от 25 марта 2015 года № 325
О законодательной инициативе Законодательного собрания
Ленинградской области по внесению в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекта
федерального закона "О внесении изменения в подпункт 7
статьи 395 Земельного кодекса Российской Федерации"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области п о с т а н о в л я е т:
3. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать настоящую законодательную инициативу.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области А.Б. Белоуса.
6. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного собрания С. Бебенин
Проект
вносит Законодательное
собрание Ленинградской
области
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в подпункт 7 статьи 395
Земельного кодекса Российской Федерации
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Статья 1
Внести в подпункт 7 статьи 395 Земельного
кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,
2001, № 44,
ст. 4147; 2004, № 41, ст. 3993; № 52, ст. 5276; 2005, № 30, ст. 3122; 2006, №
50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 21, ст. 2455; № 45, ст. 5417; 2008, № 20,
ст. 2251; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3597; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 30,
ст. 4590; 2013, № 9, ст. 873; 2014, № 26, ст. 3377) изменение, заменив слова
", отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных" словом "и".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в подпункт 7 статьи 395
Земельного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О
внесении изменения в подпункт 7
статьи 395 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее –
законопроект) подготовлен в целях обеспечения защиты прав граждан, участвующих
в долевом строительстве многоквартирных домов, и направлен на предоставление мер поддержки пострадавшим гражданам –
участникам долевого строительства, перед
которыми застройщики не выполнили свои обязательства по завершению
строительства в срок, предусмотренный договором.
Для обеспечения указанных целей законопроектом предлагается внести в Земельный кодекс Российской Федерации поправки, предусматривающие право субъектов Российской Федерации бесплатно предоставлять земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственность некоммерческих организаций, созданных гражданами.
В настоящее время положения Земельного кодекса Российской Федерации, основываясь на принципе платности землепользования, устанавливают общее правило о платном предоставлении в частную собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
С 1 марта 2015 года вступил в силу
Федеральный закон от 23 июня
2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
положения которого регулируют вопросы возникновения, прекращения и
осуществления прав на земельные участки, а также изменения действующего порядка
предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности. Указанным законом внесены изменения в Земельный кодекс
Российской Федерации, в частности:
признается утратившей силу статья 28, пункт 2 которой определяет право субъектов Российской Федерации принимать законы, предусматривающие бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность юридическим лицам;
определяется исчерпывающий перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, предусмотренный статьей 395.
Право субъектов Российской Федерации принимать законы, предусматривающие бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность юридическим лицам непосредственно связано с действующим на сегодняшний день правовым регулированием вопросов, направленных на предоставление мер поддержки граждан – участников долевого строительства, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков.
Так, например, положения статьи 8 областного
закона от 27 декабря
2013 года № 107-оз "О поддержке пострадавших участников долевого
строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской
области" в качестве основной меры поддержки пострадавших участников
долевого строительства предусматривают, что юридическому лицу, принявшему на
себя обязательства по завершению строительства многоквартирного дома и передаче
жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства и
исполнившему указанные обязательства в полном объеме, для компенсации
произведенных расходов бесплатно предоставляется в собственность иной земельный
участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности. При этом установлено, что рыночная стоимость бесплатно
предоставляемого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным
законом от 29 июля
1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации",
должна соответствовать размеру фактически произведенных и обоснованных
расходов.
Подобные законы приняты во многих других субъектах Российской Федерации.
Такой механизм решения проблемы "обманутых дольщиков" является наиболее эффективным, поскольку позволяет привлечь к решению данной проблемы новых инвесторов строительства, а также исключить дополнительные расходы бюджета субъекта Российской Федерации и возможность злоупотребления со стороны недобросовестных застройщиков и участников долевого строительства.
Привлечение средств граждан для строительства многоквартирных домов и неисполнение застройщиками своих обязательств по завершению строительства многоквартирного дома и передаче жилых помещений в нем гражданам – участникам строительства является в настоящее время одной из самых значимых социально-экономических проблем.
По официальным данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (http://minstroyrf.ru) по состоянию на 1 ноября 2014 года в России насчитывается 569 проблемных объектов и 46,4 тысячи граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков.
Безусловно, федеральное законодательство не лишено пробелов в той части, которая касается случаев невозможности исполнения застройщиком своих обязательств по завершению строительства многоквартирного дома и передаче жилых помещений в нем гражданам – участникам долевого строительства. Невозможность продолжения строительства может быть вызвана как изначальными нарушениями застройщиком законодательства в области долевого строительства и привлечения денежных средств граждан, так и результатами его экономической деятельности, при которой неплатежеспособность застройщика переходит из временной в долгосрочную и приводит в итоге к объявлению его банкротом. При таких обстоятельствах в большинстве случаев обеспечить завершение строительства многоквартирного дома возможно только силами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного пострадавшими участниками долевого строительства. А в случае признания застройщика несостоятельным (банкротом) возможность достройки многоквартирного дома силами подобного кооператива является единственной возможностью.
Однако завершение строительства жилищно-строительным кооперативом за счет своих собственных средств (то есть за счет средств пострадавших участников долевого строительства, создавших такой кооператив) зачастую становится неразрешимой проблемой для граждан – участников долевого строительства, поскольку на участников строительства, принявших решение о создании жилищно-строительного кооператива для завершения строительства многоквартирного дома, возлагаются весьма существенные и порой неоправданные обязательства. Такое завершение строительства возможно только путем привлечения инвестора. Созданный гражданами кооператив не имеет возможности привлечения потенциальных инвесторов. Однако такая возможность у жилищно-строительного кооператива может возникнуть в случае наличия у него права собственности на земельный участок, на котором может осуществляться строительство многоквартирного дома, как для последующего предоставления жилых помещений в нем пострадавшим участникам долевого строительства (особенно в случаях, когда количество членов такого кооператива превышает количество жилых помещений в многоквартирном доме, строительство которого осуществлялось недобросовестным застройщиком), так и для компенсации привлеченным инвестором своих расходов на завершение строительства "проблемного" дома и передачу квартир в нем гражданам.
Поправки в Земельный кодекс,
предусматривающие право субъектов Российской Федерации бесплатно предоставлять
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, в собственность некоммерческих организаций, созданных
гражданами, позволят создать необходимые экономические и правовые условия,
способствующие завершению строительства "проблемных" объектов, и тем
самым обеспечить решение проблемы "обманутых дольщиков",
необходимость решения которой обозначена в пункте 1 поручения Председателя
Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2011 года № ВП-П9-6498 в
части выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 5
сентября 2011 года
№ Пр-2618 по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве.
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения
в подпункт 7 статьи 395
Земельного кодекса
Российской Федерации"
ПЕРЕЧЕНЬ
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи
с принятием Федерального закона "О внесении изменения в подпункт 7 статьи 395 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения
в подпункт 7 статьи 395 Земельного кодекса Российской Федерации"
не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или
принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных
конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов
РСФСР
и Российской Федерации.
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области С. Бебенин
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения
в подпункт 7 статьи 395
Земельного кодекса
Российской Федерации"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменения в подпункт 7
статьи 395 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в подпункт 7 статьи 395 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного расходования средств федерального бюджета.
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области С. Бебенин