понедельник, 28 ноября 2022
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Работа над бюджетом 2022 года идёт по графику

01 ноября 2021

На прошлой неделе областной парламент приступил к рассмотрению главного финансового документа региона - проекта закона «Об областном бюджете Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Обсуждения, несмотря на объявленные Президентом России ноябрьские выходные, проходят в соответствии с утвержденным графиком.

Во вторник, 26 октября, состоялись депутатские слушания - «нулевое» чтение бюджета, участие в которых, помимо депутатов, приняли руководители комитетов областного Правительства и представители органов местного самоуправления. Муниципалы подключились по видеоконференцсвязи.

С докладом выступил первый заместитель председателя Правительства Ленинградской области - председатель комитета финансов Роман Марков. Поскольку депутатский корпус областного ЗакСа существенно обновился, докладчик рассказал об основных этапах работы комитета при подготовке бюджета, а также процедуре рассмотрения законопроекта.

Формирование бюджета на очередной финансовый год происходило под влиянием экономических санкций, которым по-прежнему подвержена отрасль производства, непростой экономической ситуации, связанной с Covid-19, изменения налогового законодательства, необходимости исполнения Указа Президента № 204, ограничения в получении финансовой помощи из федерального бюджета как региона-донора, роста инфляции и цен на стройматериалы и др. Кроме того, по словам Романа Маркова, регион должен соблюдать требования Министерства финансов по ограничению уровня дефицита и государственного долга, исходя из чего также планируется сбалансированность бюджета.

Согласно законопроекту, представленному депутатам, доходы областного бюджета в 2022 году запланированы на уровне 160,7 млрд рублей, в 2023 - 154,3 млрд рублей, в 2024 - 147,9 млрд рублей. Расходы в 2022 году составят 164,1 млрд рублей, в 2023 - 158,8 млрд рублей, в 2024 - 148,8 млрд рублей. Дефицит в 2022 году составит 3,4 млрд рублей (или 2,4% к уровню собственных доходов), в 2023-м - 4,5 млрд рублей, в 2024-м - 856 млн рублей. Федеральные средства пока учтены не в полном объеме и традиционно будут полностью заложены при первых корректировках бюджета в 2022 году.

Доходы будут ниже, чем ожидалось, в том числе по причине исключения с 2023 года из налогового законодательства консолидированных групп налогоплательщиков, что грозит потерей около 13-15 млрд рублей по налогу на прибыль. Вместе с тем, ежегодно расходы Ленобласти растут в связи с превышением темпов жилищного строительства в районах агломерации, граничащих с Петербургом.

Как и в прошлые годы, бюджет будет социально направленным - на образование, здравоохранение и социальную поддержку выделяется 89,2 млрд рублей (при общем объеме расходов по госпрограммам 155,2 млрд рублей). На 11 млрд рублей (18%) увеличивается финансирование на поддержку местных бюджетов, вырастет размер дотаций и субвенций муниципальным районам на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.

За последние 10 лет расходы на образование увеличились в 3,2 раз (с 11,5 до 37,1 млрд рублей) и сейчас находятся на первой строчке среди всех госпрограмм. Ассигнования на социальную политику выросли в 2,4 раз, на здравоохранение - в 2 раза, на ЖКХ - в 7,3 раз, на культуру и спорт - более чем в 5 раз.

При этом явно прослеживается динамика расходов на приграничные районы. К примеру, на образование в разрезе районов 51% всех средств тратится на пять районов (Всеволожский, Гатчинский, Кировский, Ломоносовский и Тосненский), из них доля Всеволожского района составляет 22%. По здравоохранению та же ситуация. 1,2 млрд рублей в 2022 году запланировано на решение проблем обманутых дольщиков, 95% из которых будут также направлены во Всеволожский район.

«Конечно, вы пришли с конкретных территорий и у каждого есть набор проблем, которые хотелось бы решить в ходе формирования и исполнения бюджета. Но традиция нашей совместной работы в том, что каждый депутат старается видеть ситуацию в целом и выдерживать общий баланс по Ленинградской области. Предлагаю и в дальнейшем этого принципа придерживаться, не допуская диспропорций», - резюмировал глава финансового блока.

Обращаясь к коллегам, председатель областного парламента Сергей Бебенин («Единая Россия») призвал их максимально сосредоточиться на работе в постоянных комиссиях, где можно задать вопрос профильным комитетам, запросить интересующую информацию. «Это нужно для того, чтобы мы эффективно и продуктивно отработали на пленарном заседании. Любой депутат может прийти на заседание постоянной комиссии. При этом если есть предложения, они должны быть подкреплены конкретными цифрами. Территория Ленинградской области должна развиваться равномерно, вопросы стандартов жизни людей должны соблюдаться, без перекосов на отдельные районы. Надеюсь, мы найдём вариант, который удовлетворит всех жителей», - подчеркнул спикер.

Рассмотрение законопроекта продолжилось в рамках заседаний постоянных комиссий, где депутаты более уже подробно обсуждали каждую государственную программу.

Итог работы комиссий подвел председатель профильной постоянной комиссии по бюджету и налогам Николай Пустотин («Единая Россия»):

 - Все комиссии рекомендовали принять законопроект в первом чтении. На нашей комиссии по бюджету обсуждение было не столь бурным, поскольку многие вопросы удалось задать в ходе депутатских слушаний. После принятия в первом чтении у областного парламента будет еще 25 дней для того, чтобы обобщить все вопросы и предложения, которые прозвучали. Часть из них ляжет в основу поправок, которые будут сформулированы и рассмотрены на комиссии. Процесс идет спокойно, продуктивно. Несмотря на сжатые сроки экспертизы, Контрольно-счетная палата также подготовила свое заключение.

Напомним, что в первом чтении, которое запланировано на 12 ноября, парламентарии утверждают основные параметры бюджета (объем доходов и расходов, дефицит или профицит), во втором - ведомственную структуру доходов, госпрограммы, инвестиционную составляющую, в третьем - документ принимается в целом. Кроме того, 10 ноября в Тосно пройдут публичные слушания по бюджету-2022, где желающие также смогут ознакомиться с законопроектом, задать свои вопросы или высказать пожелания.

Мария Суворова,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области

<%Html.RenderPartial("~/Views/Shared/Controls/Archive_MonthCalendar.ascx", ViewData["Main_ArchiveModel"]);%>