ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

от 12 июля 2017 года  № 794

 

 

О законодательной инициативе Законодательного собрания

Ленинградской области по внесению в Государственную Думу

Федерального Собрания Российской Федерации проекта

федерального закона "О внесении изменений в статьи 158 и 2153

Уголовного кодекса Российской Федерации"

 

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области     п о с т а н о в л я е т:

 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 158 и 2153 Уголовного кодекса Российской Федерации".

 

2. Направить указанный проект федерального закона в Правительство Российской Федерации для получения заключения.

 

3. Направить указанный проект федерального закона в Верховный Суд Российской Федерации для получения согласования.

 

4. Направить указанный проект федерального закона в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации для экспертной оценки.

 

5. Уполномочить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.С. Журову представлять проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 158 и 2153 Уголовного кодекса Российской Федерации" при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

6. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении
в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

7. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать настоящую законодательную инициативу.

 

8. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области Д.В. Пуляевского.

 

9. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания                                                                С. Бебенин


Проект

вносит Законодательное собрание Ленинградской области

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменений в статьи 158 и 2153

Уголовного кодекса Российской Федерации

 

 

Принят Государственной Думой

 

Одобрен Советом Федерации

 

 

Статья 1

 

Внести в примечания к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2002, № 44, ст. 4298; 2003, № 50, ст. 4848; 2007, № 1, ст. 46; 2009, № 52, ст. 6453; 2011, № 11, ст. 1495; № 50, ст. 7362; 2016, № 27, ст. 4256) изменение, дополнив их пунктом 5 следующего содержания:

"5. Кража, совершенная из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода, предусмотренная настоящей статьей, признается оконченной
с момента противоправного безвозмездного изъятия нефти, нефтепродукта, газа.".

 

Статья 2

 

Внести в статью 2153 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2007, № 1, ст. 46; 2010, № 19, ст. 2289; 2011, № 11, ст. 1495; № 50, ст. 7362) изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Статья 2153Несанкционированная врезка в нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы и приведение их в негодность

 

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы и были совершены из корыстных или хулиганских побуждений,

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного
за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами
на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами
на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Несанкционированная врезка в нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы, то есть осуществление отверстия в трубопроводе, предназначенное для хищения нефти, нефтепродуктов, газа, не повлекшее разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное
для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы, и которое было совершено из корыстных побуждений,

наказывается штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок
до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в отношении магистральных трубопроводов,

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой третьей настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия,

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.".

 

Статья 3

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                            В. Путин

 


Пояснительная записка

к проекту федерального закона "О внесении изменений

в статьи 158 и 2153 Уголовного кодекса Российской Федерации"

 

 

В последнее десятилетие наблюдается негативная тенденция роста количества преступлений, связанных с хищением нефтепродуктов.

Преступления такой категории характеризуются наличием разветвленных коррупционных связей, совершаются высококлассными специалистами, в том числе иностранного происхождения, по изготовлению несанкционированных врезок, а также наличием значительного количества пунктов сбыта похищенных нефтепродуктов, в основном дизельного топлива (нелегальных подвижных и стационарных автозаправочных станций).

Так, по данным правоохранительных органов на территории Ленинградской области действует более 200 нелегальных автозаправочных станций. Теневой оборот незаконной реализации топлива по предварительной оценке составляет 1 млрд. рублей ежегодно. Соответственно с этих средств
не уплачиваются налоговые платежи и федеральный бюджет недополучает значительный объем поступлений.

Другой особенностью таких преступлений является особо опасный способ хищения – несанкционированные врезки, которые совершаются под давлением, что повышает опасность возникновения аварий и взрывов, сопровождаемых гибелью людей, ухудшением экологической ситуации в связи с загрязнением окружающей среды.

Кроме того, эксплуатация трубопровода с изготовленной несанкционированной врезкой невозможна и требует остановки производственного процесса по осуществлению транспортировки нефтепродуктов в целях проведения ремонтно-восстановительных работ. Эксплуатация поврежденного трубопровода может повлечь за собой серьезную экологическую катастрофу. Наиболее ярким примером является выход нефтепродукта в результате несанкционированной врезки в 2011 году на реке Харвази во Всеволожском районе Ленинградской области, ликвидация последствий которого заняла более пяти лет, при этом были потрачены значительные денежные средства.

Анализ судебных решений по уголовным делам о хищении  нефтепродуктов показывает, что в абсолютном большинстве случаев такие уголовные дела возбуждаются по статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) в совокупном применении с частью 3 статьи 30
УК РФ "Покушение на преступление", поскольку в отношении лиц, осуществляющих хищение нефтепродуктов из магистрального трубопровода отсутствует такой квалифицирующий признак объективной стороны преступления как "обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц", что не позволяет правоохранительным органам квалифицировать совершенное хищение в качестве оконченного преступления и снижает на одну четверть применяемый в судах незначительный максимально возможный срок наказания.

Так, по данным общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" на территории Ленинградской области за период с 2014 по 2016 годы возбуждено 208 уголовных дел, из которых 45 – с применением части 3 статьи 30 УК РФ (21,6%).

Однако более значительное количество возбужденных уголовных дел
с "занижением наказания" в связи с применением части 3 статьи 30 УК РФ
за указанный период характерно для других субъектов Российской Федерации, например, Самарской области (из 109 уголовных дел 67 возбуждено с учетом части 3 статьи 30 УК РФ (61,5%) и Челябинской области (из 59 уголовных дел 34 возбуждено с учетом части 3 статьи 30 УК РФ (57,6%).

Несовершенство уголовного законодательства является причиной
не только применения на практике правоохранительными органами и судами незначительного размера уголовного наказания, но и фактически  неприменения такого вида наказания, как лишение свободы (то есть реального срока).

Примером такого региона может служить Ленинградская область,
на территории которой за последние три года осуждено 21 лицо, из которых только в отношении девяти лиц (из них четыре человека осуждены
с применением части 3 статьи 30 УК РФ) судом назначены реальные сроки, которые составляют от одного года до 4 лет лишения свободы; в отношении остальных осужденных назначены условные сроки и штрафы в размере
до 30 тыс. рублей.

Такое положение характерно и для других субъектов Российской Федерации. Так, в частности, в 2014-2016 годах в Самарской области в рамках 109 возбужденных уголовных дел привлечены к уголовной ответственности
45 лиц (с применением части 3 статьи 30 УК РФ – 16), из них осуждены
к лишению свободы – 32; в Челябинской области – по 59 возбужденным уголовным делам осуждено 33 лица (с применением части 3 статьи 30
УК РФ – 15), из которых только 15 – к лишению свободы.

Незначительность числа осужденных лиц и сроков наказания приводит
к ежегодному увеличению количества и объемов хищений нефтепродуктов,
что подтверждается ростом выявленных несанкционированных врезок
и возбужденных уголовных дел, и может иметь в дальнейшем своим следствием значительное превышение показателей похищаемых нефтепродуктов и ущерба от загрязнения окружающей среды.

При этом другой проблемой, с которой сталкиваются правоохранительные органы и суды, является невозможность применения к лицам, осуществившим только несанкционированные врезки в трубопроводы, соразмерного уголовного наказания, а зачастую и привлечения к уголовной ответственности (в случае восстановления целостности трубопровода).

Существующая в настоящее время диспозиция статьи 2153 УК РФ
и сложившаяся практика ее применения с учетом положений абзаца третьего пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 27 декабря 2002 года № 29 предусматривает возможность привлечения
к уголовной ответственности лиц за совершение несанкционированной врезки
в случае разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы.

Однако, как правило, несанкционированные врезки сами по себе
не приводят трубопровод в непригодное состояние.

Поэтому следует констатировать, что фактически в УК РФ отсутствует норма, позволяющая привлечь к ответственности лицо за сам факт несанкционированной врезки.

В целях усиления защищенности трубопроводов от таких преступных посягательств, особенно учитывая увеличение количества террористических угроз в современном мире, настоящим законопроектом предлагается ввести
в статью 2153 УК РФ отдельный состав преступления "Несанкционированная врезка в нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы" и установить
в примечании к статье 158 УК РФ правило об оконченности кражи, совершенной из трубопровода, с момента противоправного безвозмездного изъятия нефти, нефтепродукта, газа, что позволит привлекать к уголовной ответственности лиц, осуществляющих хищения нефтепродуктов, без применения части 3 статьи 30 УК РФ, а также лиц, осуществляющих только несанкционированные врезки за сам факт такой врезки.

Признание оконченности кражи, совершенной из трубопровода,
с момента противоправного безвозмездного изъятия нефти, нефтепродукта, газа, уголовно наказуемым деянием, то есть установление формального состава преступления, обусловлено необходимостью увеличения на практике сроков наказания по данной категории преступлений и его отграничение от других составов, предусмотренных статьей 158 УК РФ.

Также законопроектом предлагается изложить статью 2153 УК РФ
в новой редакции, дополнив ее действующую редакцию новой частью 2,
в которой устанавливается, что под несанкционированной врезкой понимается осуществление отверстия в трубопроводе, предназначенное для хищения нефти, нефтепродуктов, газа и не повлекшее разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние таких трубопроводов, и которое было совершено из корыстных побуждений.

В качестве наказания за совершение несанкционированной врезки трубопроводы настоящим законопроектом предлагается установить штраф
в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

При этом в отношении вводимого законопроектом состава преступления предлагается также установить в части 3 статьи 2153 УК РФ квалифицированный состав, предусматривающий  принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до шести лет за совершение незаконных врезок в трубопроводы группой лиц по предварительному сговору и в отношении магистральных трубопроводов. По аналогии с разрушением, повреждением или приведением иным способом в негодное для эксплуатации состояние трубопроводов в случае совершения несанкционированных врезок, повлекших по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, настоящим законопроектом предлагается наказывать принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Предлагаемая законопроектом криминализация несанкционированных врезок к трубопроводам направлена на уменьшение количества таких врезок, характеризующихся наличием прямого умысла и значительной опасностью подобных деяний, а также на повышение уровня безопасности функционирования трубопроводов, предоставление правоохранительным органам эффективных правовых инструментов для предупреждения
и пресечения таких врезок.

Настоящий законопроект, подготовленный в 2017 году, объявленном
в России Годом экологии, также призван решить некоторые проблемы, связанные с обеспечением экологической безопасности на территории Российской Федерации.

 


Приложение

к проекту федерального

закона "О внесении

изменений в статьи 158 и 2153 Уголовного кодекса Российской Федерации"

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

законов Российской Федерации и законов РСФСР,

федеральных конституционных законов, федеральных законов

и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,

подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,

изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона

"О внесении изменений в статьи 158 и 2153 Уголовного кодекса Российской Федерации"

 

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 158 и 2153 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания

Ленинградской области                                                                       С. Бебенин


Приложение

к проекту федерального

закона "О внесении изменений

в статьи 158 и 2153 Уголовного кодекса Российской Федерации"

 

 

 

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона "О внесении изменений

в статьи 158 и 2153 Уголовного кодекса

Российской Федерации"

 

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 158 и 2153 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания

Ленинградской области                                                                       С. Бебенин