На прошлой неделе состоялось расширенное заседание депутатов Законодательного собрания Ленобласти и комиссии по агропромышленному комплексу, сельским территориям и природопользованию Общественной палаты региона.
Круглый стол посвятили проблемам борьбы с борщевиком Сосновского и усовершенствованию законодательства в этой сфере. Ситуация с ядовитым растением, отметили участники встречи, вызывает крайнюю обеспокоенность: борщевик не жалеет не только людей и зверей, но и сельхозугодья.
Случаи ожогов от зонтичного учащаются с наступлением сезона пикников. Особенно часто жертвами коварного сорняка становятся ничего не подозревающие о последствиях контакта с ним дети. Нередко достается и игнорирующим необходимые меры предосторожности взрослым. Среди таких даже дачники, которые, казалось бы, должны хоть немного разбираться в ботанике.
Дело в том, что борщевик, особенно молодой, можно легко спутать с другой культурой, например дягилем, который еще называют дудником лесным или лекарственным. Это самое крупное аборигенное растение, также из семейства зонтичных, в европейской части России. Может достигать 2,5 метра в высоту. Чтобы не ошибиться, нужно обращать внимание на форму соцветий — у дягиля они шаровидные, а у борщевика — более плоские сверху или шлемовидные. Отличаются и листья: у дягиля — дважды или трижды перистые (это, по сути, три-пять листков на черенке), у борщевика — тройчатые, крупные (один крупный «резной» лист).
В число других безобидных растений, которые можно принять за борщевик, входят гравилат и пастернак посевной. Впрочем, последний, по сравнению с ядовитым «близнецом», более «тощий» и имеет желто-зеленые соцветия.
Ленинградская область в авангарде борьбы с борщевиком находится уже долгие годы. В послевоенное время это растение культивировалось в качестве кормовой культуры и выращивалось во многих регионах СССР. А в 2015‑м зонтичное утратило статус сельскохозяйственной культуры и было признано опасным сорняком. Сейчас он встречается не только в сельской местности, но даже в городах. Семена разносятся ветром в радиусе до двух километров, а всхожесть они сохраняют в течение пяти лет. Причем появляется борщевик не весь разом, а как бы порциями — по мере биологической надобности. Наткнуться на него можно буквально везде.
В 2021 году в 47‑м регионе муниципальные власти решили штрафовать владельцев участков, на которых размножается борщевик. Считается, кстати, что сорняк невозможно извести — ни выкапыванием, ни выкашиванием, ни обрезанием соцветий, ни мульчированием укрывными материалами, ни использованием химических препаратов. Тем более сок растения в процессе всего этого может попасть на человека и вызвать ожог второй или третьей степени.
Но если на собственников личных угодий еще как-то можно воздействовать, то как быть с другими территориями? Участники прошедшего круглого стола пришли к выводу, что действующая редакция части 2 статьи 4.10 областного закона № 47, предусматривающая ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления требований по удалению борщевика, ограничивает возможность оказывать влияние на арендаторов земельных участков вне населенных пунктов.
Проблема в том, что вопросы борьбы с ядовитым сорняком, скажем, в полосе отвода железной дороги, вблизи линий электропередачи регламентируются федеральным законодательством. Поэтому и нормативные правовые акты, принятые местными властями, на эти участки распространяться не будут. А раз наказать за бездействие невозможно, не уничтоженный вовремя сорняк будет и дальше захватывать в том числе земли сельхозназначения, тем самым снижая их плодородность. «По данным ученых, учитывая нынешний темп распространения борщевика, фактически его экспансию, к 2050 году он захватит всю территорию», — опасаются участники собрания. В итоге депутат Сергей Коняев выступил с предложением возложить обязанность по уничтожению борщевика на собственников земель любых категорий и закрепить это нормативно-правовым актом Ленинградской области.