В четверг, 24 октября, в Законодательном собрании прошли депутатские слушания по проекту закона «Об областном бюджете Ленинградской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Вела обсуждение вице-спикер Татьяна Тюрина («Единая Россия»).
Представляя законопроект, первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета финансов Роман Марков подробно остановился на этапах формирования бюджета и факторах, которые повлияли на его подготовку, в том числе макроэкономических показателях и направлениях федеральной бюджетной политики.
- Основная задача нашей бюджетной политики – это стратегическая приоритизация расходов и развитие принципов проектного управления. У нас более 90% расходов спрогнозировано по государственным программам. На 2025 год по госпрограммам запланировано несколько меньше средств, чем в текущем году. Это объясняется тем, что в 2024 году заканчиваются национальные проекты, по которым мы работали исходя из Указа Президента №204, и сейчас формируются новые нацпроекты, параметры которых пока неизвестны. Более 15 млрд рублей мы зарезервировали в бюджете, чтобы оперативно предусмотреть свою долю софинансирования и как можно быстрее приступить к реализации национальных проектов. Мы должны это сделать между первым и вторым чтением, – отметил выступающий.
К слову, на реализацию нового Указа Президента №309 в будущем году предполагается направить 29,4 млрд рублей.
Бюджет по-прежнему остается социально направленным: более половины расходов (56,8%) пойдет на социально-культурную сферу. Вместе с тем, адресная инвестиционная программа (АИП) увеличивается до 12,6% в общем объеме расходов, что обеспечивает поступательное экономическое развитие и стабильный инвестиционный цикл. Регион сохраняет безопасный уровень долговой нагрузки, по этому показателю Ленинградская область занимает 8 место среди субъектов РФ, что в нынешних условиях особенно актуально. При этом уровень бюджетной обеспеченности снизился с 1,5% до 1,4%, в связи с чем в регионе большое внимание уделяется повышению эффективности бюджетных расходов и финансовой самостоятельности муниципальных образований.
Согласно представленному законопроекту, доходы Ленинградской области на 2025 год запланированы на уровне 240 млрд рублей, налоговые и неналоговые доходы ожидаются в объеме 224,2 млрд рублей, а безвозмездные поступления – 15,8 млрд рублей. Расходы на 2025 год составят 263,5 млрд рублей. Дефицит областного бюджета Ленинградской области составит 23,5 млрд рублей (или 10,5% от уровня собственных доходов). Доходы консолидированного бюджета, то есть с учетом муниципальных образований, составят 296,1 млрд рублей, расходы – 322,7 млрд рублей, дефицит – 26,6 млрд рублей (или 9,5%).
Традиционно большую часть налоговых поступлений составляют налог на прибыль организаций (104,2 млрд рублей, что ниже на 5,9% от уровня 2024 года из-за отмены института КГН), налог на доходы физических лиц, который вырастет на 12,3% (по прогнозу составит 60,2 млрд рублей, или 26,9%) и налог на имущество организаций (32,1 млрд рублей, или 14,3%), существенный рост на 23,9% отмечается по акцизам (до 18,8 млрд рублей, или 8,4%).
Что касается расходной части, прежнее соотношение сохраняется: на первом месте находятся расходы на образование (57,5 млрд рублей), на втором – социальная поддержка (43,1 млрд рублей (ключевую роль здесь играет фактор СВО), на третьем – здравоохранение 34,3 млрд рублей, однако если учесть еще один источник финансирования – средства Терфонда ОМС, которые составят 35,2 млрд, то в целом на эти цели пойдет 69,5 млрд рублей). Замыкают пятерку лидеров направления «Дороги и транспорт» (27,2 млрд рублей) и «ЖКХ и ТЭК» (15,2 млрд рублей).
Говоря о темпах роста социальных расходов, Роман Марков отметил, что в текущем году они увеличились на 40,2% до 27,6 млрд рублей, из которых 9,5 млрд рублей составляют меры поддержки участников СВО и членов их семей. В 2025 году объем господдержки не снизится.
Продолжится реновация образовательных учреждений: Сертоловской школы №1, Гимназии в г. Выборг, Гостилицкой и Ульяновской СОШ, на 2026 год запланировано еще три новых объекта в Шлиссельбурге, Будогощи и Паше. По федеральной программе модернизации школьных систем образования заложены средства на Колтушскую, Сланцевскую, Ям-Тесовскую, Лужскую, Раздольскую, Кобринскую, Запорожскую школы, а также СОШ №6 им. Героя Советского Союза В.П. Грицкова и филиал СОШ №2 им. Героя Советского Союза А.П. Иванова (мкр. Городок). В программу капремонта дошкольных учреждений вошли Ефимовский детский сад, детский сад №9 в Приозерске и детский сад «Чайка» в Тихвине, еще пять объектов включены в 2026 год (в Кировске, Тосно, Волосово, Луге и Гатчине).
Средства дорожного фонда составят 26,2 млрд рублей, из них на капитальный ремонт и ремонт пойдёт 8,8 млрд рублей (отремонтируют 215 км дорог), на строительство и реконструкцию дорог – 8,2 млрд рублей, по этим направлениям существенные субсидии предусмотрены муниципальным образованиям. В нормативное состояние будут приведены 39,5 км дорог, в том числе совместно с Санкт-Петербургом в 66 садоводствах.
Объем адресной инвестиционной программы (АИП) пока сформирован на уровне 24,2 млрд рублей, но ко второму чтению будет увеличен с учетом нацпроектов. В 2025 году будут введены школы в дер. Сухое Кировского района, Гатчине и Новоселье, детский сад в и амбулатория в пос. Тельмана, амбулатория в Лаголово, поликлиника в Кировске, ФОК в Дубровке, стадион «Нефтяник» в Киришах и КДЦ в Приморске.
На поддержку муниципальных образований в виде межбюджетных трансфертов пойдет 27% расходов, или 78,5 млрд рублей.
– Несмотря на крайне жесткую экономическую ситуацию и давление в виде санкций, показатели социально-экономического развития Ленинградской области позволяют нам выполнять все публичные нормативные обязательства. Конечно, учитывая фактор СВО, что-то приходится откладывать на более длительный срок, но мы обязательно к этому возвращаемся. В целом бюджет отражает приоритеты государственной политики и Послание Президента, выдерживается оптимальный баланс между отраслями, – заключил выступающий.
После доклада Романа Маркова состоялось продолжительное обсуждение проекта главного финансового документа Ленобласти. Депутаты задали уточняющие вопросы, а также обозначили наболевшие проблемы, в частности, касающихся индексации средств на питание в детских садах и школах, развития метро и высокоскоростного транспорта, а также поддержания нормативного состояния автодорог (Андрей Гардашников, «Единая Россия»), недофинансирования Фонда капремонта, ликвидации заброшенных объектов и передачи на баланс муниципалитетов бесхозяйных газовых сетей для последующего обслуживания газоснабжающей организацией (Михаил Коломыцев, «Единая Россия»), состояния укрытий и защитных сооружений ГО (Александр Смирнов, «Справедливая Россия – За Правду»), введения туристического налога (Андрей Лебедев, ЛДПР), соответствия объектов АИП предъявляемым требованиям (Александр Перминов, «Справедливая Россия – За Правду»), увеличения тарифов на социальные услуги в учреждениях Ленобласти (Людмила Тептина, «Единая Россия»), развития пожарных депо (Олег Петров, «Единая Россия»), повышения заработной платы муниципальных служащих (Марина Левченко, «Единая Россия»), сохранения зданий Лужского гарнизона 1913 года постройки, находящихся в ведении Минобороны (Андрей Гусев, КПРФ) и другие.
Все вопросы взяты комитетом финансов в работу. Рассмотрение бюджета уже началось в постоянных комиссиях, где более подробно разбирается каждая государственная программа.
- Наша работа по рассмотрению бюджета идет в полном соответствии с законом «О бюджетном процессе». По плану прошли депутатские слушания, на которых присутствовали приглашенные из районов и областного Правительства. Как всегда, инициаторы подготовились очень серьезно, скрупулезно, сам доклад заслуживает высокой оценки. Главное, что сохраняется выработанный стиль работы по формированию бюджета, – с использованием принципа консерватизма. Ленинградская область – самодостаточный регион, поэтому вся доходная часть рассчитана с учетом работы наших промышленных предприятий. Расходы распределены исходя из требований федерального и регионального законодательства, большое внимание уделяется адресной инвестиционной программе, дорожному фонду. На протяжении нескольких лет мы создаем «подушку безопасности», чтобы в январе-феврале полностью обеспечить финансирование госучреждений и все необходимые выплаты, – подчеркнул председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Николай Пустотин («Единая Россия»).
Напомним, что в первом чтении, которое запланировано на 8 ноября, парламентарии утверждают основные параметры бюджета (объем доходов и расходов, дефицит, распределение нормативов), во втором - ведомственную структуру доходов, госпрограммы, инвестиционную составляющую, в третьем - документ принимается в целом. Также 7 ноября в Тосно пройдут публичные слушания по бюджету-2025, где желающие также смогут ознакомиться с законопроектом, задать свои вопросы или высказать пожелания.
Мария Суворова, пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области