18 марта на заседании постоянной комиссии по государственному устройству, международным, межпарламентским и общественным связям поддержаны важные инициативы, среди ключевых – поправки в областной бюджет, закон о статусе депутата и Устав Ленинградской области.
Первым вопросом повестки дня, который в течение двух недель обсуждают все постоянные комиссии ЗакСа, стал проект изменений в областной закон «Об областном бюджете Ленинградской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Напомним, весенние корректировки бюджета-2025 предусматривают увеличение доходов региональной казны на 2,8 млрд рублей (до 245,1 млрд рублей) за счет безвозмездных поступлений в основном из федерального бюджета, расходов – почти на 29,7 млрд рублей (до 298,4 млрд рублей), при этом дефицит увеличится до 53,2 млрд рублей и полностью покроется за счет остатков бюджетных средств, сформированных на 1 января 2025 года.
– В уточнениях – более 4 млрд рублей предусматривается на повышение заработной платы в связи с изменением индикаторов, и мы, не дожидаясь конца года, приняли решение увеличить эти средства. Комитету общественных коммуникаций добавляем 1 млн рублей на организацию и проведение награждения лауреатов и призеров премии «Команда 47», в общей сложности ассигнования составят 258 млн 900 тысяч рублей, – рассказал об изменениях, касающихся профиля работы постоянной комиссии, первый заместитель Председателя Правительства – председатель комитета финансов Ленинградской области Роман Марков.
По направлению работы Леноблизбиркома предусмотрены средства на выборы Губернатора, которые пройдут этой осенью: 561 млн рублей с учетом индексации пойдет на обеспечение деятельности избирательных комиссий и заработную плату. Государственному экспертному институту регионального законодательства увеличено финансирование на 5,6 млн рублей, в том числе на оплату труда и обеспечение деятельности общественной наблюдательной комиссии. Еще 65,2 млн рублей добавят комитету по печати Ленинградской области (средства направят на реализацию социально значимых медиапроектов, поддержку областного телевидения в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также социальную рекламу).
Председатель комиссии Станислав Еремеев («Единая Россия») уточнил у главных распорядителей бюджетных средств, учтены ли необходимые потребности, и поблагодарил финансовый блок за работу. Вместе с тем, просил обратить особое внимание на поддержку районных СМИ в этот юбилейный год.
О предлагаемых изменениях в областной закон «О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области», инициированных спикером регионального парламента Сергеем Бебениным («Единая Россия»), доложил первый заместитель руководителя аппарата Законодательного собрания - начальник правового управления Денис Малкин. По его словам, проект был подготовлен правовым управлением и объединил разноплановые изменения, которые накапливались в течение года.
«Предлагается внести изменения в четыре статьи, в том числе уточнить само понятие «депутата» как представителя населения своего избирательного округа. Изменение в статью 4 предусматривает, что в случае досрочного прекращения депутатских полномочий он освобождается от занимаемых должностей, связанных со своим статусом, без принятия дополнительного решения. В 32 статье закрепляется норма о том, что сумма компенсации за проживание в гостинице определяется отдельным положением. Также вносится ряд других технических изменений», – подчеркнул Денис Малкин.
Документ рекомендовали принять первом и третьем чтениях.
Также сразу в трех чтениях был поддержан проект изменения в статью 42-3 областного закона «Устав Ленинградской области», разработанного вице-спикером Законодательного собрания Татьяной Тюриной («Единая Россия») в целях приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства. Речь идет об изменениях, внесенных Федеральным законом №345-ФЗ и определяющих единые основания досрочного прекращения полномочий уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации. В частности, согласование с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей требуется лишь в определенных отдельных случаях, в остальных – регионы принимают решения самостоятельно (например, в случае смерти уполномоченного, признания его судом недееспособным и др.). Предлагается закрепить в Уставе Ленобласти аналогичную норму, закрепляющую порядок досрочного освобождения от должности омбудсмена с учетом положений Федерального закона.
Дискуссионным стал вопрос о проекте областного закона «О внесении изменений в областной закон от 09.06.2007 № 93-оз «О местном референдуме в Ленинградской области», подготовленном депутатами фракции КПРФ, который представил Иван Апостолевский.
Коммунисты предложили дополнить действующий областной закон новой статьей, устанавливающей особенности назначения местного референдума, затрагивающего права жителей нескольких муниципальных образований и необходимого для выявления общественного мнения по таким вопросам, как например, размещение предприятия высокого класса экологической опасности в непосредственной близости от населенных пунктов смежных муниципальных образований. Как было отмечено на заседании, сама концепция законопроекта противоречит федеральному законодательству (Федеральным законам № 131-ФЗ и № 67-ФЗ), согласно которому местный референдум назначается в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения, к которым указанные вопросы не отнесены. Более того, в действующих нормативных актах отсутствует понятие «объект высокого класса экологической опасности». К проекту поступили отрицательные заключения Губернатора, Прокуратуры, Избирательной комиссии Ленобласти и правового управления ЗакСа.
Комиссия рекомендовала отклонить законопроект, поскольку он не соответствует правовому полю Российской Федерации, а расширение вопреки федеральным нормам законом субъекта перечня вопросов местного значения является серьезным коррупциогенным фактором. В ходе дискуссии члены комиссии призвали представителей фракции КПРФ занимать конструктивную, а не популистскую позицию в нормотворческой деятельности.
Напротив, всеобщую поддержку коллег нашел вопрос о проекте Соглашения о межпарламентском сотрудничестве между Законодательным собранием Ленинградской области и Законодательным Собранием Запорожской области (инициатором стал депутат-коммунист, участник СВО Виталий Лопухин, к которому лично обратились представители Запорожья). Подписание соглашения будет способствовать установлению и развитию межпарламентских связей, обмену опытом законотворческой деятельности, расширению деловых и дружественных контактов Запорожской и Ленинградской областей.
Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области