от 29 апреля 2015 года  № 511

 

О законодательной инициативе Законодательного собрания

Ленинградской области по внесению в Государственную Думу 

Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона

"О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

 

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области     п о с т а н о в л я е т:

 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

 

2. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении
в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

3. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.

 

4. Контроль за исполнением  постановления возложить  на  заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области А.Б. Белоуса.

 

5. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Законодательного собрания                                                                           С. Бебенин


Проект вносит

Законодательное собрание

Ленинградской области

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменения в статью 11 Федерального закона

"Об основах системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних"

 

 

Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации

 

 

Внести в статью 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3177; 2004, № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4849; 2007, № 30, ст. 3808; 2012, № 53, ст. 7622; 2013, № 27, ст. 3477; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 42) изменение, дополнив пункт 1 абзацами следующего содержания:

"Членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
не могут быть лица:

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за  преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце седьмом настоящего пункта;

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;


имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце седьмом настоящего пункта, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных органами местного самоуправления, при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, об их допуске к работе в составе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Председатели комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных органами местного самоуправления, обязаны отстранить от работы (не допускать к работе) члена комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данное лицо подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах седьмом и восьмом настоящего пункта, на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления
в силу приговора суда.".

 

 

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                             В. Путин


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

 

 

В настоящее время федеральным законодательством установлены ограничения, касающиеся допуска к занятию педагогической деятельностью (статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации), а также ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (статья 3511 Трудового кодекса Российской Федерации).

Так, согласно указанным статьям к осуществлению педагогической деятельности и трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

При этом отдельные лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности и к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Как указано в статье 11 Федерального закона от 24 июня
1999 года №  120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних", комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года № 995 (далее – Положение).

Согласно Положению деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее также – комиссии) основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации.

Для решения возложенных на них задач комиссии организуют осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, могут принимать участие в работе
по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения, обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии.

Членами комиссии могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица.

Члены комиссии осуществляют свою деятельность, как правило, на общественных началах, в связи с чем их деятельность не регулируется нормами трудового законодательства, устанавливающего ограничения на занятие педагогической деятельностью и трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Вместе с тем члены комиссии осуществляют деятельность, которая непосредственно связана с несовершеннолетними (так, например, согласно Положению члены комиссии посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений).

Более того, в силу положений статей 331 и 3511 Трудового кодекса Российской Федерации именно комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномочены
на принятие решений о допуске к педагогической деятельности и деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Не вызывает сомнения тот факт, что лица, принимающие решение о допуске к деятельности, связанной с несовершеннолетними, сами должны соответствовать тем требованиям, которые установлены федеральным законодательством.

В связи с этим возникает необходимость распространения действия ограничений, установленных трудовым законодательством Российской Федерации, на деятельность членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В рассматриваемом случае введение соответствующих ограничений необходимо в том числе и для достижения такой конституционно значимой цели, как защита жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

В связи с изложенным указанные ограничения предлагается ввести путем внесения соответствующего изменения в статью 11 Федерального закона
от 24 июня 1999 года №  120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".


 

Приложение

к проекту федерального закона

"О внесении изменения в статью 11

Федерального закона "Об основах

системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних"

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

законов Российской Федерации и законов РСФСР,

федеральных конституционных законов, федеральных законов

и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,

изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона

"О внесении изменения в статью 11 Федерального закона

"Об основах системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних"

 

 

 

 

         Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" потребует внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года № 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях
по делам несовершеннолетних и защите их прав".

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания

Ленинградской области                                                                        С. Бебенин


 

Приложение

к проекту федерального закона

"О внесении изменения в статью 11

Федерального закона "Об основах

системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних"

 

 

 

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

 

 

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
" не потребует расходования средств
из федерального бюджета.

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания

Ленинградской области                                                                        С. Бебенин