от 29 мая 2015 года  № 641

 

 

О законодательной инициативе Законодательного собрания

Ленинградской области по внесению в Государственную Думу

Федерального Собрания Российской Федерации проекта

федерального закона "О внесении изменений в статью 65

Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5

Федерального закона "О введении в действие

Водного кодекса Российской Федерации"

 

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области     п о с т а н о в л я е т:

 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона "О введении
в действие Водного кодекса Российской Федерации".

 

2. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

3. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.

 


4. Контроль за исполнением постановления возложить
на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области А.Б. Белоуса.

 

5. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания                                                                 С. Бебенин

 

 


Проект вносит

Законодательное собрание

Ленинградской области

 

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса

Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона

"О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"

 

 

Принят Государственной Думой

 

Одобрен Советом Федерации

 

 

Статья 1

 

Внести в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381, № 50, ст. 5279, 2008, № 29, ст. 3418) изменение, дополнив частью 6.1 следующего содержания:

"6.1. Ширина водоохранных зон Ладожского и Онежского озер устанавливается исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждается органами исполнительной власти Ленинградской области, Республики Карелии
и Вологодской области в соответствии с их компетенцией в размере
от пятидесяти до трех тысяч метров.".

 

Статья 2

 

Внести в статью 6.5 Федерального закона от 3 июня 2006 года
№ 73-Ф3 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, № 23, ст. 2380, 2008, № 29, ст. 3418, 2013, № 30, ст. 4083, № 43, ст. 5452) изменение, дополнив частью 1.1 следующего содержания:

"1.1. До принятия органами исполнительной власти Ленинградской области, Республики Карелии и Вологодской области нормативных


правовых актов, устанавливающих ширину водоохранных зон Ладожского
и Онежского озер, ширина водоохранных зон для данных озер устанавливается в соответствии с частью 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.".

 

Статья 3

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                                    В. Путин

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"

 

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона "О введении
в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее – законопроект) направлен на обеспечение сохранения, рационального использования, защиты
и восстановления качества водных и иных видов природных ресурсов природно-хозяйственных комплексов Ладожского и Онежского озер, сохранение стратегического запаса ресурсов питьевого водоснабжения, благоприятной окружающей среды, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия территории четырех субъектов Российской Федерации.

Законопроект разработан в целях внесения изменений в порядок определения границ водоохраной зоны Ладожского и Онежского озер.

Законопроектом предлагается предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены Ладожское и Онежское озера, право установления ширины водоохранной зоны указанных озер. При этом предельный размер водоохранной зоны устанавливается равным трем километрам. В связи с этим предлагается внести изменения в Водный кодекс Российской Федерации, дополнив частью 6.1 статью 65, и в статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", дополнив частью 1.1.

Необходимость принятия законопроекта обусловлена следующим.

В настоящее время остаются актуальными проблемы, связанные
с негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности на акваторию
и прибрежные территории Ладожского и Онежского озер.

Ныне действующая законодательная норма ширины водоохранной зоны
в размере 50 м не обеспечивает в должной степени предотвращение загрязнения, засорения и заиления уникальных экосистем Ладожского и Онежского озер,
а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других природных объектов прибрежных зон.

В последние годы получили широкое распространение рассредоточенные и рекреационные нагрузки в прибрежных территориях озер, вызванные
их интенсивным градостроительным освоением. Объемы таких воздействий
на прибрежные воды имеют устойчивую тенденцию к росту, что может привести к ухудшению качества воды озер в наиболее уязвимых, мелководных частях акватории.

Кроме того, в акватории Ладожского озера в границах Ленинградской области на протяжении многих лет остаются загрязненными ряд участков, например, Волховская губа, имеющая устойчивую гидрохимическую загрязненность и признаки эвтрофикации. Предлагаемые меры позволят стабилизировать ситуацию с локальными нагрузками на прибрежную часть озера.

Правовая защита Ладожского и Онежского озер, с точки зрения
их государственного стратегического значения, является задачей, которую необходимо решать на федеральном уровне. При этом необходимо исходить
из системного подхода, учитывающего помимо экологических требований экономические и социальные аспекта реализации законодательного регулирования охраны указанных озер как отдельных природно-хозяйственных объектов.

Введение на территории бассейнов Ладожского и Онежского озер законодательного регулирования природопользования аналогично положениям Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" потребует значительных финансовых затрат и представляется в настоящее время нецелесообразным.

Согласно предварительной технико-экономической оценке, внедрение аналогичного закона применительно к бассейну Ладожского озера вызовет необходимость значительного изменения на прибрежной территории
состава и масштабов хозяйственно-производственной, градостроительной
и инвестиционной деятельности, строительства современных очистных сооружений в системе ЖКХ и промышленности, ограничения эксплуатации полигонов ТБО, ограничения по классам промышленных предприятий
в перспективных промышленно-логистических зонах, перевода земель сельскохозяйственного назначения в состав иных категорий землепользования, ограничения на развитие сетей магистральных трубопроводов.

Объемы затрат на проведение мероприятий только в бассейне Ладожского озера в пределах территории Ленинградской области, аналогичных мероприятиям при внедрении Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", по предварительной оценке, составляют около 24 млрд. рублей.

Вместе с тем на территории Ленинградской области действовало решение Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 31 августа 1987 года № 383 "Об установлении водоохранных зон Ладожского озера и других водных объектов в его бассейне на территории Ленинградской области", в соответствии с которым размер водоохраной зоны Ладожского и Онежского озер был установлен в диапазоне 1-3 км,
что обеспечивало предотвращение загрязнения, засорения и заиления водных систем Ладожского и Онежского озер.

В связи с изложенным представляется целесообразным внесение
в действующее законодательство дополнений, прежде всего обеспечивающих соблюдение особого режима осуществления хозяйственной и иной
деятельности в интенсивно осваиваемой прибрежной полосе Ладожского
и Онежского озер.

В настоящее время в соответствии с частью 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохраной зоны озера, водохранилища,
за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м.

Предлагаемый законопроектом механизм по установлению органами исполнительной власти Ленинградской области, Республики Карелии
и Вологодской области ширины водоохранной зоны Ладожского и Онежского озер и связанное с ним введение в ее пределах специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности (ограничений) сохранит имеющийся защитный, барьерный эффект природных участков побережья Ладожского и Онежского озер и, вместе с тем, позволит избежать необоснованных экономических потерь и социально-общественных конфликтов.

При этом определение положения о предельной ширине водоохраной зоны дает возможность вывести за пределы предлагаемой водоохранной зоны черту населенных пунктов (например: г. Шлиссельбург, г. Сясьстрой, пос. им. Морозова) и иных действующих хозяйственных объектов, что позволит избежать излишних природоохранных ограничений.

Размеры водоохранной зоны Ладожского и Онежского озер будут определены на основании проектных и научных исследований исходя
из конкретных условий, сложившихся в прибрежной территории Ладожского
и Онежского озер. Регламент предлагаемой водоохраной зоны существенно
не изменит действующее градостроительное планирование муниципальных образований.

При внесении предлагаемых изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не потребуется пересмотра действующего законодательства. В частности, не потребуется внесения изменений в статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие особенности установления и правового режима зон с особыми условиями использования территорий, в Лесной кодекс и Земельный кодекс Российской Федерации. Поскольку правила установления на местности водоохранных зон останутся прежними, не потребуется внесение изменений и в подзаконные акты,
в частности, в постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".

Необходимо отметить, что часть земельного фонда планируемой водоохранной зоны Ладожского озера относится к землям обороны и выполнение требований регламента водоохранной зоны на этих территориях потребует согласования с Министерством обороны Российской Федерации.

Кроме того, на территории планируемой водоохранной зоны существуют выведенные из эксплуатации объекты Министерства обороны Российской Федерации. Параметры участков позволяют отнести их к объектам накопленного экологического ущерба, требующих проведения рекультивационных работ. Целесообразно при проектировании водоохранной зоны внести предложение в Министерство обороны Российской Федерации
о передаче таких объектов в муниципальные образования с предварительной рекультивацией и последующим использованием под рекреационное
и промышленно-деловое освоение.

Принятие законопроекта не потребует увеличения затрат из федерального бюджета. В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся
в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за счет средств субвенций из федерального бюджета.

Необходимый объем средств из федерального бюджета, предоставляемых субъекту Российской Федерации в виде субвенций на разработку проекта водоохранной зоны, вынос проекта в натуру, обозначение и обустройство границ водоохранной зоны для Ладожского озера в пределах административных границ Ленинградской области составит около 22,6 млн. рублей.

В целях обеспечения соблюдения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранной зоны Ладожского и Онежского озер предусматривается выполнение водоохранных мероприятий. Мероприятия частично уже выполняются в рамках государственных программ Ленинградской области за счет программ муниципальных районов
и внебюджетных источников.

 

 


Приложение к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации

и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи

с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"

 

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона
"О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания

Ленинградской области                                                                        С. Бебенин

 

 


Приложение к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации

и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона "О внесении изменений

в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации

и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие

Водного кодекса Российской Федерации"

 

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона
"О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Финансовые затраты на вынос проекта водоохранной защитной зоны
в натуру, обозначение и обустройство границ водоохранной зоны водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного
на территории субъекта Российской Федерации, согласно статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации предоставляются субъекту Российской Федерации в виде субвенций.

 

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания

Ленинградской области                                                                        С. Бебенин