четверг, 29 сентября 2022
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Проблему изъятия невостребованных сельхозземель необходимо решать

09 декабря 2015

В рамках Правительственного часа депутаты Законодательного собрания Ленинградской области заслушали информацию об использовании земель сельскохозяйственного назначения в Ленинградской области.

Как сообщила первый заместитель председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Екатерина Пшенникова, проблемой вовлечения в оборот земель сельхозназначения ведомство активно занимается, начиная с 2014 года. Комитет отвечает за «целевой индикатор по сохранению посевных площадей в регионе», которые установлены Минсельхозом России для Ленобласти в размере 227,3 тыс. га. На сегодняшний день этот показатель не достигнут, стоит задача его увеличения как минимум на 17 тыс. га. «Отдельные сельхозпредприятия испытывают острый дефицит земельных ресурсов, заявленная потребность в посевных площадях составляет около 5 тыс. га. В то же время в регионе имеются земельные участки из земель сельхозназначения, которые собственниками не используются или используются не по целевому назначению», - подчеркнула докладчик. Необходима планомерная целенаправленная работа органов власти, собственников и иных пользователей, а также организация системы взаимодействия между органами власти разного уровня.

Во всех муниципальных районах разработаны «дорожные карты» по вовлечению в оборот земель сельхозназначения, обобщен положительный опыт и выявлены проблемы исполнения указанных мероприятий. Одной из ключевых является проблема передачи в муниципальную собственность невостребованных долей и изъятия у недобросовестных пользователей земельных участков: многие подобные дела «разваливаются» в суде или получают отрицательные заключения судей.

Вместе с тем, в Московской, Калужской, Белгородской областях имеется и положительный опыт. К примеру, в Московской области отлажено взаимодействие всех уровней власти, проводится работа по выявлению недобросовестных землепользователей, после чего информация направляется в налоговые органы для применения повышенной ставки земельного налога. Основанием является факт привлечения собственника к административной ответственности за неиспользование или нецелевое использование земельного участка.

В настоящее время комитет по АПК Ленобласти действует по данному вопросу совместно с Россельхознадзором и прокуратурой.

Председатель Леноблкомимущества Эдуард Салтыков также рассказал о работе с муниципальными образованиями в этом направлении. Напомним, с 2011 года полномочия по оформлению в собственность невостребованных земельных долей из состава земель сельскохозяйственного назначения переданы органам местного самоуправления. На местном уровне, подчеркнул он, «работа ведется очень медленно и находится практически на начальной стадии».

Дело в том, что затраты органов МСУ на выполнение указанных работ достаточно велики и не рентабельны. Нередки случаи, когда на этапе рассмотрения в суде исков о признании прав на невостребованные доли выясняется, что долями их правообладатели уже распорядились, включив их в уставной капитал сельхозпредприятий. Такие доли не могут быть признаны невостребованными. В этой связи комитет рекомендовал муниципалам действовать поэтапно: прежде всего, при выявлении невостребованных долей изучить учредительный пакет документов сельхозпредприятий на предмет установления факта внесения собственниками долей, полученных при приватизации сельхозорганизаций, в уставной капитал предприятия. Далее, после составления и утверждения списков невостребованных долей, обратиться в суд за признанием прав муниципальной собственности. Регистрировать же право собственности и формировать земельные участки во избежание необоснованных затрат целесообразно после поступления заявления от заинтересованных лиц на предоставление участка.

Депутат Юрий Соколов («Единая Россия») поинтересовался, каким образом планируется выполнить поручение Президента о вовлечении земель в сельхозоборот. По словам докладчика, механизм принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки прописан в статье 6 101-го Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вопрос в качественном его исполнении. На деле же получается, что механизм не работает, при том, что в Ленинградской области огромные площади неиспользуемых земель.

Депутат Николай Пустотин («Единая Россия») просил дать статистику изъятия земель за последние годы. Была озвучена цифра по 2015 году: выявлено нецелевое использование земельных участков по 140 случаям, процедура изъятия еще не произведена.

Председателя постоянной комиссии по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ивана Хабарова («Единая Россия») не удовлетворила информация КУГИ относительно невостребованных земельных долей. Депутат напомнил, что в 2014 году в Законодательном собрании была создана рабочая группа по проработке комплексных мер для повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий Ленинградской области. Предложения рабочей группы по вовлечению земель в сельхозоборот были направлены в правительство. «Губернатор поддержал наши предложения. Тогда было решено определить пять «пилотных» районов, выделить им средства на кадастрирование. Но потом всё затихло», - сказал Иван Хабаров. КУГИ не будет заниматься сельхозземлями, пока эти полномочия не передадут комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, создав в структуре комитета специальный сектор, убежден депутат.

«Единоросс» Никита Мельников поддержал коллегу, добавив, что полномочия следует вернуть на уровень субъекта, поскольку финансовые возможности муниципальных образований весьма ограничены. Кроме того, считает парламентарий, деньги необходимо выделять не на кадастрирование, а на инвентаризацию сельхозземель, после чего принимать решение по налогообложению. «Изымать будем годами, а когда будем требовать налог, система сразу заработает», - заявил Никита Мельников.

По итогам обсуждения решено обратиться к губернатору с просьбой вернуться к вопросу создания в составе комитета по АПК сектора по обращению с землями сельхозназначения, а также предусмотреть финансирование на эти цели.

Добавим, что областные парламентарии год от года поднимают вопросы земельных отношений, в частности, вовлечения в оборот сельскохозяйственных земель, разработки механизма мониторинга и изъятия земель, усиления земельного надзора, упрощения процедуры прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в отношении унитарных предприятий-банкротов и др.

Совсем недавно парламентарии 12 регионов Северо-Запада единодушно поддержали калининградскую инициативу о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 года №369 в части уточнения отдельных признаков неиспользования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения (в размере более 50% площади земельного участка), у которых отсутствуют конкретные процентные показатели. Предлагаемые меры будут способствовать выявлению неиспользуемых и нерационально используемых земель сельхозназначения для их последующего вовлечения в хозяйственный оборот.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области

<%Html.RenderPartial("~/Views/Shared/Controls/Archive_MonthCalendar.ascx", ViewData["Main_ArchiveModel"]);%>