Владимир Головань. – В прошлом году по просьбе местных жителей мы обследовали карьер «Островский» и прилегающие к нему болота. Несмотря на то, что лес там значительно вырублен, нам удалось обнаружить 12 видов птиц, которые занесены в Красную книгу России и Ленинградской области. Мы уже давно изучаем птиц в Ленобласти. За последние годы проверили не один десяток болот и констатируем, что их состав очень беден. «Островский» – единственный, где такая высокая плотность пернатого «населения» и разнообразие редких видов».
Что сейчас? На данный момент инициативная группа направила письма с просьбой пересмотреть идею строительства КПО «Островский» во всевозможные инстанции, вплоть до СК РФ и администрации президента. Соответствующее обращение было адресовано главе государства и на прямую линию, которая состоялась 14 декабря. Подан иск в суд, предварительные слушания намечены на январь 2024 года.
«Мы не против мусорной реформы, наоборот, «за» то, чтобы навели порядок, – говорит Лолита Литвинова. – Полностью поддерживаем и национальный проект «Экология», в рамках которого планируется решить задачу переработки отходов. Однако считаем, что это не должно нести ущерб природе, создавать опасные ситуации. У мусора есть вторая жизнь, у нас – нет».
Мнение депутата
Депутат Законодательного собрания Ленинградской области, член постоянной комиссии по экологии и природопользованию Николай Кузьмин:
«Сегодня нам надо научиться перерабатывать вторичные ресурсы. Поручение создать в стране соответствующую отрасль президент России дал ещё в 2017 году. Прошло шесть лет, но сделано мало.
В данном случае комплекс по переработке отходов «Островский» планируется построить на Карельском перешейке, что вызывает протесты жителей. Но где тогда можно размещать такие заводы?
Наш ответ – на территории уже действующих полигонов. «Волхонка», «Красный Бор» были заложены ещё в советское время. Тогда тщательно изучалась гидрология, смотрели, где есть кембрийские глины и водонепроницаемые слои.
И сейчас нужно сначала поставить там пункты переработки прибывающих отходов, а затем, используя площади, утилизировать и все остальные. Эффективные технологии есть, в том числе позаимствованные у природы. Нужны только средства и политическая воля. Потому что сейчас, в основном, мы слышим лишь коммерсантов, которые хотят получить прибыль на коротких расстояниях. Конечно, это затратно, но ведь мы будем вкладываться в безопасность человека, чистую окружающую среду, а это главные условия качества жизни. Надо слушать профессионалов, учиться у природы – и всё получится».
Мнение эксперта
Председатель комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности СпП СПб Семён Гордышевский:
«В 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» чётко прописаны основные принципы политики нашего государства в данной области. Это сохранение здоровья человека, бережное отношение к окружающей среде и поддержка биоразнообразия. Также в законе есть понятие «презумпция экологической опасности». Это значит, что закон любую хозяйственную или иную деятельность рассматривает как потенциально опасную для окружающей природы. И лица, заинтересованные в реализации своих планов, обязаны убедительно доказать обратное. В отношении КПО «Островский» пока этого не сделано».
Комментарий: «Экологически важный проект»
Пресс-служба «Невского экологического оператора»:
«КПО «Островский» – объект обращения с отходами нового поколения. На предприятии будет производиться глубокая сортировка, которая позволит извлечь максимальное количество полезных фракций и дать им вторую жизнь. Зона приёма ТКО, линии сортировки, участок компостирования, очистные сооружения ливневых стоков комплекса по переработке отходов «Островский» будут располагаться в полностью закрытых корпусах. Они спроектированы с учётом поддержки внутреннего микроклимата и эффективного расходования тепловых ресурсов, в том числе нераспространения шумовых нагрузок. Для исключения образования неприятного запаха на каждом производственном участке предусматривается вентиляция помещений и фильтрация воздуха. Всё это делает КПО «Островский» важной частью современной высокотехнологичной инфраструктуры обращения с отходами.
А расстояние 60–80 километров – оптимальное для удаления таких объектов и является общемировой практикой.
Беспочвенны и разговоры о якобы «разрушении природы Карельского перешейка». Сегодня территория, которая выделена под КПО «Островский», представляет собой так называемый «лунный пейзаж», там нет никакой флоры и фауны. Строительство КПО планируется на нарушенных землях лесного фонда, которые уже были преобразованы в результате антропогенного воздействия. Это разработанный карьер, где в течение долгого времени производилась добыча песка. Учитывая его состояние, можно с уверенностью говорить, что никакой природы там уже, в общем-то, не осталось, и разрушать нечего. В рамках подготовки проекта КПО «Островский» Невский экологический оператор проводил масштабные инженерные изыскания. В том числе проведены исследования флоры и фауны, которые не выявили на территории карьера ареалов обитания редких растений и животных. Это подтверждено экспертами, входящими в состав комиссии экологической экспертизы».
Елена Данилевич