от 20 апреля 2016 года  № 557

 

 

О законодательной инициативе Законодательного собрания

Ленинградской области по внесению в Государственную Думу

Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального

закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй

Налогового кодекса Российской Федерации"

 

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области      п о с т а н о в л я е т:

 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

 

2. Уполномочить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.В. Петрова представлять проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при его рассмотрении
в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

3. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении
в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

4. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.

 

5. Признать утратившим силу постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 28 октября 2015 года № 1350 "О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт 13 статьи 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя
Законодательного собрания Ленинградской области.

 

7. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания                                                                С. Бебенин


Проект вносит Законодательное собрание Ленинградской области

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй

Налогового кодекса Российской Федерации

 

 

Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации

 

Статья 1

 

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2005, № 52,
ст. 5581; 2006, № 31, ст. 3436, 3443; 2011, № 45, ст. 6335) следующие изменения:

1) подпункт 10 пункта 1 статьи 164 изложить в следующей редакции:

"10) работ по строительству судов и (или) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;";

2) в пункте 13 статьи 165:

а) в абзаце первом после слов "реализации товаров" дополнить словом "(работ)";

б) подпункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) контракт (копия контракта) на строительство и (или) реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком (генеральным подрядчиком)
и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна
в Российском международном реестре судов в течение 45 календарных дней
с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика
к заказчику (генеральному подрядчику);";

в) подпункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) документы, подтверждающие факт перехода права собственности
на судно от налогоплательщика к заказчику (генеральному подрядчику);".

 

Статья 2

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                              В. Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

 

 

В текущих социально-экономических условиях развитие судостроения является безусловным государственным приоритетом реализации  инновационной и промышленной политики Российской Федерации. Судостроительная промышленность является высокотехнологичной отраслью экономики с высокой долей добавленной стоимости и способна стать одним
из локомотивов развития отечественной промышленности.

Кроме того, развитие отечественного судостроения является ключевым фактором обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: транспортной (строительство транспортных судов); энергетической (строительство буровых платформ и судов для их обслуживания); продовольственной (строительство рыбопромыслового флота).

Настоящий проект федерального закона направлен на прямое налоговое стимулирование отечественного судостроения и повышение эффективности деятельности предприятий судостроительной промышленности.

В целях налогового стимулирования отечественного судостроения Федеральным законом от 20 декабря 2005 года № 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми для судостроительных организаций установлена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 0 процентов, а также утвержден перечень документов для подтверждения обоснованности применения указанной налоговой ставки.

Однако в соответствии с действующей редакцией части второй Налогового кодекса Российской Федерации установление ставки 0 процентов по НДС предусмотрено только для фактических держателей судостроительных контрактов, заключенных непосредственно с заказчиком.

В соответствии с пунктом 13 статьи 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в качестве подтверждения обоснованности применения указанной ставки необходимо представить следующие документы:

1) контракт (копия контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в Российском международном реестре судов в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;

2) выписку из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в Российском международном реестре судов;

3) документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику.

Таким образом, налоговое законодательство увязывает право на применение налоговой ставки 0 процентов от наличия прямых взаимоотношений между заказчиком на строительство судна и лицом, уполномоченным на его постройку, и последующую передачу права собственности напрямую заказчику, то есть генеральным подрядчиком.

Отсюда следует, что налоговая ставка 0 процентов не предусмотрена судостроительным организациям – непосредственным исполнителям работ по договорам субподряда, что накладывает на них дополнительную налоговую нагрузку, снижает эффективность их финансово-хозяйственной деятельности и в целом противоречит смыслу установленных в налоговом законодательстве мер стимулирования.

В качестве примера данного положения можно привести отношения,
возникающие в рамках выполнения работ по строительству судов по договорам субподряда между АО "Объединенная судостроительная корпорация" (далее – АО "ОСК") и ПАО "Выборгский судостроительный завод" (далее – ПАО "ВСЗ"), входящее в структуру АО "ОСК".

В настоящее время в рамках государственных контрактов от 2 декабря 2011 года между ФГУП "Росморпорт" в качестве заказчика и АО "ОСК" в качестве генерального подрядчика идет строительство трех линейных дизель-электрических ледоколов мощностью около 16 МВт.

Строительство указанных судов на условиях договора субподряда выполняет ПАО "ВСЗ", которым применение налоговой ставки 0 процентов будет неправомерно.

После передачи ледоколов генеральному подрядчику АО "ОСК"
ПАО "ВСЗ" будет вынужден изыскать денежные средства в сумме 2,2 млрд. рублей для уплаты НДС, которые изначально не были учтены в контракте, что крайне негативно скажется на финансово-экономическом положении предприятия и существенно скорректирует инвестиционные планы по модернизации и расширению производства.

Таким образом, исходя из первоначального смысла и содержания указанной нормы налогового законодательства Российской Федерации, представленный законопроект направлен на распространение мер налогового стимулирования на судостроительные организации, непосредственно выполняющие судостроительные работы по договорам субподряда.

При этом в соответствии со статьями 702, 703 и 706 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации под договором подряда (субподряда) понимается обязательство подрядчика (субподрядчика) выполнить по заданию заказчика (генерального подрядчика) работу и сдать ее результаты с передачей на них прав.

Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации под реализацией товаров, работ и услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездного оказания услуг одним лицом другому лицу. Действия, которые не признаются реализацией товаров, работ и услуг, определены в пункте 3 указанной статьи.

В связи с этим передача на основании акта сдачи-приемки прав собственности на результаты выполненных подрядчиком (субподрядчиком)
по контракту (договору субподряда) работ на строительство судна заказчику (генеральному подрядчику) признается реализацией работы.

Распространение мер налогового стимулирования на субподрядные судостроительные организации существенно повысит эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий судостроительной промышленности, снизит дополнительную налоговую нагрузку, обеспечит реализацию планов импортозамещения в судостроении, а также выполнение инвестиционных программ и программ технологической модернизации.

Настоящая редакция законопроекта подготовлена с учетом заключения Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2016 года № 1092п-П13. Замечания, указанные в заключении, устранены.

 


Приложение

к проекту федерального закона
"О внесении изменений

в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

законов Российской Федерации и законов РСФСР,

федеральных конституционных законов, федеральных законов

и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,

подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,

изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона

"О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй

Налогового кодекса Российской Федерации"

 

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания

Ленинградской области                                                                       С. Бебенин

 


Приложение

к проекту федерального закона
"О внесении изменений
в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

 

 

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона "О внесении изменений

в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса

Российской Федерации"

 

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета.

В то же время установление налоговой ставки 0 процентов для субподрядных судостроительных организаций приведет к появлению выпадающих доходов федерального бюджета, которое по предварительным оценкам может составить от 7 до 13 млрд. рублей в год.

Несмотря на это, принятие законопроекта позволит предприятиям судостроения существенно повысить эффективность своей деятельности, модернизировать производство и реализовать инвестиционные программы, что
в среднесрочном и долгосрочном периоде благоприятно скажется на налоговых поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации, приведет к росту уровня занятости и средней заработной платы, а также создаст условия для форсированного инновационного развития отечественного судостроения,
а также в смежных отраслях промышленности.

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания

Ленинградской области                                                                       С. Бебенин