от 30 сентября 2015 года № 1181
О
законодательной инициативе Законодательного собрания
Ленинградской области по внесению в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального
закона "О внесении изменений в статьи
250 и 251 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области п о с т а н о в л я е т:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 250 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
2. Направить проект федерального закона
"О внесении изменений
в статьи 250 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
в Правительство Российской Федерации для получения заключения.
3. Направить проект федерального закона
"О внесении изменений
в статьи 250 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации после
получения заключения Правительства Российской Федерации.
4. Уполномочить депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.В. Петрова представлять
проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 250 и 251 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации" при его рассмотрении
в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Обратиться к депутатам Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с
просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении
в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать настоящую законодательную инициативу.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области А.Б. Белоуса.
8. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного собрания С. Бебенин
Проект вносит
Законодательное собрание
Ленинградской области
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 250 и 251 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Статья 1
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 33, ст. 3413; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 1, ст. 2, 6; № 28, ст. 2886; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3520; 2005, № 1, ст. 30; № 24, ст. 2312; № 52, ст. 5581; 2006, № 31, ст. 3443; № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 31, 39; № 22, ст. 2563; № 31, ст. 3991, 4013; № 49, ст. 6045, 6071; № 50, ст. 6237, 6245; 2008, № 27, ст. 3126; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6237; 2009, № 1, ст. 31; № 11, ст. 1265; № 29, ст. 3598; № 48, ст. 5731; № 51, ст. 6153, 6155; № 52, ст. 6455; 2010, № 19, ст. 2291; № 32, ст. 4298; № 47, ст. 6034; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 9, 21; № 24, ст. 3357; № 27, ст. 3881; № 30, ст. 4575, 4583, 4587, 4597; № 45, ст. 6335; № 47, ст. 6610, 6611; № 48, ст. 6729; № 49, ст. 7037; 2012, № 19, ст. 2281; № 25, ст. 3268; № 41, ст. 5527; № 49, ст. 6751; № 53, ст. 7596; 2013, № 23, ст. 2866; № 40, ст. 5038; № 44, ст. 5640; № 51, ст. 6699; № 52, ст. 6985; 2014, № 8, ст. 737; № 16, ст. 1838; № 48, ст. 6647, 6657; 2015, № 1, ст. 16; № 10, ст. 1402) следующие изменения:
1) пункт 6 статьи 250 после слов "долговым обязательствам" дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных абзацем двадцатым подпункта 14 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса,";
2) абзац
двадцатый подпункта 14 пункта 1 статьи 251 после слов "Жилищным
кодексом Российской Федерации," дополнить словами
"и начисленных кредитными организациями по договорам банковского счета процентов за пользование денежными средствами, находящимися на специальных
счетах, предусмотренных статьей 175 Жилищного кодекса Российской Федерации,
процентов от размещения временно свободных денежных средств собственников
помещений в многоквартирном доме, находящихся на счетах указанных
специализированных некоммерческих организаций,".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.
Президент
Российской Федерации В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту
федерального закона "О внесении изменений
в статьи 250 и 251 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации"
Проект
федерального закона "О внесении изменений в статьи 250 и 251 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации" разработан в целях расширения
перечня средств целевого финансирования, освобождаемых
от налогообложения, и увеличения размеров фонда капитального ремонта
и направлен на освобождение специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность,
направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего
имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом
Российской Федерации (далее – региональный оператор), и иных владельцев
специальных счетов от уплаты налога на прибыль, к которой относятся доходы,
полученные в виде процентов от размещения на счетах кредитных организаций
денежных (временно свободных) средств.
В
соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации
(далее – ЖК РФ) фонд капитального ремонта формируется за счет взносов на
капитальный ремонт и пеней в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по
уплате взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в
многоквартирном доме, а также процентов, начисленных за пользование денежными средствами,
находящимися
на специальном счете.
Средства
фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ
по капитальному ремонту общего имущества
в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если ее
подготовка необходима в соответствии с законодательством
о градостроительной деятельности) и в иных целях, предусмотренных статьей 174
ЖК РФ.
Поскольку
права на указанные средства принадлежат собственникам помещений в
многоквартирных домах и такие средства являются целевыми,
в абзаце двадцатом подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что при определении
налоговой базы налога на прибыль организаций не учитываются доходы, полученные
региональным оператором и иными владельцами специальных счетов в виде средств
собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на указанные счета на финансирование
проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
При этом на практике возникла неопределенность в вопросе о том, являются ли проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, доходом и подлежат ли региональный оператор и иные владельцы специальных счетов освобождению от уплаты налога на прибыль организаций с таких процентов.
В
настоящее время по данному вопросу в юридической литературе
и среди правоприменителей существует две противоположные позиции.
Сторонники первой позиции, в том числе и специалисты налоговых органов, придерживаются мнения, что проценты являются доходами регионального оператора или иного владельца специального счета, которые начисляются на такой счет кредитной организацией по договору банковского счета (а не поступают от собственников помещений) и, соответственно, на них не распространяются правила освобождения от налогообложения.
Противоположной
точки зрения придерживается Министерство финансов Российской Федерации, которое
неоднократно разъясняло в своих письмах
о том, что проценты являются доходами собственников помещений
в многоквартирных домах, которые принадлежат им и не составляют экономическую
выгоду для регионального оператора и иных владельцев специальных счетов,
которые освобождаются от налогообложения.
В
целях исключения неопределенности норм НК РФ и ЖК РФ настоящим законопроектом
предлагается внести соответствующие изменения в статьи 250 и 251 НК РФ для
закрепления единообразного понимания всеми правоприменителями вопроса об
освобождении регионального оператора
и иных владельцев специальных счетов от уплаты налога на прибыль организаций с
процентов, начисленных за пользование денежными
средствами, находящимися на специальном счете.
Кроме
того, согласно части 3 статьи 179 ЖК РФ средства, полученные региональным
оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих
фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в том
числе средства от размещения временно свободных средств фонда капитального
ремонта в российских кредитных организациях, могут использоваться только для
финансирования расходов
на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах.
В связи с этим средства (проценты), полученные региональным оператором от размещения временно свободных средств, являются доходами собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на счете регионального оператора, и не составляют экономическую выгоду для регионального оператора.
Вместе с тем НК РФ не освобождает от налогообложения доходы регионального оператора, полученные от размещения временно свободных денежных средств в российских кредитных организациях, в отличие, например, от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (подпункт 38 пункта 1 статьи 251 НК РФ), который также как и региональный оператор осуществляет функции по реализации проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Учитывая,
что средства, полученные региональным оператором и иными владельцами
специальных счетов в виде процентов от размещения
на специальных счетах, счетах региональных операторов денежных (временно
свободных) средств, могут быть направлены только на финансирование капитального
ремонта общего имущества в многоквартирном доме, настоящим законопроектом
предлагается не учитывать при определении налоговой базы налога на прибыль
организаций такие доходы.
Принимая во внимание среднюю стоимость работ на капитальный ремонт, рассматриваемых средств будет достаточно для финансирования ремонтных работ десятка многоквартирных домов.
Такой
подход представляется справедливым по отношению
к собственникам помещений в многоквартирных домах, а также региональным
операторам, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам,
управляющим организациям.
Приложение
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статьи 250 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
ПЕРЕЧЕНЬ
законов Российской Федерации и законов РСФСР,
федеральных конституционных законов, федеральных законов
и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона
"О внесении изменений в статьи 250 и 251 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие
Федерального закона "О внесении изменений в статьи 250
и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует
признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов
Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов,
федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской
Федерации.
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области С. Бебенин
Приложение
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статьи 250 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений
в статьи 250 и
251 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 250 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета по вопросу освобождения региональных операторов и иных владельцев специальных счетов от уплаты налога на прибыль, к которой относятся доходы, полученные в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальных счетах, поскольку на практике такой налог не взыскивается.
Однако реализация указанного федерального закона повлечет выпадение доходов федерального бюджета в результате освобождения региональных операторов от уплаты налога на прибыль организаций, к которой относятся доходы, полученные в виде процентов от размещения на счетах региональных операторов временно свободных средств.
На территории Ленинградской области функции по реализации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и сбору средств с собственников помещений с 1 мая 2014 года осуществляет некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (далее – Фонд).
За
прошедший период времени Фондом получен доход от размещения временно
свободных средств в 2014 году в сумме 3,7 млн. рублей
и за 1 и 2 кварталы 2015 года в сумме 36,4 млн. рублей, с которых уплачен налог на прибыль организаций в сумме 0,7 млн. рублей и
7,3 млн. рублей соответственно.
В федеральный бюджет за 2014-2015 годы с указанных сумм будет направлен налог на прибыль организаций в размере 3,5 млн. рублей (2 процента), в бюджет Ленинградской области – 14,1 млн. рублей (18 процентов).
Произведение расчетов либо составление прогноза размера выпадающих доходов в полном объеме не представляется возможным ввиду отсутствия информации об уплаченных суммах налога на прибыль организаций в иных субъектах Российской Федерации.
Таким
образом, удельный объем выпадающих доходов в общем объеме бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации составит несущественную долю. Вместе с тем
освобождение региональных операторов
и иных владельцев специальных счетов от
уплаты налога на прибыль организаций, которые будут направлены на
осуществление капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов,
имеет важное социальное значение.
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области С. Бебенин