от 27 января 2016 года № 26
О законодательной инициативе Законодательного собрания
Ленинградской области по внесению в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекта
федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части
уточнения порядка розничной продажи алкогольной продукции"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области п о с т а н о в л я е т:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка розничной продажи алкогольной продукции".
4. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать настоящую законодательную инициативу.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области А.Б. Белоуса.
7. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного собрания С. Бебенин
Проект вносит
Законодательное собрание
Ленинградской области
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части уточнения порядка
розничной продажи алкогольной продукции
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Статья 1
Внести в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года
№ 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4553; 2011, № 30, ст. 4601; 2011, № 30,
ст. 4566; 2012, № 53, ст. 7584; 2015, № 1, ст. 43) изменение, дополнив пунктом
21 следующего содержания:
"21. Не допускается розничная продажа алкогольной
продукции с содержанием этилового спирта более чем 18 процентов объема
готовой продукции лицам, не достигшим 21 года. В случае возникновения у лица,
непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции с содержанием
этилового спирта более чем 18 процентов объема готовой продукции (продавца),
сомнения в достижении этим покупателем возраста 21 года продавец вправе потребовать
у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ,
удостоверяющий
личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской
Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.
Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.".
Статья 2
Внести в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2007, № 26, ст. 3089; 2011, № 30, ст. 4601; 2012, № 47, ст. 6404; 2013, № 51, ст. 6685) изменение, изложив абзац первый части 2.1 в следующей редакции:
"2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, а также розничная продажа лицу, не достигшему 21 года, алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более чем 18 процентов объема готовой продукции – ".
Президент
Российской Федерации В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части уточнения порядка
розничной продажи алкогольной продукции"
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет. Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией молодежью, которое стало основной причиной стремительного накопления демографических и социальных проблем в России с середины 1960-х годов. В современной России злоупотребление алкогольной продукцией продолжает являться одной из основных причин социальной деградации молодежи, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида.
В мире проводятся исследования, согласно которым в дальнейшем составляется рейтинг стран по уровню употребления населением алкоголя, который выражается в литрах чистого этилового спирта, приходящегося на душу населения. Рассчитывается значение по методу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), основной задачей которой является решение проблем, связанных с охраной здоровья мирового населения. По статистике на 2014 год Россия занимает 4-е место в "алкогольном" рейтинге, согласно ему на каждого жителя приходится 15,1 л чистого спирта в год (статистические данные были опубликованы ВОЗ 12 мая 2014 года).
В России алкоголизм молодеет с каждым годом, все большее число трудоспособного населения начинает употреблять алкогольную продукцию с молодого возраста. По опросам, проведенным среди людей, страдающих алкоголизмом, первый опыт потребления алкогольных напитков у большей части приходится на возраст 10-20 лет. Стоит заметить, что в подростковом возрасте привыкание к вредным привычкам осуществляется гораздо быстрее, чем в более зрелых годах. Большинство преступлений совершается людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, в том числе около 80 процентов хулиганств, совершаемых подростками.
Такая ситуация требует принятия усиленных мер по борьбе с чрезмерным употреблением алкогольной продукции молодежью.
Сегодня российское законодательство
связывает возможность самостоятельного приобретения алкогольных напитков с
совершеннолетием, то есть с достижением 18-летнего возраста. Однако, как
показывают социологические и психологические исследования, 18-летние молодые
люди
не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя, многие
из них употребляют алкогольную продукцию под влиянием своих сверстников, не
думая о негативных последствиях.
В связи с изложенным в целях защиты
здоровья и благополучия граждан Российской Федерации настоящим законопроектом
предлагается увеличить возраст, с которого допускается продажа крепких алкогольных
напитков
с содержанием этилового спирта более чем 18 процентов, с 18 до 21 года.
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений
в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части
уточнения порядка розничной
продажи алкогольной продукции"
ПЕРЕЧЕНЬ
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных
конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных
правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи
с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка
розничной продажи алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка розничной продажи алкогольной продукции" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
постановление
Правительства Российской Федерации от 6 апреля
2011 года № 243 "О перечне документов, удостоверяющих личность
и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции,
которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в
достижении этим покупателем совершеннолетия";
приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 524 "Об утверждении Перечня документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия".
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области С. Бебенин
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений
в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части
уточнения порядка розничной
продажи алкогольной продукции"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
уточнения порядка розничной продажи алкогольной продукции"
Принятие и реализация Федерального
закона "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка
розничной продажи алкогольной продукции" не повлечет дополнительных
финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области С. Бебенин