четверг, 29 сентября 2022
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Единый областной водоканал будет решать проблемы с водоснабжением

23 декабря 2015

23 декабря депутаты приняли закон  «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления отдельных поселений Ленинградской области».

Законопроект, разработчиком которого выступил областной комитет по ЖКХ и транспорту, подготовлен в соответствии с федеральным законодательством и направлен на эффективное решение вопросов, связанных с ненадлежащей организацией водоснабжения и водоотведения в области. Проблем в этой отрасли много. Ее совокупный убыток за 2014 год оценивается в 720 млн. рублей, величина дебиторской задолженности - более 1 млрд. рублей. Уровень износа коммунальной инфраструктуры, по разным оценкам, составляет около 70%. Отмечается некачественное предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению, распространены случаи несанкционированных врезок. Кроме того, нормативы и тарифы для населения у каждого предприятия (их 154) разные.

Под действие нового закона пока подпадают пять «пилотных» районов -Лодейнопольский, Подпорожский, Волховский, Бокситогорский и Тихвинский. В первых трех проблемы с решением вопросов по водоотведению и водоснабжению стоят особенно остро. Эти полномочия передаются на региональный уровень. Имущественный комплекс муниципальных водоканалов этих районов должен быть передан до 15 июня 2016 года.

Федеральное законодательство обязало с 2015 года передать объекты водоснабжения и водоотведения в концессию для привлечения частного капитала. Однако серьезный инвестор не пойдет в убыточную отрасль, где требуется масштабная реконструкция объектов. У самих муниципальных образований на эти цели нет материальных и финансовых средств, а также  организационных возможностей. Выход из этой ситуации - в объединении муниципальных водоканалов в единое областное предприятие - ГУП «Водоканал Ленинградской области» и проведении на его базе консолидации активов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. Это сделает единое предприятие ВКХ инвестиционно привлекательным для стратегического инвестора или концессионера, потому что обеспечит серьезные гарантии, подкрепленные областным бюджетом. Еще одним преимуществом единого госпредприятия станет проведение мероприятий, направленных на снижение межтарифной разницы и изменение модели тарифного регулирования. Предполагается переход на единый тариф для населения. Сегодня, по словам председателя комитета по ЖКХ и транспорту Константина Полнова, только в пяти заявленных районах существует 81 тариф. Принятие единого тарифа, считает он, позволит восстановить, в некотором роде, социальную справедливость, ведь в одних муниципалитетах население платит 100% от экономически обоснованного тарифа, в других - меньше.

Следует отметить, что законопроект подробно обсуждался на заседаниях постоянных комиссий, где депутаты задали много вопросов, касающихся установления усредненного тарифа для населения, погашения межтарифной разницы водоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета, ликвидации кредиторской и дебиторской задолженности предприятий ВКХ. Глава комитета по ЖКХ и транспорту подробно проинформировал о поэтапном решении этих вопросов. Для этого есть краткосрочная и долгосрочная дорожные карты. В первую очередь, конечно, потребуется принятие закона и создание вышеупомянутого ГУПа. Необходимо будет провести и инвентаризацию имущественного комплекса водоканалов.

Депутат Юрий Соколов выразил недовольство по поводу того, что у муниципалитетов законопроектом предлагается забрать все полномочия в сфере водоотведения и водоснабжения, которые закреплены за ними 131-м федеральным законом.

Во втором чтении в документ были внесены поправки, подготовленные депутатами Геннадием Жирновым (председатель постоянной комиссии по ЖКХ и ТЭК) и Саядом Алиевым («Единая Россия»), которые закрепляют за поселениями полномочия по утверждению схем водоснабжения и водоотведения. Кроме того, в ведении  сельских поселений муниципальных районов и г.Сосновый Бор, которые пока не подпадают под действие нового закона, остается решение вопросов местного значения, связанных с организацией в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. У сельских поселений, входящих в состав пяти «пилотных» районов, полномочия по водоснабжению населения и водоотведению передаются на региональный уровень.

Напомним, что 21 декабря по инициативе фракции «Единая Россия» Законодательного собрания Ленобласти также состоялось обсуждение законопроекта, в котором  приняли участие руководители пяти «пилотных» районов - Лодейнопольского, Подпорожского, Бокситогорского, Волховского и Тихвинского, которые в первую очередь должны попасть под действие нового закона. Главы районов подчеркнули, что водоканалы  в их районах находятся на стадии банкротства, износ сетей составляет более 70% (например, в Подпорожском районе - 72%, а в г.Волхов - 97%). По итогам обсуждения они высказались за принятие закона и создание единого областного водоканала.

На пленарном заседании законопроект был принят во втором и третьем чтении.

 

Ольга Матвеева,

пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области

 

<%Html.RenderPartial("~/Views/Shared/Controls/Archive_MonthCalendar.ascx", ViewData["Main_ArchiveModel"]);%>