Все чаще попадают в сводки ДТП с большегрузами. В конце июня фура протаранила пять автомобилей на трассе «Скандинавия» в Ленобласти. Погибли три человека. На днях из-за аварии с грузовиком на трассе «Таврида» также погиб один человек, а пострадал 21. За последние 2,5 года только в Петербурге и Ленобласти ДТП с фурами унесли жизни 137 человек, ранены были 1495. Одни винят в происходящем водителей, которые усталые садятся за руль, другие – руководство логистических компаний, третьи – недостаточный контроль со стороны проверяющих органов. Что происходит на дорогах с большегрузами – разбирался «ФедералПресс».
Роковые ДТП
В последнее время участились трагические случаи ДТП с большегрузами. Об этом говорят и данные статистики ГИБДД за два с половиной года. Так, в 2020 году только в Петербурге и Ленобласти в 481 ДТП с участием грузового транспорта погибли 49 человек, а ранены 609, в 2021 уже в 512 ДТП с фурами погибли 54 человека, а пострадали – 611, только за полгода 2022 уже погибли 34 участника дорожного движения, ранены – 275.
В конце июня страшная авария произошла на трассе «Скандинавия» в Выборгском районе Ленинградской области. Водитель фуры, брендированной логотипом группы компаний «АТЛ», наехал на пять автомобилей, стоявших в пробке. Погибли три человека, пять пострадали. Возбуждено уголовное дело, следствие устанавливает все обстоятельства случившегося.
В пресс-службе МВД по Петербургу и Ленобласти отметили, что основная обязанность по содержанию в технически исправном состоянии транспорта, а также организация работы водителей лежит на юрлицах, индивидуальных предпринимателях и самих шоферах.
«Мы очень сильно сожалеем о случившемся, соболезнуем родственникам погибших. Компания «АТЛ» предпринимает все меры, направленные на возмещение материального и морального вреда потерпевшим. У нас в компании есть прописанные правила по безопасности дорожного движения, которых придерживаются все водители. Переработок у нас нет абсолютно. Подобных случаев за все годы работы в компании никогда не было и, надеюсь, что больше никогда не повторится», – заверил руководитель компании.
Почему большегрузы попадают в ДТП
Руководитель небольшой логистической организации Сергей Руцких отметил «ФедералПресс», что каждый случай следует разбирать отдельно. Однако, по его словам, авария может произойти из-за усталости водителя, перегруза, неисправности авто, а также плохого дорожного покрытия.
«Например, по трассе «Таврида» в Крыму в ДТП попал зерновоз. Традиционно в России они ходят с большим перегрузом. Контроль за этим активно ведется. Только один штраф может составлять сотни тысяч, а за перевозку их бывает и несколько», – сказал Руцких.
«Тахограф за руку не возьмет и из-за руля не высадит. А если строго отслеживать показания устройства, то его начнут обманывать. Что и происходит на международных перевозках при переходе границы, когда данные тахографа проверяются. На внутрироссийских перевозках фактически его не проверяют, поэтому никто никого не обманывает. Главное – тахограф стоит и работает», – рассказал Руцких.
Причиной ДТП может стать и неудовлетворительный ремонт транспортного средства, так как сейчас поднялись цены на запчасти, а многих из них и вовсе нет.
Как сделать грузоперевозки безопаснее
Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Евгений Смирнов, который ранее пять лет возглавлял самый крупный в регионе таможенно-логистический терминал, уверен, что сфера грузоперевозок нуждается в законодательных преобразованиях, но действовать необходимо по принципу кнута и пряника.
Так, по его словам, важно кратно ужесточить ответственность за нарушения в сфере грузоперевозок как для самих водителей, так и для компаний. В том числе следует убрать лазейку, когда можно сложить всю ответственность либо на юрлицо, либо физлицо – должны отвечать обе стороны.
Депутат обратил внимание, что водители часто не соблюдают режим труда и отдыха. Однако если они будут делать все по правилам, то начнет расти цена за перевозку, в том числе сюда войдет простой транспорта, считает парламентарий. «Когда водитель нацелен только на количество рейсов, то он непрерывно мотается в надежде, что не попадется сотрудникам ГИБДД. Здесь вина за аварии есть и на водителях, и на юрлицах», – подчеркнул Смирнов.
По его словам, бизнес должен получать адекватную прибыль, чтобы содержать автопарк и выплачивать шоферам достойную зарплату. Сейчас они идут на разные ухищрения.
Народный избранник отметил, что свои предложения он озвучит на заседании фракции «Единой России» после каникул.