от 29 мая 2015 года № 641
О законодательной инициативе Законодательного собрания
Ленинградской области по внесению в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекта
федерального закона "О внесении изменений в статью 65
Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5
Федерального закона "О введении в действие
Водного кодекса Российской Федерации"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области п о с т а н о в л я е т:
1. Внести в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке
законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении
изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5
Федерального закона "О введении
в действие Водного кодекса Российской Федерации".
2. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.
4. Контроль за
исполнением постановления возложить
на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области
А.Б. Белоуса.
5. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного собрания С. Бебенин
Проект вносит
Законодательное собрание
Ленинградской области
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса
Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона
"О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Статья 1
Внести в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381, № 50, ст. 5279, 2008, № 29, ст. 3418) изменение, дополнив частью 6.1 следующего содержания:
"6.1. Ширина
водоохранных зон Ладожского и Онежского озер устанавливается исходя из
физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом
прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждается органами
исполнительной власти Ленинградской области, Республики Карелии
и Вологодской области в соответствии с их компетенцией в размере
от пятидесяти до трех тысяч метров.".
Статья 2
Внести в статью 6.5
Федерального закона от 3 июня 2006 года
№ 73-Ф3 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации 2006, № 23, ст. 2380,
2008, № 29, ст. 3418, 2013, № 30, ст. 4083, № 43, ст. 5452)
изменение, дополнив частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. До принятия органами исполнительной власти Ленинградской области, Республики Карелии и Вологодской области нормативных
правовых актов, устанавливающих
ширину водоохранных зон Ладожского
и Онежского
озер, ширина водоохранных зон для данных озер устанавливается в соответствии с частью
6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений
в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального
закона "О введении
в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее – законопроект)
направлен на обеспечение сохранения, рационального использования, защиты
и восстановления качества водных и иных видов природных ресурсов
природно-хозяйственных комплексов Ладожского и Онежского озер, сохранение
стратегического запаса ресурсов питьевого водоснабжения, благоприятной окружающей среды, экологической безопасности,
санитарно-эпидемиологического благополучия территории четырех субъектов
Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях внесения изменений в порядок определения границ водоохраной зоны Ладожского и Онежского озер.
Законопроектом предлагается предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены Ладожское и Онежское озера, право установления ширины водоохранной зоны указанных озер. При этом предельный размер водоохранной зоны устанавливается равным трем километрам. В связи с этим предлагается внести изменения в Водный кодекс Российской Федерации, дополнив частью 6.1 статью 65, и в статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", дополнив частью 1.1.
Необходимость принятия законопроекта обусловлена следующим.
В настоящее время остаются актуальными проблемы,
связанные
с негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности на акваторию
и прибрежные территории Ладожского и Онежского озер.
Ныне действующая законодательная норма ширины
водоохранной зоны
в размере 50 м не обеспечивает в должной степени предотвращение загрязнения,
засорения и заиления уникальных экосистем Ладожского и Онежского озер,
а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других
природных объектов прибрежных зон.
В последние годы получили широкое распространение
рассредоточенные и рекреационные нагрузки в прибрежных территориях озер,
вызванные
их интенсивным градостроительным освоением. Объемы таких воздействий
на прибрежные воды имеют устойчивую тенденцию к росту, что может привести к
ухудшению качества воды озер в наиболее уязвимых, мелководных частях акватории.
Кроме того, в акватории Ладожского озера в границах Ленинградской области на протяжении многих лет остаются загрязненными ряд участков, например, Волховская губа, имеющая устойчивую гидрохимическую загрязненность и признаки эвтрофикации. Предлагаемые меры позволят стабилизировать ситуацию с локальными нагрузками на прибрежную часть озера.
Правовая защита Ладожского и Онежского озер, с точки
зрения
их государственного стратегического значения, является задачей, которую
необходимо решать на федеральном уровне. При этом необходимо исходить
из системного подхода, учитывающего помимо экологических требований
экономические и социальные аспекта реализации законодательного регулирования
охраны указанных озер как отдельных природно-хозяйственных объектов.
Введение на территории бассейнов Ладожского и Онежского озер законодательного регулирования природопользования аналогично положениям Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" потребует значительных финансовых затрат и представляется в настоящее время нецелесообразным.
Согласно предварительной технико-экономической оценке,
внедрение аналогичного закона применительно к бассейну Ладожского озера вызовет
необходимость значительного изменения на прибрежной территории
состава и масштабов хозяйственно-производственной, градостроительной
и инвестиционной деятельности, строительства современных очистных сооружений в
системе ЖКХ и промышленности, ограничения эксплуатации полигонов ТБО,
ограничения по классам промышленных предприятий
в перспективных промышленно-логистических зонах, перевода земель
сельскохозяйственного назначения в состав иных категорий землепользования,
ограничения на развитие сетей магистральных трубопроводов.
Объемы затрат на проведение мероприятий только в бассейне Ладожского озера в пределах территории Ленинградской области, аналогичных мероприятиям при внедрении Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", по предварительной оценке, составляют около 24 млрд. рублей.
Вместе с тем на территории Ленинградской области
действовало решение Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета
народных депутатов от 31 августа 1987 года № 383 "Об установлении
водоохранных зон Ладожского озера и других водных объектов в его бассейне на
территории Ленинградской области", в соответствии с которым размер
водоохраной зоны Ладожского и Онежского озер был установлен в диапазоне 1-3
км,
что обеспечивало предотвращение загрязнения, засорения и заиления водных систем
Ладожского и Онежского озер.
В связи с изложенным представляется целесообразным
внесение
в действующее законодательство дополнений, прежде всего обеспечивающих
соблюдение особого режима осуществления хозяйственной и иной
деятельности в интенсивно осваиваемой прибрежной полосе Ладожского
и Онежского озер.
В настоящее время в соответствии с частью 6 статьи 65
Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохраной зоны озера,
водохранилища,
за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с
акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м.
Предлагаемый законопроектом механизм по установлению
органами исполнительной власти Ленинградской области, Республики Карелии
и Вологодской области ширины водоохранной зоны Ладожского и Онежского озер и
связанное с ним введение в ее пределах специального режима осуществления
хозяйственной и иной деятельности (ограничений) сохранит имеющийся защитный,
барьерный эффект природных участков побережья Ладожского и Онежского озер и,
вместе с тем, позволит избежать необоснованных экономических потерь и
социально-общественных конфликтов.
При этом определение положения о предельной ширине водоохраной зоны дает возможность вывести за пределы предлагаемой водоохранной зоны черту населенных пунктов (например: г. Шлиссельбург, г. Сясьстрой, пос. им. Морозова) и иных действующих хозяйственных объектов, что позволит избежать излишних природоохранных ограничений.
Размеры водоохранной зоны Ладожского и Онежского озер
будут определены на основании проектных и научных исследований исходя
из конкретных условий, сложившихся в прибрежной территории Ладожского
и Онежского озер. Регламент предлагаемой водоохраной зоны существенно
не изменит действующее градостроительное планирование муниципальных
образований.
При внесении предлагаемых
изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5
Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской
Федерации" не потребуется пересмотра действующего законодательства. В
частности, не потребуется внесения изменений в статьи Градостроительного
кодекса Российской Федерации, регулирующие особенности установления и правового
режима зон с особыми условиями использования территорий, в Лесной кодекс и
Земельный кодекс Российской Федерации. Поскольку правила установления на
местности водоохранных зон останутся прежними, не потребуется внесение
изменений и в подзаконные акты,
в частности, в постановление Правительства Российской Федерации от 10 января
2009 года № 17 "Об утверждении правил установления на местности
границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Необходимо отметить, что часть земельного фонда планируемой водоохранной зоны Ладожского озера относится к землям обороны и выполнение требований регламента водоохранной зоны на этих территориях потребует согласования с Министерством обороны Российской Федерации.
Кроме того, на территории планируемой водоохранной
зоны существуют выведенные из эксплуатации объекты Министерства обороны Российской
Федерации. Параметры участков позволяют отнести их к объектам накопленного
экологического ущерба, требующих проведения рекультивационных работ.
Целесообразно при проектировании водоохранной зоны внести предложение в
Министерство обороны Российской Федерации
о передаче таких объектов в муниципальные образования с предварительной
рекультивацией и последующим использованием под рекреационное
и промышленно-деловое освоение.
Принятие законопроекта не потребует увеличения затрат
из федерального бюджета. В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской
Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей,
находящихся
в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской
Федерации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в рамках переданных отдельных полномочий Российской Федерации в
области водных отношений за счет средств субвенций из федерального бюджета.
Необходимый объем средств из федерального бюджета, предоставляемых субъекту Российской Федерации в виде субвенций на разработку проекта водоохранной зоны, вынос проекта в натуру, обозначение и обустройство границ водоохранной зоны для Ладожского озера в пределах административных границ Ленинградской области составит около 22,6 млн. рублей.
В целях обеспечения соблюдения специального режима
осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранной зоны
Ладожского и Онежского озер предусматривается выполнение водоохранных
мероприятий. Мероприятия частично уже выполняются в рамках государственных
программ Ленинградской области за счет программ муниципальных районов
и внебюджетных источников.
Приложение к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации
и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"
ПЕРЕЧЕНЬ
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи
с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального
закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской
Федерации и статью 6.5 Федерального закона
"О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не
потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов
Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов,
федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской
Федерации.
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области С. Бебенин
Приложение к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации
и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений
в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации
и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие
Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие
Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса
Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона
"О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не
потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансовые затраты
на вынос проекта водоохранной защитной зоны
в натуру, обозначение и обустройство границ водоохранной зоны водного объекта,
находящегося в федеральной собственности и расположенного
на территории субъекта Российской Федерации, согласно статьи 26 Водного кодекса
Российской Федерации предоставляются субъекту Российской Федерации в виде
субвенций.
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области С. Бебенин