от 7 декабря 2015 года № 1617
О законодательной инициативе Законодательного собрания
Ленинградской области по внесению в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекта
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области п о с т а н о в л я е т:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
2. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Уполномочить депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации С.В. Петрова представлять проект федерального закона
"О
внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" при его
рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать настоящую законодательную инициативу.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области А.Б. Белоуса.
6. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного собрания С. Бебенин
Проект вносит
Законодательное собрание
Ленинградской области
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон
"О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации"
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2006, № 30, ст. 3286; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2010, № 21, ст. 2524, № 52 (ч. 1), ст. 7000; 2011, № 13, ст. 1689, № 27, ст. 3880, № 49 (ч. 1), ст. 7043, № 49 (ч. 5), ст. 7061; 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7645; 2013, № 19, ст. 2309, № 27, ст. 3477, № 30 (ч. 1), ст. 4036, ст. 4081; 2014, № 19, ст. 2311, № 26 (ч. 1), ст. 3370, № 48, ст. 6638, ст. 6659, № 52 (ч. 1), ст. 7557; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 61, № 10, ст. 1426, № 27, ст. 3951, ст. 3990, ст. 3993, № 29 (ч. 1), ст. 4356) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 13.2 изложить в следующей редакции:
"2. Квота
на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд
в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квота на
выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, установленные Правительством
Российской Федерации, допустимая доля иностранных работников, используемых в
различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими
деятельность на территории субъекта Российской Федерации, установленная высшим
должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации), не распространяются на
высококвалифицированных специалистов и членов их семей.";
2) второе предложение абзаца первого подпункта 4 пункта 2 статьи 13.3 изложить в следующей редакции: "Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме в объеме, не менее чем предусмотрено нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения.";
3) пункт 5 статьи 18.1 изложить в следующей редакции:
"5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее – законопроект) подготовлен в целях:
1) закрепления за субъектами Российской Федерации права самостоятельно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
2) утверждения единых требований к медицинским полисам в части определения минимального обязательного объема предоставления медицинских услуг иностранному гражданину.
Пунктом
2 статьи 13.2 и пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона
от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ)
предусмотрено право Правительства Российской Федерации ежегодно с учетом
региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке
трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю
иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики
хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории
одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории
Российской Федерации.
При
установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации
определяет срок приведения хозяйствующими субъектами в соответствие с
допустимой долей численности используемых
ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости
соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта),
установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации устанавливает данную долю исходя из видов экономической деятельности, предусмотренной Общероссийским классификатором.
Постановлением
Госстандарта России от 6 ноября 2001 года № 454-ст
"О принятии и введении в действие ОКВЭД" с 1 января 2003 года отменен
на территории Российской Федерации Общесоюзный классификатор отраслей народного
хозяйства.
В настоящее время при установлении Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, особенности региональных рынков труда учитываются не в полной мере, поскольку правовая практика показывает, что ограничения вводятся по всей территории Российской Федерации.
Также законодательством не определен механизм установления допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами.
В
связи с этим считаем, что внесение изменений в пункт 2 статьи 13.2
и пункт 5 статьи 18.1 Федерального закона № 115-ФЗ в части предоставления
высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации права устанавливать
допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами
в различных отраслях экономики, позволит оперативно принимать решения по
установлению указанной доли иностранных работников, гибко реагировать на
изменения ситуации на региональном рынке труда.
В
соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 13.3 Федерального закона
№ 115-ФЗ для получения (переоформления) патента иностранный гражданин
должен предоставить действующий на территории Российской Федерации на срок
осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор
(полис) добровольного медицинского страхования.
Договор (полис) добровольного медицинского страхования должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Иных параметров полиса ни закон, ни подзаконные акты не устанавливают.
При
этом в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России
от 15 мая 2012 года № 543н "Об утверждении Положения об организации
оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" первичная
медико-санитарная помощь включает в себя первичную доврачебную
медико-санитарную помощь; первичную врачебную медико-санитарную помощь;
первичную специализированную медико-санитарную помощь, которая оказывается
врачами – специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических
подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих
специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 2 декабря
2014 года № 796н "Об утверждении Положения об организации оказания
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи"
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь
организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской
помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми
медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Практика показывает, что страховые компании продают полисы, которые значительно различаются по объему предоставляемых услуг, что определяет существенную разницу в цене страхового полиса. Также большинство полисов добровольного медицинского страхования содержат ограничения по количеству обращений за медицинской помощью, предусматривают оказание иностранному гражданину медицинской помощи только в экстренной форме, а не в неотложной, а также иные условия, не позволяющие мигранту получить медицинскую помощь в необходимом объеме на основании такого полиса. Таким образом, часто полис не покрывает реальные затраты иностранного гражданина на лечение, что приводит к дополнительным расходам бюджета субъекта Российской Федерации на лечение (долечивание) иностранного гражданина.
Цена полиса добровольного медицинского страхования, включающего полный объем медицинских услуг по оказанию первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, предусмотренный стандартами, согласно проведенному мониторингу в субъектах Российской Федерации – Санкт-Петербурге и Ленинградской области – может составлять до 45 – 50 тыс. рублей в год, что является непосильной суммой для иностранных граждан.
На основании изложенного представляется целесообразным утвердить единые требования к объему медицинских услуг, предоставляемых по медицинским полисам, которые требуются иностранным гражданам для въезда на территорию Российской Федерации и подачи документов для получения патента, разрешения на работу, в части определения минимального обязательного объема предоставления медицинских услуг иностранному гражданину.
Приложение
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон
"О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации"
ПЕРЕЧЕНЬ
законов Российской Федерации и законов РСФСР,
федеральных конституционных законов, федеральных законов
и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" потребует внесения изменения в пункт 2 Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 800.
Кроме того, для реализации законопроекта потребуется разработка и принятие нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с которым будет определен минимальный объем первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, оказываемой иностранному гражданину в соответствии с договором (полисом) добровольного медицинского страхования.
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области С. Бебенин
Приложение
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон
"О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета.
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области С. Бебенин