Ленинградцы знают Вадима Густова как опытного и эффективного управленца. В его послужном списке — работа на посту губернатора Ленобласти, должность первого вице-премьера в Правительстве России, многолетняя карьера депутата областного Заксобрания. Хорошо известны дела Вадима Анатольевича на благо 47-го региона — будь то восстановление православных храмов или борьба за увековечение памяти защитников Отечества. Мы же поговорили с почётным жителем Ленинградской области о его жизненном пути и тех принципах, которые позволили простому деревенскому мальчишке стать видным государственным деятелем новой России.
Школа жизни
— Вадим Анатольевич, все мы родом из детства. Расскажите об этом этапе своей жизни.
— Я родился в обычной крестьянской семье в деревне Калинино Владимирской области. Папа — фронтовик, мама — обычная деревенская женщина. Учился в простой сельской школе — считаю, что она формирует ответственное отношение к учёбе. Когда в классе всего восемь человек, у тебя обязательно спросят домашнее задание, не получится тихонько отсидеться. Поэтому я всегда старательно делал уроки, учился хорошо. В школе нас приучали к труду — были огороды, подсобное хозяйство. У меня выработался строгий распорядок дня: пришёл из школы, за два часа сделал уроки, затем занялся домашним хозяйством — воды принести, дров наколоть. Вечером уходили с товарищами заниматься спортом. Труд не был обязанностью — это был образ жизни деревенского человека.
С шестого класса меня стали отправлять в колхоз. Я вставал рано утром и полтора километра шёл на работы. Мы с товарищами садились на лошадей и пригоняли их в колхоз, запрягали коней и возили воду, стога сена. Этот темп жизни и сформировал мой характер, привычку трудиться.
— После школы Вы пошли учиться на геолога. Каким тогда видели своё будущее?
— К геологии я пришёл не сразу. После десятого класса решил поступать в Московский областной педагогический институт на кафедру физкультуры и спорта. Был крепким парнем, поэтому с уверенностью пришёл сдавать экзамены. Но уже на медкомиссии я встретил медсестру, которая отговорила меня от этого решения. Объяснила — на это направление брали заслуженных мастеров спорта со всей страны, был риск не поступить. Я прислушался к её мнению — и это решение определило мою судьбу.
Дома взял справочник со списком университетов и выбрал Московский геологоразведочный университет имени Орджоникидзе. Тогда государство нуждалось в специалистах, которые занимаются изучением редких радиоактивных элементов. Я решил, что смогу разобраться в этом направлении и быть полезным обществу. Подал документы на факультет техники, разведки и разработки, прошёл через серьёзный конкурс и стал студентом.
— Чем запомнились студенческие годы?
— В годы учёбы мне снова пригодилось всё то, что дала моя малая родина: выносливость, умение жить в ладу с природой, интерес к окружающему миру. Московские товарищи не могли даже палатку поставить, а деревенские парни и костёр сразу разожгут, и в спальном мешке уснут, и всё сделают быстро. Досуг городских ребят тоже отличался от моего. Они любили танцы и квартирники, у меня же был чёткий график: учёба, спортивная секция, на выходных — поездка к родителям. А потом началась практика: Учкудук, добыча урановой руды… Там я осознал, что нахожусь на своём месте, где нет лентяев и подлецов. Мы занимались опасной работой, и это объединяло.
От карьера — к карьере
— Как Вы оказались в Ленинградской области?
— После окончания института я приехал с женой и сыном в Узбекистан, где семь лет работал горным мастером. Затем переехал в Кингисеппский район Ленобласти на производство «Фосфорит». Помню, ехал в Ленинград и по дороге увидел карьеры, шагающие экскаваторы — сердце тогда бешено заколотилось от радости. Сразу бросился к руководству предприятия, переговорил с начальством и получил работу.
Спустя год меня отправили в Кемерово учиться на главного инженера. А когда вернулся — в приказном порядке оформили на службу в Горком партии. Так я и попал в политическую колею!
Вскоре стал председателем Кингисеппского районного, а затем и Ленинградского областного Совета народных депутатов.
— Вас ждала блестящая карьера. Губернатор Ленобласти, вице-премьер Правительства… Как всё это получилось у деревенского парня?
— Я всегда считал, что человек должен быть полезным обществу — это самое важное в жизни. Сам чётко определил для себя ещё в молодости, что нужно обеспечить надёжный тыл — создать семью и нести ответственность за неё, обеспечивать, защищать родных. И когда я утром просыпался, смотрел на детей, то понимал: ради них я должен идти на работу. Знал — мне есть к чему стремиться.
Спустя много лет, находясь на посту первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации, собрал команду помощников из десяти человек и объяснил коллегам, что в жизни всё складывается благополучно, если много работаешь, не выпиваешь и хранишь верность семье. Я жил по этим правилам, поэтому получил желаемое. И, конечно, чтобы добиться чего-то в жизни, важно проявлять лидерские качества. Вот только это лидерство не рождается искусственно. Я — продолжение своего отца, он тоже был уважаемым человеком в деревне. А ещё от него я часто слышал выражение «мужик сказал — мужик сделал»,— и это тоже стало моим принципом.
— И сегодня семья остаётся Вашей опорой?
— У кого есть семья — тот не существует, а живёт. Конечно, сейчас мои дети уже взрослые, мы много работаем и не можем встречаться ежедневно. Но у нас есть неписаное правило: мы всегда отмечаем все праздники вместе, а в Новый год — подводим итоги в жизни семьи. А ещё я очень люблю общаться с внуками, учу их играть в шахматы, думать, понимать жизнь.
Пришло время поддержать село
— Как сегодня оцениваете работу Команды 47? Какие достижения Ленобласти считаете особенно важными?
— В Ленобласти сегодня ведётся мощное дорожное строительство, проводится масштабная программа газификации, специалисты реконструируют детские сады, школы, спортивные площадки. Мы создаём новую социальную среду для проживания в Ленинградской области. Изменения к лучшему заметны на местах. Например, в 2024 году Луга получит почти миллиард рублей, которые направят на реновацию школ. Это очень серьёзная поддержка для райцентра.
Но есть и задачи, которые требуют решений. Пустующие поля зарастают борщевиком, с этим нужно разобраться. Территории должны быть в работе, здесь можно заниматься сельским хозяйством. Ещё одной проблемой является нехватка учителей и врачей. Специалисты нуждаются в жилье, социальной инфраструктуре, где они смогут создать семью и счастливо жить. Регион уже решает эту проблему, но
нужно ещё «поднажать».
— Насколько планам по развитию вредят санкции? Как Вы оцениваете положение российской экономики в это непростое время?
— Россия сумела вовремя развить те отрасли, которые определяют стратегию. Это газ, транспорт, автомобилестроение, авиация. На мой взгляд, сегодня Правительство страны работает эффективно. У нашего Президента есть план, как поставить Россию в ряд самых сильных стран мира, и этот план работает! Считаю, что ключевые программы в России сегодня — нефтегазовый комплекс, газификация и, конечно, развитие сельского хозяйства. Ведь когда в магазинах есть хлеб, народ не голодает и уважает власть.
— Как депутат Вы много общаетесь с людьми. Что сейчас беспокоит жителей Ленобласти?
— Всю Россию сейчас волнует, когда закончится спецоперация на Украине. Люди переживают за наших бойцов, за наших защитников. Но всем нужно постоять за Родину, верить и вносить свой вклад в Победу.
— Напоследок: какое Ваше жизненное кредо?
— Для меня важно быть полезным — сегодня, здесь и сейчас. Я всегда хочу быть нужным: как на работе, так и дома.
МАРИЯ КОМАРОВА
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ЗАКС ЛО И АРХИВ ВАДИМА ГУСТОВА