от 29 июня 2016 года  № 994

 

О законодательной инициативе Законодательного собрания

Ленинградской области по внесению в Государственную Думу

Федерального Собрания Российской Федерации проекта

федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон

"О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс

Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области     п о с т а н о в л я е т:

 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

 

2. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

3. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать настоящую законодательную инициативу.

 

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области А.Б. Белоуса.

 

5. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Законодательного собрания                                                                    С. Бебенин


Проект вносит

Законодательное собрание

Ленинградской области

 

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменений в Федеральный закон

"О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс

Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

 

Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации

 

 

Статья 1

 

Внести в статью 15 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 150) изменение, дополнив ее пунктом 21 следующего содержания:

"21. В продуктах детского питания, предназначенных для реализации,
не допускается содержание пальмового стеарина, пальмоядрового масла, пальмоядрового стеарина, кокосового масла.".

 

Статья 2

 

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1) следующие изменения:

1) абзац первый части 1 статьи 3.5 изложить в следующей редакции:

"1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19.151 и частью 2 статьи 19.152 настоящего Кодекса, – семи тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьями 7.1, 7.2, 12.213, частью 6.4 статьи 15.25 настоящего Кодекса, – десяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьями 5.20, 5.66, 7.19, частью 1 статьи 13.192, частью 1 статьи 14.10, статьями 18.20, 20.33 настоящего Кодекса, – пятнадцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 8.8, частью 1 статьи 14.431, частью 6.5 статьи 15.25, частью 25 статьи 19.5 настоящего Кодекса, – двадцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьей 5.16, частью 1 статьи 5.17, статьями 5.18, 5.19, 5.26, 5.50, 6.22, частью 4 статьи 6.29, статьями 7.9, 8.7, частями 3 и 4 статьи 8.8, частями 2 и 3 статьи 11.151, частями 2 и 3 статьи 11.152, статьями 12.7, 12.8, частью 2 статьи 12.24, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, статьями 12.33, 14.12, частью 2 статьи 14.10, частью 2.1 статьи 14.16, частью 4 статьи 14.35, частью 2 статьи 14.431, статьями 14.57, 14.62, частью 2 статьи 15.155, частью 1.1 статьи 17.15, частями 3 и 4 статьи 18.8, частями 2 и 3 статьи 18.10, частью 4 статьи 18.15, частью 26 статьи 19.5, статьей 19.710, частью 2 статьи 19.26, частью 3 статьи 19.27, частями 1 и 2 статьи 20.13, частью 5 статьи 20.25, статьей 20.31 настоящего Кодекса, – пятидесяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьями 6.33, 11.201, частью 5 статьи 14.35, частями 3 и 4 статьи 14.431, частью 3 статьи 19.21, частью 3 статьи 20.13 настоящего
Кодекса, – ста тысяч рублей, в случаях, предусмотренных
статьями 11.26, 11.29, частью 2 статьи 20.17 настоящего Кодекса, – двухсот тысяч рублей,
а в случаях, предусмотренных
статьей 5.38, частями 2 и 4 статьи 6.21,
статьями 7.13, 7.14, частью 3 статьи 7.141, статьей 7.142, частью 2 статьи 7.15, статьями 20.2, 20.22, 20.18, частью 4 статьи 20.25, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса, – трехсот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьей 11.71, частями 16 статьи 12.211, частью 3 статьи 17.15 настоящего Кодекса, – пятисот тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 5.26, частями 2 и 4
статьи 5.64
, частью 1 статьи 5.68, статьями 6.22, 7.9, 7.19, частью 1 статьи 7.233, статьей 8.7, частью 3 статьи 8.8, статьей 9.22, частью 3 статьи 11.151, частью 3 статьи 11.152, частью 2 статьи 13.151, статьями 14.11-1, 14.12, 14.13, частью 2 статьи 14.10, частями 1 и 2 статьи 14.13, частью 2 статьи 14.431, статьями 14.61, 14.62, частью 2 статьи 15.37, частями 4 и 5 статьи 18.15, частью 3 статьи 18.16, частями 24, 26 статьи 19.5, статьей 19.62, частью 3 статьи 19.79, частями 2 и 3 статьи 19.21, частью 1 статьи 20.8 настоящего Кодекса, – ста тысяч рублей,
в случаях, предусмотренных
частью 2 статьи 5.26, частью 2 статьи 6.21, частью 2 статьи 7.233, частью 4 статьи 8.8, частью 2.1 статьи 14.16, статьей 20.32 настоящего Кодекса, – двухсот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьями 5.38, 6.33, 7.13, 7.14, частью 3 статьи 7.141, статьями 7.142, 7.15, 7.16, частью 3 статьи 14.431, 19.34, частями 1 – 4 и 6.1 – 8 статьи 20.2,
статьями 20.22, 20.18 настоящего Кодекса, – шестисот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьей 11.201 настоящего Кодекса, – восьмисот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьей 11.71, частью 4 статьи 14.431, частью 1 статьи 15.36, статьями 15.39, 15.40 настоящего Кодекса, – одного миллиона рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, в случаях, предусмотренных статьями 6.19, 6.20, 6.33, частью 1 статьи 7.13, частью 3 статьи 7.141, статьей 7.142, частью 2 статьи 11.71, статьей 11.201, частью 2 статьи 14.32, статьями 14.40, 14.42, частями 2, 3, 4 статьи 14.431 настоящего Кодекса, – пяти миллионов рублей, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 7.13, статьей 7.141, частью 2 статьи 7.15, статьями 15.271, 15.39 настоящего Кодекса, – шестидесяти миллионов рублей, или может выражаться в величине, кратной:";

2) дополнить статьей 14.431 следующего содержания:

"Статья 14.431Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, исполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции

 

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, исполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции, либо к пищевой продукции и связанным с требованиями к пищевой продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение пищевой продукции, не соответствующей таким требованиям, а равно реализация фальсифицированной пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных статьями 10.3, 10.8, 14.44, 14.46, 14.461 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере
от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч
до одного миллиона рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, применительно к пищевой продукции детского питания, а равно реализация продуктов детского питания, содержащих пальмовый стеарин, пальмоядровое масло, пальмоядровый стеарин, кокосовое масло, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере
от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц –
от пятидесяти тысяч до ста тысяч
рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до двух миллионов рублей.

3. Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений,

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере
от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц
от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц от одного миллиона до пяти миллионов рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи,


 

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере
от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц
от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности
на срок до одного года с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц
от одного миллиона до пяти миллионов рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до одного года
с конфискацией предметов административного правонарушения.";

3) в статье 23.1:

а) часть 1 после слов "частью 3 статьи 14.43," дополнить словами
"частью 4 статьи 14.431,";

б) часть 2 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";

4) в статье 23.13:

а) часть 1 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";

б) часть 3 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";

5) часть 1 статьи 23.14 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";

6) часть 1 статьи 23.15 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";

7) часть 1 статьи 23.49 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";

8) в части 1 статьи 23.50 слова "частями 1 и 2 статьи 14.43" заменить словами "частями 1 и 3 статьи 14.431";

9) часть 1 статьи 23.52 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1 и 2 стати 14.431,";

10) часть 1 статьи 23.81 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";

11) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 18 после слов "частью 3 статьи 14.43," дополнить словами "частью 4 статьи 14.431,";

б) пункт 19 после слов "частью 3 статьи 14.43," дополнить словами "частью 4 статьи 14.431,";

в) пункт 21 после слов "частью 3 статьи 14.43," дополнить словами "частью 4 статьи 14.431,";

г) пункт 22 после слов "частью 3 статьи 14.43," дополнить словами "частью 4 статьи 14.431,";

д) пункт 63 после слов "частью 3 статьи 14.43" дополнить словами
", частью 4 статьи 14.431";


 

е) пункт 64 после слов "частью 3 статьи 14.43" дополнить словами
", частью 4 статьи 14.431";

ж) пункт 66 после слов "частью 3 статьи 14.43," дополнить словами "частью 4 статьи 14.431,".

 

Статья 3

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

 

 

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                     В. Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

"О внесении изменений в Федеральный закон

"О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс

Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

 

Фальсификация продуктов питания – мировая проблема, которая касается
и России.
Статистические данные по количеству фальсифицированной продукции в пищевой промышленности вызывают серьезную озабоченность как со стороны общественности, так и со стороны контролирующих органов. По данным Росстандарта лидером фальсификации в России является мясная
и молочная продукции. Лидером фальсификации среди молочной продукции является сливочное масло – 38% исследованной продукции содержит жиры немолочного происхождения. По данным Россельхознадзора, доля фальсификата на молочном рынке составляет 25,3%. Особенно остро стоит вопрос на рынке сыров – в Московской области выявлено порядка 50% фальсификата,  в Калужской – 66%.

Молочную продукцию чаще всего фальсифицируют путем замены молочного жира растительным, то есть пальмовым маслом. В начале октября 2015 года Министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев заявил, что ведомство объявило войну пальмовому маслу в пищевых продуктах, поскольку некоторые недобросовестные производители используют его для удешевления своей продукции.

При проведении проверки Росстандартом выяснилось, что более тысячи образцов продукции не соответствуют требованиям безопасности (36%),
не прошли тест на качество по требованиям ГОСТов и основанных на них техрегламентов
25%, а являются откровенным фальсификатом 21%.

Стоит отметить, что после введения санкций на ввоз иностранных продуктов молочный рынок столкнулся с дефицитом молока – сырья. Российские производители не могут оперативно нарастить сырьевую базу, что привело к росту импорта в Россию пальмового масла и увеличению объемов производства фальсификата. Так, по данным статистики, за последнее время производство сыров в России выросло на 37%. При этом молока за тот же период стали производить на 2% меньше, а ввозить и почти на 40% меньше.
Но резко подскочил импорт в Россию пальмового масла. Вывод напрашивается сам собой
на сегодняшний день до половины всех сыров так называемой "средней ценовой категории" на прилавках магазинов может быть фальсификатом, изготовленным из растительных жиров, а не молока. Между тем, по российским нормам сыром можно считать только продукт, изготавливаемый из молока.

Главным свойством пальмового масла является то, что из всех растительных масел по составу оно наиболее близко к животным жирам. Оно содержит большое количество насыщенных жирных кислот, основной из которых является олеиновая кислота. Этим веществом, к примеру, богато грудное молоко, поэтому пальмовое масло используется при изготовлении детского питания. Однако современные исследования показывают, что в детском организме олеин из пальмового масло плохо усваивается, так как связывается
с кальцием и выводится из организма. Это, в свою очередь, может вызвать дальнейшую нехватку кальция, что негативно сказывается на здоровье
и росте ребенка.

Высокое содержание насыщенных кислот может негативно сказаться
на уровне холестерина в организме человека, а также оказывать негативный эффект на сердечно-сосудистую систему.

Пальмовое масло также имеет достаточно низкое содержание полиненасыщенных жирных кислот (в отличие, к примеру, от подсолнечного)
и высокий показатель мононенасыщенных кислот. Этим оно отличается от многих других растительных масел. Поэтому продукты с пальмовым маслом имеют
в несколько раз больший срок хранения, так как дольше окисляются.
Это обуславливает его распространение при производстве пищевых продуктов.

Кроме того, в ходе проверок продуктов питания на фальсификацию часто выявляется несоответствие перекисного числа требованиям, установленным техническими регламентами. Как известно, степень качества любого пищевого жира измеряется перекисным числом: чем оно меньше, тем качественнее жир. Как результат, в состав продуктов питания попадает так называемое техническое пальмовое масло, которое на Западе используют, к примеру,
в качестве машинного (для нетребовательных механизмов).

В то же время проблема, по которой входящее в состав продуктов питания пальмовое масло оказывает негативный эффект на организм человека заключается в том, что пальмовое масло зачастую доставляется на территорию Российской Федерации в нефтяных цистернах, в которых оно быстрее окисляется, портится, смешивается с остатками нефтепродуктов.

Таким образом, не вызывает сомнения, что проблема, с которой
на сегодняшний день сталкивается продуктовый рынок, – это производство продуктов питания с использованием веществ, наносящих вред организму человека: особенно когда речь идет о введении потребителя в заблуждение
и предоставлении недостоверной или неполной информации о составе приобретаемого им продукта. Особую обеспокоенность вызывает содержание пальмового масла в продуктах детского питания. Фальсификация данной продукции не терпит никаких оправданий со стороны производителя.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 1873-р "Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период
до 2020 года" одним из основных направлений реализации государственной политики в области здорового питания является законодательное закрепление усиления ответственности производителя за выпуск не соответствующей установленным требованиям и фальсифицированной пищевой продукции.

Таким образом, проектом федерального закона предлагается предусмотреть запрет на содержание пальмового стеарина, пальмоядрового масла, пальмоядрового стеарина, кокосового масла в продуктах детского питания, предназначенных для реализации, и ввести административную ответственность за реализацию данных продуктов. Кроме того, проектом предусматривается существенное ужесточение административной ответственности за фальсификацию и нарушение технических регламентов при реализации продуктов питания и их производстве. Так, в соответствии с проектом за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, исполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции, либо к пищевой продукции и связанным с требованиями к пищевой продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации
и утилизации либо выпуск в обращение пищевой продукции,
не соответствующей таким требованиям, а равно реализация фальсифицированной пищевой продукции предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; для должностных лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; для юридических лиц – от 500 тысяч
до одного миллиона рублей (на сегодняшний день за указанное административное правонарушение предусмотрен штраф
для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; для должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч
до тридцати тысяч рублей; для юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей).

 


Приложение
к проекту федерального закона

"О внесении изменений

в Федеральный закон "О качестве

и безопасности пищевых продуктов"

и в Кодекс Российской Федерации

об административных правонарушениях"

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

законов Российской Федерации и законов РСФСР,

федеральных конституционных законов, федеральных законов

и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,

подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,

изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона

"О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс Российской Федерации

об административных правонарушениях"

 

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений в другие акты федерального законодательства.

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания

Ленинградской области                                                                       С. Бебенин

 


Приложение
к проекту федерального закона

"О внесении изменений

в Федеральный закон "О качестве

и безопасности пищевых продуктов"

и в Кодекс Российской Федерации

об административных правонарушениях"

 

 

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона "О внесении изменений

в Федеральный закон "О качестве и безопасности

пищевых продуктов" и в Кодекс Российской Федерации

об административных правонарушениях"

 

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных средств федерального бюджета.

 

 

 

 

Председатель

Законодательного собрания

Ленинградской области                                                                       С. Бебенин