О законодательной инициативе Законодательного собрания
Ленинградской области по внесению в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекта
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области п о с т а н о в л я е т:
1. Внести в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального
закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности
пищевых продуктов" и в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях".
2. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать настоящую законодательную инициативу.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области А.Б. Белоуса.
5. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного собрания С. Бебенин
Проект вносит
Законодательное собрание
Ленинградской области
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон
"О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Статья 1
Внести в статью 15 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 150) изменение, дополнив ее пунктом 21 следующего содержания:
"21. В
продуктах детского питания, предназначенных для реализации,
не допускается содержание пальмового стеарина, пальмоядрового масла,
пальмоядрового стеарина, кокосового масла.".
Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1) следующие изменения:
1) абзац первый части 1 статьи 3.5 изложить в следующей редакции:
"1. Административный штраф является денежным взысканием,
выражается в рублях и
устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, а в
случаях, предусмотренных частью
2 статьи 19.151 и частью
2 статьи 19.152 настоящего
Кодекса, – семи тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьями
7.1, 7.2,
12.213,
частью
6.4 статьи 15.25 настоящего
Кодекса, – десяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьями
5.20, 5.66,
7.19,
частью
1 статьи 13.192, частью
1 статьи 14.10, статьями
18.20, 20.33
настоящего Кодекса, – пятнадцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных частью
1 статьи 8.8, частью 1
статьи 14.431, частью
6.5 статьи 15.25, частью
25 статьи 19.5 настоящего
Кодекса, – двадцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьей
5.16, частью
1 статьи 5.17, статьями
5.18, 5.19,
5.26,
5.50,
6.22,
частью
4 статьи 6.29, статьями
7.9, 8.7,
частями
3 и 4
статьи 8.8, частями
2 и 3
статьи 11.151, частями
2 и 3
статьи 11.152, статьями
12.7, 12.8,
частью
2 статьи 12.24, статьей
12.26, частью
3 статьи 12.27, статьями
12.33, 14.12,
частью
2 статьи 14.10, частью
2.1 статьи 14.16, частью
4 статьи 14.35, частью 2 статьи 14.431, статьями 14.57, 14.62, частью 2 статьи 15.155, частью
1.1 статьи 17.15, частями
3 и 4
статьи 18.8, частями
2 и 3
статьи 18.10, частью
4 статьи 18.15, частью
26 статьи 19.5, статьей
19.710, частью
2 статьи 19.26, частью
3 статьи 19.27, частями
1 и 2
статьи 20.13, частью
5 статьи 20.25, статьей
20.31 настоящего
Кодекса, – пятидесяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьями
6.33, 11.201,
частью
5 статьи 14.35, частями 3 и 4
статьи 14.431, частью
3 статьи 19.21, частью
3 статьи 20.13 настоящего
Кодекса, – ста тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьями
11.26, 11.29,
частью
2 статьи 20.17 настоящего
Кодекса, – двухсот тысяч рублей,
а в случаях, предусмотренных статьей
5.38, частями
2 и 4
статьи 6.21,
статьями
7.13, 7.14,
частью
3 статьи 7.141, статьей
7.142, частью
2 статьи 7.15, статьями
20.2, 20.22,
20.18,
частью
4 статьи 20.25, частью
2 статьи 20.28 настоящего
Кодекса, – трехсот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьей
11.71, частями
1 – 6
статьи 12.211, частью
3 статьи 17.15 настоящего Кодекса,
– пятисот тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей, в
случаях, предусмотренных частью
1 статьи 5.26, частями
2 и 4
статьи 5.64, частью 1 статьи 5.68, статьями 6.22, 7.9, 7.19, частью 1 статьи 7.233, статьей
8.7, частью
3 статьи 8.8, статьей
9.22, частью
3 статьи 11.151, частью
3 статьи 11.152, частью
2 статьи 13.151, статьями 14.11-1, 14.12, 14.13, частью
2 статьи 14.10, частями 1 и 2 статьи 14.13, частью 2 статьи 14.431, статьями 14.61, 14.62,
частью
2 статьи 15.37, частями
4 и 5
статьи 18.15, частью
3 статьи 18.16, частями
24, 26
статьи 19.5, статьей
19.62, частью
3 статьи 19.79, частями
2 и 3
статьи 19.21, частью 1 статьи 20.8 настоящего Кодекса, – ста тысяч рублей,
в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 5.26, частью 2 статьи 6.21, частью
2 статьи 7.233, частью
4 статьи 8.8, частью
2.1 статьи 14.16, статьей
20.32 настоящего
Кодекса, – двухсот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьями
5.38, 6.33,
7.13,
7.14,
частью
3 статьи 7.141, статьями
7.142, 7.15,
7.16,
частью 3 статьи 14.431, 19.34,
частями
1 – 4
и 6.1 – 8 статьи 20.2,
статьями
20.22, 20.18
настоящего Кодекса, – шестисот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных статьей
11.201 настоящего
Кодекса, – восьмисот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьей
11.71, частью 4
статьи 14.431, частью
1 статьи 15.36, статьями
15.39, 15.40
настоящего Кодекса, – одного миллиона рублей; для юридических лиц – одного
миллиона рублей, в случаях, предусмотренных статьями
6.19, 6.20,
6.33,
частью
1 статьи 7.13, частью
3 статьи 7.141, статьей
7.142, частью
2 статьи 11.71, статьей
11.201, частью
2 статьи 14.32, статьями
14.40, 14.42,
частями 2, 3, 4 статьи 14.431 настоящего Кодекса, – пяти миллионов
рублей, а в случаях, предусмотренных частью
2 статьи 7.13, статьей
7.141, частью
2 статьи 7.15, статьями
15.271, 15.39
настоящего Кодекса, – шестидесяти миллионов рублей, или может выражаться в
величине, кратной:";
2) дополнить статьей 14.431 следующего содержания:
"Статья 14.431. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, исполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции
1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, исполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции, либо к пищевой продукции и связанным с требованиями к пищевой продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение пищевой продукции, не соответствующей таким требованиям, а равно реализация фальсифицированной пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных статьями 10.3, 10.8, 14.44, 14.46, 14.461 настоящего Кодекса, –
влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере
от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч
до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч
до одного миллиона рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, применительно к пищевой продукции детского питания, а равно реализация продуктов детского питания, содержащих пальмовый стеарин, пальмоядровое масло, пальмоядровый стеарин, кокосовое масло, –
влекут
наложение административного штрафа на граждан в размере
от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на должностных лиц –
от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот
тысяч до двух миллионов рублей.
3. Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, –
влекут
наложение административного штрафа на граждан в размере
от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов
административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц –
от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов
административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц –
от одного миллиона до пяти миллионов рублей с конфискацией предметов
административного правонарушения либо без таковой.
4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, –
влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере
от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов
административного правонарушения; на должностных лиц –
от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов
административного правонарушения либо административное приостановление
деятельности
на срок до одного года с конфискацией
предметов административного правонарушения; на юридических лиц –
от одного миллиона до пяти миллионов рублей с конфискацией предметов
административного правонарушения либо административное приостановление
деятельности на срок до одного года
с конфискацией предметов административного правонарушения.";
3) в статье 23.1:
а) часть
1 после слов "частью 3 статьи 14.43," дополнить словами
"частью 4 статьи 14.431,";
б) часть 2 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";
4) в статье 23.13:
а) часть 1 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";
б) часть 3 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";
5) часть 1 статьи 23.14 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";
6) часть 1 статьи 23.15 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";
7) часть 1 статьи 23.49 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";
8) в части 1 статьи 23.50 слова "частями 1 и 2 статьи 14.43" заменить словами "частями 1 и 3 статьи 14.431";
9) часть 1 статьи 23.52 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1 и 2 стати 14.431,";
10) часть 1 статьи 23.81 после слов "частями 1 и 2 статьи 14.43," дополнить словами "частями 1, 2, 3 статьи 14.431,";
11) в части 2 статьи 28.3:
а) пункт 18 после слов "частью 3 статьи 14.43," дополнить словами "частью 4 статьи 14.431,";
б) пункт 19 после слов "частью 3 статьи 14.43," дополнить словами "частью 4 статьи 14.431,";
в) пункт 21 после слов "частью 3 статьи 14.43," дополнить словами "частью 4 статьи 14.431,";
г) пункт 22 после слов "частью 3 статьи 14.43," дополнить словами "частью 4 статьи 14.431,";
д) пункт
63 после слов "частью
3 статьи 14.43" дополнить
словами
", частью 4 статьи 14.431";
е) пункт
64 после слов "частью
3 статьи 14.43" дополнить
словами
", частью 4 статьи 14.431";
ж) пункт 66 после слов "частью 3 статьи 14.43," дополнить словами "частью 4 статьи 14.431,".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях"
Фальсификация
продуктов питания – мировая проблема, которая касается
и России. Статистические
данные по количеству фальсифицированной продукции в пищевой промышленности
вызывают серьезную озабоченность как со стороны общественности, так и со
стороны контролирующих органов. По данным Росстандарта лидером фальсификации в России
является мясная
и молочная продукции. Лидером фальсификации среди молочной продукции является
сливочное масло – 38% исследованной продукции содержит жиры немолочного
происхождения. По данным Россельхознадзора, доля фальсификата на молочном рынке
составляет 25,3%. Особенно остро стоит вопрос на рынке сыров – в Московской
области выявлено порядка 50% фальсификата, в Калужской – 66%.
Молочную продукцию чаще всего фальсифицируют путем замены молочного жира растительным, то есть пальмовым маслом. В начале октября 2015 года Министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев заявил, что ведомство объявило войну пальмовому маслу в пищевых продуктах, поскольку некоторые недобросовестные производители используют его для удешевления своей продукции.
При проведении проверки
Росстандартом выяснилось, что более тысячи образцов продукции не соответствуют
требованиям безопасности (36%),
не прошли тест на качество по требованиям ГОСТов и основанных на них
техрегламентов – 25%, а являются откровенным фальсификатом
– 21%.
Стоит отметить, что после
введения санкций на ввоз иностранных продуктов молочный рынок столкнулся с
дефицитом молока – сырья. Российские производители не могут оперативно
нарастить сырьевую базу, что привело к росту импорта в Россию пальмового масла
и увеличению объемов производства фальсификата. Так, по данным статистики, за
последнее время производство сыров в России выросло на 37%. При этом молока за
тот же период стали производить на 2% меньше, а ввозить и почти на 40% меньше.
Но резко подскочил импорт в Россию пальмового масла. Вывод напрашивается сам
собой – на сегодняшний день до половины всех
сыров так называемой "средней ценовой категории" на прилавках
магазинов может быть фальсификатом, изготовленным из растительных жиров, а не
молока. Между тем, по российским нормам сыром можно считать только продукт, изготавливаемый
из молока.
Главным свойством
пальмового масла является то, что из всех растительных масел по составу оно
наиболее близко к животным жирам. Оно содержит
большое количество насыщенных жирных кислот, основной из которых
является олеиновая кислота. Этим веществом, к примеру, богато грудное молоко,
поэтому пальмовое масло используется при изготовлении детского питания. Однако
современные исследования показывают, что в детском организме олеин из пальмового
масло плохо усваивается, так как связывается
с кальцием и выводится из организма. Это, в свою очередь, может вызвать
дальнейшую нехватку кальция, что негативно сказывается на здоровье
и росте ребенка.
Высокое содержание
насыщенных кислот может негативно сказаться
на уровне холестерина в организме человека, а также оказывать негативный эффект
на сердечно-сосудистую систему.
Пальмовое масло также
имеет достаточно низкое содержание полиненасыщенных жирных кислот (в отличие, к
примеру, от подсолнечного)
и высокий показатель мононенасыщенных
кислот. Этим оно отличается от многих других растительных масел. Поэтому
продукты с пальмовым маслом имеют
в несколько раз больший срок хранения, так как дольше окисляются.
Это обуславливает его распространение при производстве пищевых продуктов.
Кроме того, в ходе
проверок продуктов питания на фальсификацию часто выявляется несоответствие перекисного
числа требованиям, установленным техническими регламентами. Как известно, степень
качества любого пищевого жира измеряется перекисным числом: чем оно меньше, тем
качественнее жир. Как результат, в состав продуктов питания попадает так
называемое техническое пальмовое масло, которое на Западе используют, к примеру,
в качестве машинного (для нетребовательных механизмов).
В то же время проблема, по которой входящее в состав продуктов питания пальмовое масло оказывает негативный эффект на организм человека заключается в том, что пальмовое масло зачастую доставляется на территорию Российской Федерации в нефтяных цистернах, в которых оно быстрее окисляется, портится, смешивается с остатками нефтепродуктов.
Таким образом, не
вызывает сомнения, что проблема, с которой
на сегодняшний день сталкивается продуктовый рынок, – это производство
продуктов питания с использованием веществ, наносящих вред организму человека:
особенно когда речь идет о введении потребителя в заблуждение
и предоставлении недостоверной или неполной информации о составе приобретаемого
им продукта. Особую обеспокоенность вызывает содержание пальмового масла в
продуктах детского питания. Фальсификация данной продукции не терпит никаких
оправданий со стороны производителя.
В соответствии с распоряжением
Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 1873-р "Об
основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период
до 2020 года" одним из основных направлений реализации государственной
политики в области здорового питания является законодательное закрепление
усиления ответственности производителя за выпуск не соответствующей
установленным требованиям и фальсифицированной пищевой продукции.
Таким
образом, проектом федерального закона предлагается предусмотреть запрет на содержание пальмового
стеарина, пальмоядрового масла, пальмоядрового стеарина, кокосового масла в
продуктах детского питания, предназначенных для реализации, и ввести
административную ответственность за реализацию данных продуктов. Кроме того,
проектом предусматривается существенное
ужесточение административной ответственности за фальсификацию и
нарушение технических регламентов при реализации продуктов питания и их
производстве. Так, в соответствии с проектом за нарушение изготовителем,
исполнителем (лицом, исполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом
требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции, либо к
пищевой продукции и связанным с требованиями к пищевой продукции процессам
производства, хранения, перевозки, реализации
и утилизации либо выпуск в обращение пищевой продукции,
не соответствующей таким требованиям, а равно реализация фальсифицированной
пищевой продукции предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 10
тысяч до 20 тысяч рублей; для должностных лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
для юридических лиц – от 500 тысяч
до одного миллиона рублей (на сегодняшний день за указанное административное правонарушение предусмотрен штраф
для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; для должностных лиц – от десяти
тысяч до двадцати тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч
до тридцати тысяч рублей; для юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч
рублей).
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений
в Федеральный закон "О качестве
и безопасности пищевых продуктов"
и в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях"
ПЕРЕЧЕНЬ
законов Российской Федерации и законов РСФСР,
федеральных конституционных законов, федеральных законов
и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений в другие акты федерального законодательства.
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области С. Бебенин
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений
в Федеральный закон "О качестве
и безопасности пищевых продуктов"
и в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О качестве и безопасности
пищевых продуктов" и в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области С. Бебенин