вторник, 05 июля 2022
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Перераспределение полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения - под депутатским вопросом

12 февраля 2020

12 февраля постоянная комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству парламента Ленобласти под руководством Михаила Коломыцева («Единая Россия») поставила под сомнение эффективность работы Леноблводоканала, поддержав в первом чтении законопроект «О внесении изменений в областной закон «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области».

Законопроект, инициированный лидером фракции ЛДПР Андреем Лебедевым,  направлен на исключение муниципального образования «Сертолово» Всеволожского муниципального района Ленинградской области из сферы регулирования областного закона от 29 декабря 2015 г. № 153-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области». Депутат, представляющий в областном парламенте интересы этого муниципалитета, объяснил актуальность и целесообразность своей законодательной инициативы следующим образом.

Схема водоснабжения (ВС) и водоотведения (ВО) на территории МО Сертолово исторически выстроена таким образом, что воду муниципальное образование получает из Санкт-Петербурга и стоки направляет для очистки туда же, на объекты ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Своих источников водоснабжения и канализационных очистных сооружений, способных обеспечить абонентов поселения, муниципальное образование не имеет. На территории муниципального образования расположены и эксплуатируются практически исключительно насосные мощности и сети водоснабжения и водоотведения, технологически связанные с инфраструктурой ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

ВС и ВО в муниципальном образовании осуществляются силами частного инвестора - ООО «Сертоловские коммунальные системы» («СКС»), которое владеет эксплуатируемой инфраструктурой на праве собственности, либо на праве аренды по долгосрочному договору, заключённому с собственником арендованной инфраструктуры - ООО «Сертоловский Водоканал» («СВК»; 100% доля участия в уставном капитале принадлежит администрации МО Сертолово). Указанный долгосрочный договор аренды был заключён с инвестором в 2014 году с целью оздоровления финансовой ситуации в ООО «СВК», находившемся в предбанкротном состоянии, погашения задолженности ООО «СВК» перед ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и развития ВС и ВО в муниципальном образовании, в том числе обеспечения подключения к ВС и ВО строящейся областной больницы и 3 крупных жилых комплексов, что на тот момент не представлялось возможным без участия инвестора в силу отсутствия у ООО «СВК» свободных мощностей для подключения, задолженности перед ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и отсутствием перспектив ее погашения.

В настоящее время ООО «СКС» является гарантирующей организацией в муниципальном образовании, имеет заключённые в установленном порядке договоры ВС и ВО с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», а также технические условия и договоры о подключении (технологическом присоединении) с указанным предприятием, обеспечивающие наличие у ООО «СКС» свободной мощности для подключения новых застройщиков и развития территории муниципального образования. Подключение областной больницы и жилых комплексов к ВС и ВО реализуется согласно заключённым договорам. Нареканий по текущей эксплуатационной работе у муниципалитета к организации нет. Задолженность ООО «СВК» перед ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» погашена в полном объёме.

И по мнению муниципалитета, и по мнению Андрея Лебедева, расторжение долгосрочного договора аренды с ООО «СКС» представляется не только нецелесообразным по причине надлежащей работы указанной гарантирующей организации и исполнения ею своих обязательств, но и крайне затруднительным с юридической и финансовой точек зрения, поскольку приведёт к санкциям в адрес ООО «СВК» с вероятностью его нового банкротства, а также к невозможности исполнять обязательства по подключению абонентов, включая объекты социальной инфраструктуры.

Кроме того, по информации инициатора законопроекта, ООО «СКС» проводит эффективную работу по реконструкции и строительству объектов ВС и ВО, проводимую в МО Сертолово с 2014 года. Так, уже в настоящее время единая централизованная система ВС и ВО поселения включает в качестве неразрывно технологически связанных элементов объекты, находящиеся как в частной собственности ООО «СВК», так и в собственности ООО «СКС». Более того, в течение 2018-2021 гг. за счёт собственных средств ООО «СКС», включая плату за подключение (технологическое присоединение) крупных абонентов, без привлечения бюджетного финансирования, будет выполнено строительство 3 новых насосных станций, а также порядка 15 км магистральных сетей. Таким образом, к 2021 году в МО Сертолово большая часть основных объектов ВС и ВО будет полностью обновлена без привлечения бюджетных средств.

Таким образом, подчеркнул Андрей Лебедев, в настоящее время для надлежащего обеспечения текущего ВС и ВО, а также перспективного развития инфраструктуры ВС и ВО на территории МО Сертолово, не требуется перераспределение полномочий между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления, а норма о передаче муниципального имущества ВС и ВО в государственную собственность Ленинградской области не может быть исполнена без ущерба для надлежащего ВС и ВО в поселении. Поэтому, учитывая мнение муниципалитета, а также непосредственно его жителей,  он и внес свой законопроект.

В рамках обсуждения законопроекта развернулась жаркая дискуссия по поводу передачи имущества Сертоловского водоканала областному водоканалу. Опираясь на доводы, приведенные ранее, Андрей Лебедев поинтересовался у представителей областного водоканала и комитета по ЖКХ, для чего им это нужно и какова цель передачи полномочий и имущества. Ответ о том, что это необходимо для исполнения действующего закона и в целом - комплексной политики в этом направлении, вызвал непонимание у депутатов. Председатель комиссии Михаил Коломыцев («Единая Россия») подчеркнул, что ни о какой единой политике нельзя говорить, если областной водоканал за три года так и не представил Стратегию своего развития на ближайшие годы и инвестиционную программу. Николай Пустотин («Единая Россия») добавил, что сегодня в Тихвинском районе на собраниях, где с отчетами выступают главы муниципалитетов, люди высказывают свои возмущения по поводу невыполненных обещаний областного водоканала, данного им два года назад.

Вадим Малык («Единая Россия») посоветовал представителям водоканала Ленобласти не продавливать свои вопросы «наверху», а активнее сотрудничать с муниципалитетами и убеждать их, чем услуги областной организации лучше в отличие от частных инвесторов, которые готовы предоставить свои инвестиционные планы.

По итогам обсуждения все члены комиссии сошлись во мнении, что ситуация с момента принятия вышеназванного закона стала еще хуже - областной водоканал в основном работает для ликвидации аварийных ситуаций, а перспектива развития не понятна.

В результате обсуждения все присутствующие члены комиссии решили поддержать законопроект Андрея Лебедева единогласно в первом чтении.

Ольга Матвеева,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области

<%Html.RenderPartial("~/Views/Shared/Controls/Archive_MonthCalendar.ascx", ViewData["Main_ArchiveModel"]);%>