четверг, 29 сентября 2022
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Вопросов больше, чем ответов

21 декабря 2015

21 декабря по инициативе фракции «Единая Россия» Законодательного собрания Ленобласти состоялось обсуждение законопроекта «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления отдельных поселений Ленинградской области», который был принят в первом чтении 7 декабря.

В обсуждении приняли участие руководители пяти «пилотных» районов -Лодейнопольского, Подпорожского, Бокситогорского, Волховского и Тихвинского, которые в первую очередь должны попасть под действие нового закона после его принятия.

Законопроект, разработчиком которого выступил областной комитет по ЖКХ и транспорту, подготовлен в соответствии с федеральным законодательством и направлен на эффективное решение вопросов, связанных с ненадлежащей организацией водоснабжения и водоотведения в области. Проблем в этой отрасли много. Ее совокупный убыток за 2014 год оценивается в 720 млн. рублей, величина дебиторской задолженности - более 1 млрд. рублей. Уровень износа коммунальной инфраструктуры, по разным оценкам, составляет около 70%. Отмечается некачественное предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению, распространены случаи несанкционированных врезок. Кроме того, нормативы и тарифы для населения у каждого предприятия (их 154) разные.

Федеральное законодательство обязало с 2015 года передать объекты водоснабжения и водоотведения в концессию для привлечения частного капитала. Однако серьезный инвестор не пойдет в убыточную отрасль, где требуется масштабная реконструкция объектов. У самих муниципальных образований на эти цели нет материальных и финансовых средств, а также  организационных возможностей. Это подтвердили и присутствующие главы пяти районов. Они подчеркнули, что водоканалы  в их районах находятся на стадии банкротства, износ сетей составляет более 70% (например, в Подпорожском районе - 72%, а в г.Волхов - 97%). Выход из этой ситуации они видят в объединении муниципальных водоканалов в единое областное предприятие, поэтому поддержали предложение инициатора законопроекта о создании ГУП «Водоканал Ленинградской области» и проведении на его базе консолидации активов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. Это сделает единое предприятие ВКХ инвестиционно привлекательным для стратегического инвестора или концессионера, потому что обеспечит серьезные гарантии, подкрепленные областным бюджетом. Еще одним преимуществом единого госпредприятия станет проведение мероприятий, направленных на снижение межтарифной разницы и изменение модели тарифного регулирования. Предполагается переход на единый тариф для населения. Сегодня, по словам председателя комитета по ЖКХ и транспорту Константина Полнова, только в пяти заявленных районах существует 81 тариф. Принятие единого тарифа, считает он, позволит восстановить, в некотором роде, социальную справедливость, ведь в одних муниципалитетах население платит 100% от экономически обоснованного тарифа, в других - меньше. Депутат Иван Хабаров («Единая Россия») поинтересовался, не увеличится ли из-за усредненного тарифа межтарифная разница, на погашение которой водоснабжающим организациям финансирование выделяется из областного бюджета (в 2015 году оно составило порядка 500 млн. рублей). Чтобы этого не произошло, тариф необходимо максимально приблизить к экономически обоснованному, прозвучал ответ.

Парламентарий Иван Григорьев («Единая Россия»), отмечая огромную кредиторскую и дебиторскую задолженность предприятий ВКХ и то, что на приведение в нормальное состояние очистных сооружений, объектов водоснабжения и водоотведения потребуются финансовые средства,  попросил рассказать о решении этих проблем в случае создания единого областного водоканала.

Глава комитета по ЖКХ и транспорту подробно проинформировал о поэтапном их решении. Для этого есть краткосрочная и долгосрочная дорожные карты. В первую очередь, конечно, потребуется принятие закона и создание вышеупомянутого ГУПа. Необходимо будет провести и инвентаризацию имущественного комплекса водоканалов.

Депутат Юрий Соколов выразил недовольство по поводу того, что у муниципалитетов законопроектом предлагается забрать все полномочия в сфере водоотведения и водоснабжения, которые закреплены за ними 131-м федеральным законом. Константин Полнов заверил, что противоречий с этим законом нет, а передавать полномочия необходимо сразу все, чтобы потом не было дележа и разногласий.

Как выяснилось, проблемы при принятии предлагаемого законопроекта все же возникнут. Представитель Леноблкоимущества Галина Тетюева обратила внимание на необходимость урегулирования вопроса по концессии с Федеральной антимонопольной службой. Она также высказала мнение о том, что до 15 июля 2016 года, как предусмотрено в проекте закона, водоканалы не успеют передать свое имущество ГУПу, который, кстати, еще не создан.

Завершая дискуссию, председатель профильной постоянной комиссии Геннадий Жирнов предложил от демагогии перейти к решению конкретных проблем: «Сегодня в Ленинградской области работает 154 водоканала, а законопроектом предлагается сделать этот комплекс единым, чтобы он стал привлекательным для инвестора».

Лидер фракции «Единая Россия» Николай Пустотин также высказал свое мнение по поводу обсуждаемого вопроса: «Пока не совсем понятно, на базе какого района водоканалы других муниципалитетов объединятся. Вопросов больше, чем ответов, но я убежден, что решать проблемы в этой отрасли необходимо. А в дальнейшем процесс передачи имущества покажет, насколько мы готовы к этой работе».

Во втором чтении законопроект будет рассматриваться 23 декабря на пленарном заседании.

 

Ольга Матвеева,

пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области

<%Html.RenderPartial("~/Views/Shared/Controls/Archive_MonthCalendar.ascx", ViewData["Main_ArchiveModel"]);%>