В Законодательном собрании Ленинградской области завершились февральские заседания постоянных комиссий, посвящённые ключевым вопросам повышения качества жизни ленинградцев и, в частности, обсуждению проекта Стратегии социально-экономического развития региона до 2036 года. Депутаты профильных комиссий по законности и правопорядку, агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, а также по бюджету и налогам внесли ряд значимых предложений.
Постоянная комиссия по законности и правопорядку, которая состоялась 18 февраля под председательством депутата Олега Петрова («Единая Россия»), уделила особое внимание организации работы региональных правоохранительных и экстренных служб. Народный избраннник Андрей Лебедев (ЛДПР) поднял вопрос о том, достаточно ли предусмотренных в Стратегии мер цифровизации, таких как установка «умных» камер и автоматизированных систем, для обеспечения безопасности населения. Мнение коллеги поддержал председатель комиссии, отметив, что наряду с развитием цифровых технологий в области необходимо увеличить количество постовых служб и повысить эффективность работы полицейских участков.
Вместе с тем парламентарии отметили важность строительства пожарных депо не только в густонаселённых, но и в малочисленных удаленных районах, чтобы пожарные службы могли оперативно и беспрепятственно добраться в любую точку для устранения происшествия. Продолжая тему, депутат Андрей Гусев (КПРФ) указал на нехватку участковых уполномоченных в Лужском районе, а также на сложности, с которыми сталкиваются жители при получении медицинской и иной экстренной помощи, обращаться за которой в ряде случаев приходится в соседние районы области. В связи с этим он предложил расширить комплекс мер, направленных на решение данной проблемы.
Кроме того, Андрей Гусев предложил изменить подход к налогообложению предприятий, работающих в Ленинградской области, но зарегистрированных в других регионах: «На территории нашей области функционируют филиалы ряда крупных компаний, в которых трудятся в основном наши жители. Однако эти организации зарегистрированы в других субъектах, и налоговые отчисления уходят туда. Мы предлагаем профильному комитету разработать в ближайшем будущем комплекс решений, который не оставит Ленинградскую область, чьи ресурсы используются для работы таких предприятий, в стороне от данного вопроса». Кроме того, депутат рекомендовал включить в Стратегию меры по созданию новых рабочих мест для жен военнослужащих и всестороннему развитию социальной инфраструктуры в военных гарнизонах, расположенных на территории Ленинградской области.
Постоянная комиссия по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, заседание которой прошло 19 февраля под председательством Василия Рыжкова («Единая Россия»), особое внимание уделила развитию малых городов и сельских территорий. Депутат Ольга Ковальчук («Единая Россия») отметила: «В настоящее время текст документа предусматривает развитие отдалённых территорий за счёт наращивания их туристического потенциала, создания там туристической инфраструктуры и рабочих мест для местных жителей. Безусловно, уникальные исторические объекты Ленинградской области обязательно продолжат быть точкой притяжения для гостей из разных уголков нашей страны, однако в ближайшее десятилетие необходимо также работать над созданием благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в малых поселениях и небольших городах региона. В этом случае граждане будут стремиться не только путешествовать, но также жить и работать на этих территориях».
В завершение председатель комиссии Василий Рыжков отметил необходимость доработки статистических данных Стратегии и уточнения сравнительных показателей развития за отчётные периоды. Кроме того, участники дискуссии подчеркнули значимость развития энергетической инфраструктуры в регионе, а также обеспечения бесперебойной подачи электроэнергии в каждый дом.
Обсуждение Стратегии завершила постоянная комиссия по бюджету и налогам, где также было задано много вопросов, на которые отвечал заместитель председателя Правительства Ленинградской области - председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов. Так, на вопрос зампредседателя бюджетной комиссии Александра Рязанова («Единая Россия») на что опирается разработчик как на основной источник дохода прозвучал ответ, что самыми емкими с точки зрения бюджетных поступлений являются предприятия газохимической отрасли.
«Соответственно, если посмотреть на динамику бюджетных поступлений, сейчас начинают давать эффект те проекты, которые мы льготировали 5-7 лет назад, давая инвестльготу по налогу на прибыль, то есть такая политика работает. Мы это видим по многим отраслям. Понятно, что те же газохимические проекты в Усть-Луге находятся в режиме особой экономической зоны, поэтому там своя ситуация, но тем не менее бюджет получает существенные суммы», – отметил Дмитрий Ялов.
Александр Рязанов предложил мыслить на перспективу, развивая на территории Ленобласти деловые центры, по аналогии с Петербургом, которые бы стали точкой притяжения для крупных компаний, чтобы вернуть НДФЛ в регион. «Нам нужно ускоренными темпами это делать, тогда и инвесторы придут, им будет выгоднее размещать офисы в Ленобласти. Без этого мы так и останемся сырьевой базой для Санкт-Петербурга, где люди живут, ходят в школу и вызывают врачей, а работать ездят в соседний регион», – считает парламентарий. Дмитрий Ялов согласился с полезностью идеи, отметив, что для ее реализации разумно опираться на опыт Московской области.
Депутат Дмитрий Ворновских («Единая Россия») поднял вопрос распределения трудовых ресурсов для развивающегося газохимического комплекса в Кингисеппском районе. В целях профессиональной подготовки такого большого числа кадров необходимо развивать материально-техническую базу. Если начнется работа новых предприятий, специалистов для полного обеспечения потребности явно будет недостаточно. Взаимную ответственность региона, науки и бизнеса, с его точки зрения, необходимо синхронизировать, отразив в Стратегии.
Руководитель фракции «Справедливая Россия – За правду» Александр Перминов упомянул о развитии отдаленных территорий и сохранении трудовых ресурсов и населения на периферии Ленинградской области. «Мы больше инвестируем в удаленные населенные пункты в пересчете на душу населения и следим за тем, чтобы сохранялось качество жизни людей», – ответил глава ведомства.
Также обсуждался вопрос регулирования трудовой деятельности мигрантов в разных отраслях экономики, в том числе в курьерской службе, общепите, сельском хозяйстве и строительстве.
В свою очередь, председатель бюджетной комиссии Николай Пустотин («Единая Россия») обратил внимание на увеличение показателей рождаемости и регистрации в 47 регионе, подчеркнув, что одной из мер могло бы стать проведение процедуры ЭКО в рамках программы государственных гарантий, к примеру, на базе Перинатального центра в Гатчине. Говоря о проблеме повышения качества жизни в отдаленных районах, он сказал, что финансирование этих территорий напрямую зависит от количества проживающего там населения. Чтобы снизить недовольство жителей необходимо, прежде всего, обеспечить там устойчивую сотовую связь. В то же время, считают члены комиссии, следует субсидировать бизнес, который развивает базы отдыха в отдаленных районах, повышая их туристическую привлекательность.
Заключительные обсуждения постоянных комиссий стали важным этапом работы над Стратегией. Все высказанные предложения направлены на улучшение содержания документа и реализацию эффективных мер для социально-экономического развития Ленинградской области до 2036 года. Представители профильных комитетов Правительства Ленинградской области поблагодарили областных парламентариев за конструктив и способность чувствовать изнутри текущие проблемы, взяв в работу озвученные предложения депутатов.
Мария Суворова, Анастасия Игнатович, пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области