от 2 декабря 2016 года  № 220

 

 

О законодательной инициативе
Законодательного собрания Ленинградской области
по внесению
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения
в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской Федерации"

 

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области     п о с т а н о в л я е т:

 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

 

2. Уполномочить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.С. Журову представлять проект федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

3. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

4. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.

 

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области Д.В. Пуляевского.

 

6. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель
Законодательного собрания                                                                С. Бебенин


Проект вносит Законодательное собрание Ленинградской области

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменения в Закон Российской Федерации
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации"

 

 

Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации

 

 

Статья 1

 

Внести в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7341; 2012, № 53, ст. 7638; 2013, № 48, ст. 6165; № 51, ст. 6696; 2015, № 48, ст. 6724; 2016, № 23, ст. 3276) изменение, дополнив статьей 71 следующего содержания:

"Статья 71. Особенности снятия с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет

 

Снятие несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета на основании документа о его регистрации по новому месту жительства.".

 

 

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                            В. Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменения
в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской Федерации"

 

 

Несовершеннолетние лица являются одной из самых социально незащищенных категорий населения Российской Федерации. Как показывает судебная практика, действия родителей или иных лиц зачастую вступают
в противоречие с интересами детей в силу возникновения неприязненных отношений между ними или наличия корыстных целей.

В частности, такие случаи имеют место после прекращения брака между родителями и при продаже жилых помещений.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации (статьи 7, 38, 40) Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав,
в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.

Согласно Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных
в Конвенции
(статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного
и социального развития
(пункт 1 статьи 27). При этом Конвенция возлагает
на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (
пункт 1
статьи 18
, пункт 2 статьи 27).

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющая право на уважение частной и семейной жизни, в ее истолковании Европейским Судом по правам человека обязывает национальные власти обеспечивать соблюдение справедливого баланса между конкурирующими интересами и при определении такого баланса особое значение придавать коренным интересам ребенка, которые в зависимости от их характера
и важности могут иметь приоритет над аналогичными интересами родителей.

В силу приведенных правовых позиций обязанность государства обеспечивать условия для соблюдения в каждом конкретном случае баланса между интересами детей и их родителей предопределяет необходимость действенного механизма защиты жилищных прав несовершеннолетних и восстановления этих прав в случае их нарушения.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации
с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, не содержат норм, требующих обязательного представления документов, которые подтверждали бы факт регистрации несовершеннолетнего ребенка по новому месту жительства, при решении вопроса о снятии его с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Также в указанных Правилах отсутствуют нормы, предусматривающие необходимость получения согласия обоих родителей на снятие ребенка с регистрационного учета при раздельном проживании.

Норма о необходимости получения согласия органа опеки и попечительства при продаже жилого помещения, предусмотренная пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, также распространяется
не на всех несовершеннолетних, а только на детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения, о чем известно органу опеки
и попечительства.

Следовательно, в настоящее время существует реальная возможность
для снятия с регистрационного учета несовершеннолетних детей, не подпадающих под указанную категорию лиц, без предоставления им нового жилого помещения.

Можно отметить, что судебная практика по вопросам, связанным
с жилищными правами несовершеннолетних, неоднократно корректировалась правовыми позициями высших судов Российской Федерации (постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 года № 13-П; определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 года № 4-КГ13-2).

Но, несмотря на то, что в большинстве случаев суды исходят из приоритета прав несовершеннолетних, наличие пробела в законодательстве является следствием существования неоднозначной судебной практики по таким делам.

В целях заполнения указанного пробела в законодательстве, соблюдения конституционных прав детей на жилище и единообразного применения судами норм законодательства предлагается ввести норму, согласно которой снятие
с регистрационного учета по месту жительства ребенка, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, производится только после его регистрации
по новому месту жительства.

 


Приложение

к проекту федерального закона

"О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
в пределах Российской Федерации"

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ
законов Российской Федерации и законов РСФСР,
федеральных конституционных законов, федеральных законов
и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона
"О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

 

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие подзаконные акты:

1) постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля
1995 года № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания
и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации";

2) приказ ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".

 

 

 

Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области                                                                       С. Бебенин


Приложение

к проекту федерального закона

"О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
в пределах Российской Федерации"

 

 

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона "О внесении изменения
в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской Федерации"

 

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не потребует дополнительного расходования средств
из федерального бюджета.

 

 

 

 

Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области                                                                       С. Бебенин