суббота, 23 сентября 2017
Тел./факс: (812) 274-85-39
191311, г. Санкт-Петербург,
Суворовский пр., 67.
Отчеты о работе постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе

Отчет 
о работе постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе 
за 2010 год

В 2010 году постоянным комитетом Парламентской Ассоциации Северо - Запада России по образованию, науке и высшей школе проведены два заседания: 26 февраля 2010 года на базе Законодательного Собрания Вологодской области (г.Череповец) и 15 октября 2010 года на базе Собрания депутатов Ненецкого автономного округа. 
Отмечаем, что все вопросы, рассмотренные на заседаниях постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо - Запада России по образованию, науке и высшей школе, актуальны и заслуживают особого внимания.

Депутаты Архангельского областного Собрания депутатов, Законодательного Собрания Вологодской области, Законодательного Собрания Ленинградской области, Новгородской областной Думы приняли участие в заседании комитета, состоявшегося 26 февраля 2010 года в г.Череповце Вологодской области в МОУ «Общеобразовательный лицей АМТЭК». 
Депутаты - члены комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе совместно с членами экспертно-аналитического совета, созданного при комитете, представителями исполнительных органов государственной власти Вологодской области, представителями образовательных учреждений Вологодской области обсудили региональные аспекты системных подходов к внедрению информационных технологий в образовательный процесс. Участники заседания обменялись опытом создания в регионах Северо-Запада России цифровых школ, рассмотрели вопросы, касающиеся финансирования, материально-технического оснащения цифровых школ, обозначили проблему статуса данных образовательных учреждений. 
Одновременно депутаты-члены комитета ознакомились с внедрением проекта «Цифровая школа XXI века» на базе МОУ «Средняя образовательная школа № 11» г. Череповца. 
В заседании комитета, прошедшего 15 октября 2010 года на базе Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, приняли участие депутаты Архангельского областного Собрания депутатов, Законодательного Собрания Вологодской области, Законодательного Собрания Ленинградской области, Новгородской областной Думы, Калининградской областной Думы, Мурманской областной Думы, Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, представители исполнительных органов власти Ненецкого автономного округа и Вологодской области. 
Концепция проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ход реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в сфере образования в субъектах Северо-Западного федерального округа были в центре внимания постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе. 
Участниками заседания приняты решения о том, чтобы поручить председателю постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе Рябовой Н.Л. подготовить сводную информацию по обсуждаемым вопросам и выступить с данной информацией на XL Конференции ПАСЗР. 
На XL Конференции ПАСЗР рассмотрены и приняты решения «О концепции проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и «О ходе реализации в субъектах Северо-Западного федерального округа Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в сфере образования». 
Работа комитета проходила не только в форме участия депутатов в заседании комитета по образованию, науке и высшей школе. Депутаты-члены комитета также посетили МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Нарьян-Мара», Ненецкий аграрно-экономический техникум. 
Необходимо отметить, что активную помощь в работе постоянного комитета оказывает экспертно-аналитический совет, созданный при постоянном комитете, основными задачами которого являются: выработка рекомендаций и предложений для определения общих подходов в высшем образовании, направленных на дальнейшее совершенствование законов Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства образования Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования; разработка предложений по развитию вузов, улучшению социального положения студентов, аспирантов, докторантов, слушателей, преподавателей и других работников вузов; обеспечение справочной, аналитической информацией, консультирование членов постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе. 
Так при обсуждении нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на заседании комитета по образованию, науке и высшей школе также рассмотрены предложения ректоров вузов Северо-Запада России. 
В целом работа постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо - Запада России по образованию, науке и высшей школе в течение года строилась в соответствии с целями изучения и обмена опытом работы парламентов одиннадцати субъектов Российской Федерации по направлениям: образование, наука и высшая школа.

Отчет 
о работе постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе 
за 2011 год

В 2011 году постоянным комитетом Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР) по образованию, науке и высшей школе проведены два заседания апреля 2011 года на базе Мурманской областной Думы и 11 октября на базе Архангельского областного Собрания депутатов. 
Отмечаем, что все вопросы, рассмотренные на заседаниях постоянного комитета ПАЗСР по образованию, науке и высшей школе, актуальны и заслуживают особого внимания. 
6 апреля 2011 года на базе Мурманской областной Думы состоялось совместное заседание постоянных комитетов ПАЗСР по образованию, науке и высшей школе и по делам Севера и малочисленных народов. 
Члены комитета ПАЗСР по образованию, науке и высшей школе с коллегами комитета ПАЗСР по делам Севера и малочисленных народов рассмотрели особенности образования коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни. В ходе обсуждения участники заседания поделились опытом решения проблем образования малочисленных народов Севера в своих регионах. В частности, шла речь о возможности работы «кочевых школ», которые позволят детям коренных малочисленных народов получать образование и оставаться в семье, о подходах к изучению родного языка. 
В этот же день в Мурманской областной Думе состоялось заседание постоянного комитета ПАЗСР по образованию, науке и высшей школе, на котором обсуждались вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов, практики реализации Федерального Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в сфере образования и культуры в субъектах Северо-Западного федерального округа. 
После заседания комитета парламентарии Северо-Запада посетили Минькинскую школу-интернат, где более подробно ознакомились с организацией учебного процесса детей-инвалидов. 
Участниками заседания принято решение о том, чтобы поручить председателю постоянного комитета ПАЗСР по образованию, науке и высшей школе Рябовой Н.Л. подготовить информацию по вопросу «Об опыте организации дистанционного образования детей-инвалидов в субъектах Северо-Западного федерального округа», вынести ее на рассмотрение XLI Конференции ПАЗСР, сформировать предложения в проект решения Конференции. 
На XLI Конференции ПАЗСР в г. Великий Новгород рассмотрено и принято решение от 08.06.2011 года № 14 «Об опыте организации дистанционного образования детей-инвалидов в субъектах Северо-Западного федерального округа». 
В заседании комитета, прошедшего 11 октября 2011 года на базе Архангельского областного Собрания депутатов, приняли участие депутаты Архангельского областного Собрания депутатов, Законодательного Собрания Вологодской области, Законодательного Собрания Ленинградской области, Новгородской областной Думы, Мурманской областной Думы, члены экспертно-аналитического совета при комитете ПАЗСР по образованию, науке и высшей школе, представители исполнительных органов Архангельской и Вологодской области, должностные лица местного самоуправления. 
На заседании постоянного комитета ПАЗСР по образованию, науке и высшей школе с участием проректоров Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) члены комитета обсудили основные направления развития Северного (Арктического) федерального университета. В ходе дискуссии основное внимание было уделено вопросам перспективы деятельности филиалов САФУ и создания системы IT-взаимодействия вузов. Были рассмотрены и предложения САФУ, связанные с внесением изменений в проект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». 
Члены комитета получили представление о возможностях САФУ, посетив в университете Центр космического мониторинга Арктики и электронный читальный зал с доступом к ресурсам библиотеки имени Б.Н. Ельцина. 
В ходе посещения МОУ «Ломоносовская средняя общеобразовательная школа им. М.В. Ломоносова» в центре внимания членов постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе были перспективы развития малокомплектных сельских образовательных учреждений. Депутаты-членыкомитета обменялись информацией по вопросу малокомплектных школ в субъектах Северо-Западного федерального округа. 
Участниками заседания принято решение о том, чтобы поручить председателю постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе Рябовой Н.Л. обобщить высказанные предложения членов постоянного комитета по вопросу перспектив развития в регионах Северо-Западного федерального округа малокомплектных сельских образовательных учреждений и направить материал для рассмотрения на Президиуме ПАЗСР. Одновременно законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации- членам ПАЗСР рекомендовано использовать представленный в информациях положительный опыт работы при решении вопросов о законодательном регулировании финансирования малокомплектных сельских образовательных учреждений в регионах Северо-Западного федерального округа. Предложить Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации при принятии проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сохранить особый порядок финансирования малокомплектных сельских образовательных учреждений. 
В целом работа постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе в течение года строилась в соответствии с целями изучения и обмена опытом работы парламентов одиннадцати субъектов Российской Федерации по направлениям: образование, наука и высшая школа.

ОТЧЕТ 
о работе постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе 
за 2012 год

В 2012 году постоянным комитетом Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе проведено заседание 22-23 ноября 2012 года на базе Законодательного Собрания Вологодской области. 
В ходе заседания депутатами-членами постоянного комитета были рассмотрены следующие вопросы: 
О реализации проекта модернизации общего образования в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа. 
2. О развитии системы дошкольного образования в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа. 
3. О ходе подготовки и проведении мероприятий по организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа. 
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в части предоставления отсрочки обучающимся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по программам начального, среднего и высшего профессионального образования вне зависимости от наличия у образовательных учреждений государственной аккредитации по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) и возраста обучающихся)». 
Учитывая актуальность предложенных для обсуждения вопросов, участники заседания поделились информацией об организации системы дошкольного и общего образования, оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи на территории своего региона, определились с проблемами и наметили пути их решения. 
Очень внимательно, члены комитета отнеслись к инициативе Законодательного Собрания Вологодской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в части предоставления отсрочки обучающимся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по программам начального, среднего и высшего профессионального образования вне зависимости от наличия у образовательных учреждений государственной аккредитации по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) и возраста обучающихся», отметив существующую проблему в данной сфере. По результатам рассмотрения было принято решение на уровне постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе, поддержать данную инициативу. 
После заседания комитета парламентарии Северо-Запада посетили МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 108 «Гнездышко» г. Вологда и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41 г. Вологда», где на практике, пообщавшись с педагогами, осмотрев техническое оснащение и условия обучения, ознакомились с организацией образовательного процесса в данных образовательных учреждениях Вологодской области, отметив при этом качественную и слаженную работу педагогических коллективов учреждений. 
МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 108 «Гнездышко» г. Вологда является одним из немногих дошкольных образовательных учреждений, где реализуется проект «Ранняя профилактика жестокого и пренебрежительного отношения к детям» в рамках которого разработана и успешно внедряется программа «Детство без насилия», предусматривающая групповые занятия квалифицированных педагогов с родителями и детьми. 
Данные занятия помогают выявить проблемы, возникающие в отношениях в семье и позволяющие предотвратить их на ранних стадиях. 
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41 г. Вологда» с 2008 года приобрела статус «Цифровой школы». 
В школе функционирует два стационарных компьютерных класса и один мобильный компьютерный класс для организации уроков с применением информационно-коммуникационных технологий. 
Во всех кабинетах школы оборудованы рабочие места учителя либо на базе интерактивной доски, либо на базе мультимедийного проекта. Создана единая локальная сеть, учащиеся и педагоги имеют возможность выхода в сеть «Интернет». Конференц-зал имеет оборудование, позволяющее организовывать и проводить видеоконференции. На базе школы работает ресурсный центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. 
По итогам заседания постоянного комитета принято решение провести очередное заседание постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе в июне 2013 года, в Санкт-Петербурге, на базе Законодательного Собрания Ленинградской области. 
На повестку дня вынесены следующие вопросы: 
1. Перспективы развития среднего профессионального образования в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа. 
2. О состоянии образования в сельской местности в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа. Проблемы и пути их решения. 
3. Развитие системы дополнительного образования детей в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа. 

Приложение к решению 
XLVI Конференции ПАСЗР 
от 3 июля 2014 года № 21

ОТЧЕТ 
о работе постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе 
за 2013 года

Постоянный комитет Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР) по образованию, науке и высшей школе 13 июня 2013 года провел заседание в г. Санкт-Петербург, на базе Законодательного Собрания Ленинградской области. 
В ходе заседания рассмотрены следующие вопросы: 
«О перспективах развития профессионального образования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации». 
«О состоянии и качестве образования обучающихся в малокомплектных школах в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа». 
«О развитии системы дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа». 
Непосредственно перед заседанием депутаты посетили несколько образовательных учреждений, в соответствии с тематикой заявленных на заседание вопросов. 
Ознакомиться с деятельностью малокомплектной школы парламентарии могли на примере МОУ "Осельковская основная общеобразовательная школа". Осельковская школа расположена в Лесколовском сельском поселении Всеволжского района Ленинградской области. Особенность школы заключается в наличии этнокультурного компонента. 
Из 200 учащихся около половины приходится на учеников цыганской народности, в связи с чем в образовательный процесс вносится специфика общения с представителями разных культур. В школе разработана и внедряется программа этнокультурного воспитания «Диалог культур» в основу которой положен личностно-ориентированный подход к каждому ученику. 
Вопросы дополнительного образования были рассмотрены в автономном муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа "Лесколовский центр образования". Уникальность этого социокультурного комплекса заключается в соединении в одном юридическом лице 5 учреждений дошкольного, общеобразовательного и дополнительного образования. В результате этого достигается максимальная оптимизация образовательного учреждения, происходит увеличение численности учащихся, сохранение наполняемости классов, увеличение количества обучающихся по программам профильного обучения. Несомненным плюсом является достижение экономического эффекта, направленного на оптимизацию расходов учреждения. 
Заседание постоянного комитета проходило на базе автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина". Перед заседанием ректор университета Скворцов В.Н. рассказал о своем ВУЗе. Как могли убедиться депутаты, ВУЗ действительно является крупным образовательным и научным центром Северо-Запада России, имеющим разветвленную сеть филиалов по всей стране. В структуре университета 13 факультетов, четыре научно исследовательских института, технопарк, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологический центр, три научно образовательных центра, 30 лабораторий. 
В ходе обсуждения вопроса о перспективах развития профессионального образования депутаты рассмотрели проблему реорганизации с 1 сентября 2013 года учреждений начального профессионального образования. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к началу нового учебного года, все учреждения НПО должны стать учреждениями среднего профессионального образования или быть ликвидированы. Также затронут вопрос реорганизации высшего образования, в части создания многоуровневой системы ВУЗов (университеты международного уровня, университеты национального и регионального уровней). 
При обсуждении вопроса о состоянии и качестве образования обучающихся в малокомплектных школах, парламентарии отметили проблемы в недостаточном закреплении термина «малокомплектная школа» в федеральном законодательстве, проблемы, возникающие при финансировании и материально - техническом обеспечении деятельности малокомплетных школ. Особое внимание депутаты обратили на проблемы, возникающие при подвозе школьников к образовательному учреждению, а также в недостаточном кадровом обеспечении отрасли «Образование» в целом. Одним из выходов в решении кадровой проблемы участники заседания определили необходимость подготовки педагогических работников для работы в малокомплектных школах по нескольким смежным дисциплинам. 
Центральной темой при рассмотрении вопроса о развитии системы дополнительного образования детей стало то, что на фоне повышения заработной платы педагогическим работникам, работники сферы дополнительного образования такого повышения не получили. После обсуждения вопроса депутаты решили при рассмотрении и принятии бюджетов в представляемых ими регионах, рекомендовать органам исполнительной государственной власти предусмотреть денежные средства на повышение заработной платы работникам дополнительного образования. 
По итогам заседания постоянного комитета принято решение провести очередное заседание постоянного комитета ПАСЗР в октябре 2013 года, в г. В. Новгород, на базе Новгородской областной Думы. 
На повестку дня вынесены следующие вопросы: 
«О кадровом обеспечении отрасли образования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо - Западного Федерального округа». 
«Об обеспечении доступности дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо - Западного Федерального округа». 
«Об организации дистанционного образования детей в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо - Западного Федерального округа». 
Постоянный комитет Парламентской Ассоциации Северо - Запада России (ПАСЗР) по образованию, науке и высшей школе 10 октября 2013 года провел заседание в г. Великий Новгород, на базе Новгородской областной Думы. 
В ходе заседания рассмотрены следующие вопросы: 
Об обеспечении доступности дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо - Западного Федерального округа. 
О кадровом обеспечении отрасли образования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо - Западного Федерального округа. 
Об организации дистанционного образования детей в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо - Западного Федерального округа.
После обсуждения вопросов, вынесенных на повестку дня заседания постоянного комитета, депутаты-члены комитета, приглашенные посетили ряд образовательных организаций г. Великий Новгород. 
С вопросом обеспечения отрасли квалифицированными кадрами депутаты познакомились посетив Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. 
НовГУ занимает высокое место на российском рынке образовательных услуг, прежде всего, за счет функционирования как регионального учебно-научно-иновационного комплекса. 
Университет образован на базе двух старейших вузов Великого Новгорода - политехнического и педагогического, а также играющего большую роль в развитии региона сельскохозяйственного. 
Целью создания НовГУ было объединение разнообразного опыта подготовки специалистов путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. 
НовГУ ведет подготовку по следующим образовательным программам: 
в сфере высшего профессионального образования: по направлениям подготовки бакалавров - 43; по направлениям подготовки магистров - 17; по специальностям - 61; всего университет реализует 17 укрупненных групп специальностей; 
в сфере среднего профессионального образования - по 24 специальностям; 
в сфере послевузовского образования: докторантура - по 6 специальностям; аспирантура - по 46 специальностям (14 отраслей науки по специальностям аспирантуры); интернатура - по 15 специальностям; ординатура - по 26 специальностям. 
Помимо освоения основных образовательных программ СПО И ВПО, студенты университета имеют возможность обучаться по дополнительным образовательным программам различного уровня. 
Оценить условия организации досуга и занятия спортом студентов депутаты смогли посетив физкультурно-оздоровительный комплекс Института сельского хозяйства и природных ресурсов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 
Вопросы организации дистанционного образования детей участники заседания рассмотрели на примере государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад VI вида «Тополек». 
Специфика учреждения в воспитании и обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сопутствующими проблемами здоровья. 
Образовательное учреждение посещают 116 человек: 61 дошкольник и 55 школьников, из них 30 % имеют инвалидность. Обучение осуществляется по программам, рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией. Для лечения, восстановления и поддержания здоровья больных детей работают бассейн с сауной, физиокабинет, тренажерный и физкультурный залы, кабинет релаксации. 
Проводятся занятия с логопедом, психологом, курсы ЛФК, арттерапии, трудотерапии, игротерапии. Построена и апробирована система непрерывного образовательно-оздоровительного процесса, основанная на единых психолого-педагогических требованиях с учетом медицинских рекомендаций. 
Наблюдается рост эффективности профилактической работы, соответственно, состояние здоровья детей значительно улучшается. Педагогический и детский коллективы принимают активное участие в мероприятиях городских, областных и федеральных уровней. 
Часть детей после окончания начальной школы могут поступить в обычные общеобразовательные, некоторые даже в гимназии. За годы работы «Тополька» был даже один его выпускник, закончивший впоследствии среднюю общеобразовательную городскую школу с золотой медалью. Четверо бывших выпускников учатся в НовГУ. У тех же, чье здоровье не позволяет, есть возможность обучаться на дому или в специализированных учреждениях. 
По итогам заседания постоянного комитета принято решение поручить председателю постоянного комитета А.П. Баданиной, по согласованию с Председателем Калининградской областной Думы М.Э Оргеевой, рассмотреть возможность проведения очередного заседания постоянного комитета ПАСЗР в мае 2014 года, в г. Калининград, на базе Калининградской областной Думы. 
На повестку дня вынесены следующие вопросы: 
Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа. 
Постинтернатное сопровождение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа. 
Поддержка одаренных детей и молодых талантов, в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа. 
Отчет депутатов-членов постоянного комитета (Ведищева Н.Н., Цой В.О., Шишкина М.А.) о выполнении поручений постоянного комитета.

Приложение к решению 
XLVIII Конференции ПАСЗР 
от 30 июня 2015 года № 18

ОТЧЕТ 
о деятельности постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе за 2014 год

В 2014 году постоянным комитетом Парламентской Ассоциации Северо - Запада России (ПАСЗР) по образованию, науке и высшей школе проведены два заседания: 5 июня 2014 года в г. Калининграде на базе Калининградской областной Думы и 23 октября 2014 года в г. Петрозаводске на базе Законодательного Собрания Республики Карелия. 
Отмечаем, что все вопросы, рассмотренные на заседаниях постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе, актуальны и заслуживают особого внимания. 
В ходе заседания 5 июня 2014 года в г. Калининграде рассмотрены следующие вопросы: 
1.Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо - Западного Федерального округа. 
2.Постинтернатное сопровождение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо - Западного Федерального округа. 
3.Поддержка одаренных детей и молодых талантов, в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо - Западного Федерального округа.
Обсудив вопросы, вынесенные на повестку дня, члены постоянного комитета, участники заседания посетили несколько образовательных учреждений, в соответствии с тематикой заявленных на заседание вопросов. 
С системой постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений участники заседания смогли ознакомиться на базе Калининградского регионального общественного фондам помощи социально незащищенным детям и молодежи "Открытый мир", где реализуется региональный проект "Профилактическая работа с молодежью - дом "ШАНС". 
Одной из основных целей этого проекта является сопровождение и поддержка выпускников детских домов на этапе их адаптации к самостоятельной взрослой жизни. 
Проект "Шанс" реализует мультдисциплинарную модель, ориентированную на развитие у воспитанников детских домов социальной компетентности, и обеспечивает им помощь как в бытовых и организационных вопросах, привлекая по мере необходимости для консультаций врачей, юристов, сотрудников государственных и муниципальных органов, так и психологическую поддержку. 
Проект выполняет чрезвычайно важные функции поддержки выпускников детских домов на этапе юношеской сепарации и жизненного самоопределения, которые в норме, в благополучной семье, обеспечивают родители, отправляя ребенка в большой мир, но не лишая его поддержки и заботы. 
Организацию работы общеобразовательной организации, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов участники заседания обсудили на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Школа будущего". 
Школа в пос. Большое Исаково - одна из самых больших по площади и современных школ Калининградской области. Уникальные спортивные сооружения включают 2 спортзала, бассейн, тренажерный зал, тир, зал для единоборств, теннисные корты, волейбольные и баскетбольные площадки, позволяют не только заниматься ученикам, но и проводить международные соревнования. Уникальное оборудование размещено в специальных лабораториях по изучению физики, химии и биологии. 5 передвижных компьютерных классов, лего-конструкторы и робототехника делают процесс обучения не только эффективным, но и интересным. Каждый класс школы оборудован мультимедийным оборудованием и интерактивной доской. Площадь школы позволяет обучать начальную школу отдельно от учеников старшего возраста. В школе успешно реализуется модель сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования. 
С вопросом постинтернатного сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей депутаты-члены постоянного комитета могли ознакомиться на примере Центра развития одаренных детей. Центр создан на базе круглогодичного детского оздоровительного лагеря "Солнечный берег" в п. Ушаково Гурьевского района Калининградской области. 
Основная идея создания это формирование центра развития физико- математического и инженерного образования в Калининградской области, который будет объединять усилия опорных школ области, вести координационную работу, отбирать и адаптировать программы, методики обучения, реализовывать программы для одаренных детей, проводить постоянно действующий профильный лагерь для учащихся опорных школ, развивать техническое творчество через проведение конференций, турниров. Целью деятельности Центра является предоставление дополнительных возможностей для одаренных и мотивированных к обучению детей, достижения каждым учащимся максимальных индивидуальных результатов. Центр реализует дополнительные общеразвивающие программы. 
Комплекс рассчитан на 100-120 человек с возможностью проживания. Комплекс состоит из нескольких корпусов, один из которых планируется переоборудовать как учебный, с 4-мя учебными классами, 4-мя лабораториями, открытыми зонами для индивидуальной и групповой работы, залами для занятий хореографией, театром и другими видами учебной и творческой деятельности. В корпусах имеются помещения для проведения учебных и других мероприятий для 60-100 человек. 
Одним из важнейших направлений должна стать работа со студентами и преподавателями ВУЗов для формирования научной образовательной среды, создания площадки для творческого педагогического поиска. 
Кроме того участники заседания посетили и ознакомились с работой Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Наш дом". 
Центр создан на базе интернатного учреждения, в целях дальнейшего улучшения воспитания, обучения и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий, соединения детей по родственным связям. 
В центре созданы семьи по 12-15 человек, в которые объединены дети разного возраста и по родственным связям. Одна семья - дети дошкольного возраста, четыре - дети школьного возраста. С одной семьей работают три дневных воспитателя, в ночное время - помощник воспитателя. 
Семейный принцип формирования групп значительно увеличил время общения ребенка с педагогами, сверстниками, с братьями и сестрами. 
В условиях семьи воспитанники приобретают большую самостоятельность, постоянно участвуют в организации своего быта, занимаются самообслуживанием, имеют возможность наблюдать и перенимать опыт старших. 
Учебно-воспитательная работа в Центре осуществляется по следующим направлениям: - трудовая и профессиональная подготовка; физкультурно-оздоровительная работа; творческое развитие ребенка; расширение круга социального общения и взаимодействия; психолого-педагогическая коррекция. 
По итогам заседания постоянного комитета принято решение поручить председателю постоянного комитета А.П. Баданиной, по согласованию с председателем Законодательного Собрания Республики Карелия Семеновым В.Н., рассмотреть возможность проведения очередного заседания постоянного комитета ПАСЗР в октябре 2014 года, в г. Петрозаводске, на базе Законодательного Собрания Республики Карелия. 
23 октября 2014 года в Законодательном Собрании Республики Карелия проведено следующее заседание постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе. В повестку заседания комитета были включены следующие вопросы: 
1.Организация профильного обучения в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо- Западного Федерального округа. 
2.Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа. 
3.Деятельность общеобразовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа. 
4.О предложениях в план работы постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе на первое полугодие 2015 год. 
5.О дате и месте проведения очередного заседания постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе. 
В ходе заседания члены постоянного комитета посетили МОУ "Лицей № 1" -образовательный комплекс "школа возрастных ступеней", включающий дошкольное образование. МОУ "Лицей № 1" входит в топ 500 лучших школ России. 
Кроме этого депутаты комитета ознакомились с деятельностью Петрозаводского государственного университета, который является одним из лидеров в области информационных технологий среди университетов России. Петрозаводский государственный университет входит в 100 лучших университетов в "зеленом" рейтинге вузов мира. 
По итогам заседания подготовлены проекты решений и материалы к ним, которые с листом для голосования письмом председателя постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе А.П. Баданиной от 13.11.2014 года №3187/14 направлены в адрес всех членов постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе. 
Проекты решений комитета рассмотрены следующими членами постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе: 
1. Баданина Александра Петровна - председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Вологодской области по образованию, культуре и здравоохранению 
2. Скроцкий Болислав Владимирович - депутат Государственного Совета Республики Коми 
3. Чесноков Игорь Александрович - заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по образованию и науке 
4. Виткова Ольга Константиновна - заместитель председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по образованию и науке 
5. Оболочков Александр Николаевич - член постоянного комитета Законодательного Собрания Вологодской области по социальной политике 
6. Цой Владимир Олегович - председатель постоянной комиссии по образованию и науке Законодательного собрания Ленинградской области 
7. Козина Анна Михайловна - депутат Новгородской областной Думы 
8. Никифорова Лилия Анатольевна - заместитель председателя комитета Псковского областного Собрания депутатов по труду и социальной политике 
9. Воронцов Алексей Васильевич - председатель профильной комиссии по науке и высшей школе Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 
10. Воробьев Павел Викторович - заместитель председателя постоянной комиссии по образованию и науке 
Членами комитета единогласно, без замечаний и предложений поддержаны и приняты следующие решения: 
№ 1 "О повестке дня заседания постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе", комитет РЕШИЛ: 
Утвердить повестку дня заседания постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе; 
№ 2 "Организация профильного обучения в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо- Западного Федерального округа", комитет РЕШИЛ: 
1. Информации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Северо-Западного федерального округа принять к сведению. 
2. Согласиться с предложением Законодательного Собрания Республики Карелия о необходимости установления государственного обоснованного минимального норматива финансирования реализации государственного образовательного стандарта на одного обучающегося в год в общеобразовательных учреждениях и вынести данный вопрос на рассмотрение XLVIII Конференции ПАСЗР. 
3. Поручить члену постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе, заместителю председателя Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Законодательного Собрания Республики Карелия Г.А. Васильевой представить вопрос на заседании XLVIII Конференции ПАСЗР; 
№ 3 "Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа", комитет РЕШИЛ: 
Информации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Северо-Западного федерального округа принять к сведению; 
№ 4 "Деятельность общеобразовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа",комитет РЕШИЛ: 
1. Информации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Северо-Западного федерального округа принять к сведению. 
2. Согласиться с предложением Законодательного Собрания Республики Карелия о необходимости принятия на федеральном уровне нормативных правовых актов, предусматривающих меры государственной поддержки субъектов Российской Федерации, осуществляющих мероприятия по модернизации региональных систем образования и вынести данный вопрос на рассмотрение ХLVIII Конференции ПАСЗР. 
3. Поручить члену постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе, заместителю председателя Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Законодательного Собрания Республики Карелия Г.А. Васильевой представить вопрос на заседании ХLVIII Конференции ПАСЗР; 
№ 5 "О предложениях в план работы постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе на первое полугодие 2015 год", комитет РЕШИЛ: 
Предложить в план работы постоянного комитета на первое полугодие 2014 года рассмотрение следующих вопросов: 
1. Подготовка педагогических кадров: проблемы и перспективы совершенствования (ответственный за подготовку вопроса - член постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе от Архангельского областного Собрания депутатов). 
2. О системе подготовки специалистов и рабочих со средним профессиональным образованием в регионах Северо-Запада России (ответственный за подготовку вопроса - член постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе от Законодательного Собрания Вологодской области). 
3. Кадровая проблема высшей школы и общего образования в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Запада России (ответственный за подготовку вопроса - член постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе от Законодательного Собрания Вологодской области). 
4. Об организации методического сопровождения реализации государственных образовательных стандартов (ответственный за подготовку вопроса - член постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе от Законодательного Собрания Республики Карелия). 
5. О реализации в регионах Северо-Запада России Концепции развития дополнительного образования детей (ответственный за подготовку вопроса - член постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе от Мурманской областной Думы); 
№ 6. О дате и месте проведения очередного заседания постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе, комитет РЕШИЛ: 
1. Поручить председателю постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе А.П. Баданиной согласовать возможность проведения очередного заседания постоянного комитета в первом полугодии 2015 года. 
2. О дате и месте проведения очередного заседания постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе проинформировать членов постоянного комитета. 
В целях исполнения решения № 6 председателем постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе А.П. Баданиной 3 декабря 2014 года направлен запрос в Мурманскую областную Думу, Архангельское областное Собрание депутатов. Псковское областное Собрание депутатов с просьбой согласовать проведение очередного заседания постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе. 
В 2015 году постоянный комитет Парламентской Ассоциации Северо- Запада России по образованию, науке и высшей школе планирует проведение двух заседаний: на базе Архангельского областного Собрания депутатов в первую неделю июня 2015 года и на базе Мурманской областной Думы в сентябре 2015 года.

Приложение к решению
50 Конференции ПАСЗР
от 2 июня 2016 года № 14

ОТЧЕТ
о деятельности постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе
за 2015 год

Постоянный комитет Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе в 2015 году провел 2 заседания, на которых были рассмотрены 12 вопросов, из которых 2 организационных.
Заседание 4 июня 2015 года на базе Архангельского областного Собрания депутатов. На заседании были рассмотрены следующие основные вопросы:
1. Подготовка педагогических кадров: проблемы и перспективы совершенствования.
2. О системе подготовки специалистов и рабочих со средним профессиональным образованием в регионах Северо-Запада России.
3. Кадровая проблема высшей школы и общего образования в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Запада России.
4. Об организации методического сопровождения реализации государственных образовательных стандартов.
5. О реализации в регионах Северо-Запада России Концепции развития дополнительного образования детей.
По итогам заседания были подготовлены решения и материалы к ним, членами комитета единогласно, без замечаний и предложений были приняты решения о подготовке обращений в федеральные органы государственной власти о проблемах, связанных с подготовкой педагогических кадров, в том числе целевого распределения выпускников педагогических специальностей, о проблемах дополнительного образования детей.
Заседание 2 октября 2015 года прошло на базе Мурманской областной Думы. На заседании были рассмотрены следующие основные вопросы:
1. Об обеспечении доступного и качественного дошкольного и общего образования.
2. О реализации Указов Президента Российской Федерации в сфере образования.
3. Об обращении к Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о решении проблем, связанных с подготовкой педагогических кадров высшего и общего образования.
4. Об обращении к Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о решении проблем, связанных с организацией дополнительного образования детей.
5. Об обращении к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о предложениях по внесению изменений в Приказ 29 сентября 2014 № 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
6. О подведении итогов работы постоянного комитета по образованию, науке и высшей школе в 2012-2015 годах.
По итогам заседания были подготовлены решения и материалы к ним, членами комитета единогласно, без замечаний и предложений были приняты 3 решения об обращениях в федеральные органы государственной власти. Обращения внесены на рассмотрение очередной XLIX Конференции ПАСЗР.
7. За активную работу по развитию межпарламентских контактов комитет принял решение наградить Почетной грамотой Парламентской Ассоциации Северо-Запада России следующих членов постоянного комитета ПАСЗР по образованию, науке и высшей школе: Баданину Александру Петровну, Васильеву Галину Васильевну, Виткову Ольгу Константиновну, Макрецкую Наталью Ивановну, Ведищеву Наталию Николаевну, Козину Анну Михайловну, Никифорову Лилию Анатольевну, Каменеву Ольгу Федоровну.