суббота, 23 февраля 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85
Отчеты о работе постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления

Отчет 
о работе постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления 
за 2010 год

В течение 2010 года на конференциях Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР), ее Президиума рассматривались следующие вопросы, находящиеся в компетенции постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления: 
XXXIX Конференция ПАСЗР (3.06.2010): «Об опыте работы Ассоциаций муниципальных образований в субъектах Северо-Западного федерального округа, о законодательном обеспечении и практике их взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации»; 
ХL Конференция ПАСЗР (2.11.2010): «О совершенствовании законо­дательства в сфере осуществле­ния нотариальных действий уполномоченными должностными лицами муниципальных образований поселений». 
В течение 2010 года комитета ПАСЗР по местному самоуправлению провел два заседания (25 мая 2010 г. и 14 октября 2010 г.), на которых рассмотрел проекты решений конференций по названным вопросам. 
Решением XXXIX Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, принятому по вопросу «Об опыте работы Ассоциаций муниципальных образований в субъектах Северо-Западного федерального округа, о законодательном обеспечении и практике их взаимодействия с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации», поручено постоянному комитету ПАСЗР по вопросам местного самоуправления изучить вопрос о возможности софинансирования единого печатного органа «Вести Советов муниципальных образований» на базе одного из субъектов Северо-Запада Российской Федерации. 
В целях исполнения поручения XXXIX Конференции постоянный комитет ПАСЗР по местному самоуправлению направил письма членам ПАСЗР и предложил высказать рекомендации по вопросу о целесообразности создания и софинансирования единого печатного органа Парламентской Ассоциации Северо-Запада России. Комитет по местному самоуправлению обобщил поступившие в ходе заочного обсуждения предложения от 6 субъектов и рекомендовал ПАСЗР рассмотреть вопрос о создании официального сайта ПАСЗР и возложить функции по его поддержке и наполнению на одного из субъектов ПАСЗР или использовать сайт Северо-Западного федерального округа.

Отчет 
о работе постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления 
за 2011 год

В соответствии с планом работы ПАСЗР и ее органов на второе полугодие (октябрь-ноябрь) 2011 года было запланировано проведение постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления, в ходе которого предполагалось рассмотреть следующие вопросы, находящиеся в компетенции постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления: 
• О ходе реализации в субъектах Северо-Западного федерального округа мероприятий, направленных на полноту и качество кадрового обеспечения деятельности органов местного самоуправления (инициатор Государственный Совет Республики Коми); 
• Роль глав муниципальных образований и руководителей бюджетных учреждений в процессе реформирования бюджетных учреждений (по реализации 83-ФЗ) (инициатор Калининградская областная Дума); 
• Законодательное регулирование в сфере ЖКХ (по поручению Председателя Парламентской Ассоциации Северо-Запада России И.В. Кошина после XLI Конференции ПАСЗР в июне 2011 года ). 
В первом полугодии 2011 года Законодательное Собрание Республики Карелия провело на своей базе два выездных заседания постоянных комитетов ПАСЗР: 
постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по экономической политике и бюджетным вопросам (17-19 апреля 2011 года) и постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по социальной политике (25-27 мая 2011 года). 
В силу ряда сложившихся обстоятельств (выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти, и как следствие отсутствие информации по запрашиваемым вопросам (письма от 06.04.11 №02-11/602 и 02.06.11 №02-11/1115 направлены во все парламенты-члены ПАСЗР), за исключением ответа от члена комитета-представителя Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, а также болезнь Председателя постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления) провести заседание постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления не представилось возможным. 
После утверждения состава постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления на XLII Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России очередное заседание постоянного комитета планируется провести во 2 квартале 2012 год

ОТЧЕТ 
о работе постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления 
за 2012 год

В соответствии с перечнем вопросов раздела I Примерного плана работы Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР) и ее органов на 2012 год постоянный комитет ПАСЗР по вопросам местного самоуправления отвечал за подготовку на рассмотрение XLIII Конференции ПАСЗ вопроса «О законодательной инициативе Государственного Совета Республики Коми по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части установления для органов местного самоуправления сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с федеральными законами). 
По согласованию с членами комитета проведено заочное обсуждение представленного вопроса. Постоянный комитет направил письма законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации Северо-Запада России с просьбой подготовить предложения по инициативе Государственного Совета Республики Коми, которые были обобщены. 
В заочном обсуждении вопроса приняли участие 15 членов постоянного комитета. 22 октября 2012 года составлен протокол заочного заседания постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления. 
В ходе заочного обсуждения вопроса, основываясь на большинстве высказанных мнений, члены комитета приняли решение предложить XLIII Конференции ПАСЗР рекомендовать законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ - членам ПАСЗР поддержать законодательную инициативу Государственного Совета Республики Коми по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления для органов местного самоуправления сроков приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральными законами) (прилагается) и направить при необходимости решения о его поддержке в ГД ФС РФ. Особое мнение, высказанное Никитиной Т.И., членом комитета - председателем постоянного комитета Законодательного Собрания Вологодской области по вопросам местного самоуправления, было направлено в качестве приложения к протоколу постоянного комитета. 

Приложение к решению 
XLVI Конференции ПАСЗР 
от 3 июля 2014 года № 21

ОТЧЕТ 
о работе постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления 
в 2013 году

Постоянный комитет ПАСЗР по вопросам местного самоуправления Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (далее - комитет) в 2013 году строил свою в соответствии с перечнем вопросов раздела I Примерного плана работы (ПАСЗР) и ее органов на 2013 год. 
30 мая 2013 года комитет провел заседание в г. Петрозаводске, на котором члены комитета обсудили следующие вопросы: 
О практике реализации положений части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 315-ФЗ). 
В результате обсуждения было предложено законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации - членам Парламентской Ассоциации Северо-Запада России обсудить вопросы практического применения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в регионах и представить в комитет предложения по совершенствованию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обсуждение предложений было продолжено на заседании комитета в декабре 2013 года.; 
Об актуальных вопросах совершенствования мер защиты населенных пунктов, готовности систем оповещения и мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на территории Северо-Западного региона Российской Федерации. После обсуждения на комитете вопрос был внесен на Конференцию Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, комитетом представлен проект решения Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России. 
Об обращениях Законодательного Собрания Республики Карелия по созданию межрегиональной рабочей группы по подготовке проекта федерального закона с рабочим наименованием «Об охране Ладожского и Онежского озер». В настоящее время созданной рабочей группой подготовлен проект федерального закона. 
17 декабря 2013 года по согласованию с членами комитета проведено заочное заседание комитета с повесткой дня, содержащей два вопроса: 
1. О законодательной инициативе Законодательного Собрания Вологодской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». В ходе заочного обсуждения вопроса, основываясь на большинстве высказанных мнений, члены комитета приняли решение предложить Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России поддержать законодательную инициативу Законодательного Собрания Вологодской области. 
2. О предложениях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - членов Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по совершенствованию Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При рассмотрении второго вопроса повестки дня комитет обсудил представленные в постоянный комитет по вопросам местного самоуправления Парламентской Ассоциации Северо-Запада России предложения Архангельского областного Собрания депутатов, Законодательного Собрания Вологодской области, Калининградской областной Думы, Государственного Совета Республики Коми, Новгородской областной Думы, Мурманской областной Думы, Государственного комитета Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления по совершенствованию Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и направил поступившие предложения в Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и обратиться с просьбой изучить возможность внесения соответствующих изменений в федеральные законы, регламентирующие вопросы местного самоуправления. 
22 января 2014 года комитет получил ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления о том, что представленные предложения будут проработаны Комитетом Государственной Думы в целях их учета при подготовке возможных законодательных инициатив.

Приложение к решению 
XLVIII Конференции ПАСЗР 
от 30 июня 2015 года

ОТЧЕТ 
о деятельности постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления 
за 2014 год

Постоянный комитет ПАСЗР по вопросам местного самоуправления Парламентской Ассоциации Северо-Запада России в 2014 году строил свою работу в соответствии с перечнем вопросов Примерного плана работы (ПАСЗР) и ее органов на 2014 год. 
23 октября 2014 года комитет провел в Петрозаводске заседание с повесткой дня: 
1. О реализации Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») в субъектах Северо-Запада Российской Федерации: 
о порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований; 
о перераспределении полномочий между органами государственной власти, органами местного самоуправления. 
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенном на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Законодательным Собранием Республики Карелия. 
В ходе подготовки вопросов к заседанию комитета получены информационные материалы из субъектов, членов ПАСЗР, о реализации на местах вышеназванного Федерального закона. 
В рамках обсуждения первого вопроса повестки дня комитет рекомендовал законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, членов Парламентской Ассоциации Северо-Запада России в целях реализации норм Федерального закона № 136-ФЗ обеспечить своевременное принятие необходимых законодательных актов субъектов Российской Федерации, предложил Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России поддержать проект федерального закона № 612926-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (в части изменения системы бюджетного устройства на муниципальном уровне), внесенный Правительством Российской Федерации, и проект федерального закона № 616939-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы. 
В своих выступлениях члены постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления особо отмечали следующие моменты: 
- соотношение местного самоуправления и государственного управления на местах относится к числу важнейших вопросов, от успешного решения которых зависит развитие государства и общества. Преувеличение роли государственного управления приводит к ограничению конституционной самостоятельности местного самоуправления и, в конечном счете, к включению местного самоуправления в единую систему управления государственными делами с ее вертикальной соподчиненностью. Приуменьшение роли государственного управления создает условия для раздробленности публичной власти, нарушает единство и целостность субъекта Российской Федерации; 
- введение Федеральным законом № 136-ФЗ ряда новелл, касающихся изменения компетенции муниципальных районов и сельских поселений по решению вопросов местного значения и расширения полномочий субъектов Российской Федерации по определению пределов компетенции муниципальных образований, требует решения проблемы обеспечения возлагаемых на каждый уровень местного самоуправления полномочий соответствующими реальными доходными источниками. Эта проблема может быть решена на основе либо установленной нормативной стоимости муниципальной услуги либо установленного минимального стандарта муниципальной услуги путем внесения изменений в действующее налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации, которые позволят реализовать один из основополагающих принципов бюджетирования - принцип сбалансированности местных бюджетов. 
Комитет по результатам обсуждения вопроса направил письмо Председателю комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления В.Б. Кидяеву, в котором члены комитета выразили обеспокоенность многочисленными изменениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и высказали просьбу в адрес комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления активизировать работу по подготовке и принятию проектов федеральных законов о внесении изменений в действующее налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации, направленных на приведение положений законодательных актов в соответствие с Федеральным законом № 136-ФЗ. 
При рассмотрении второго вопроса повестки дня комитет обсудил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подготовленный и внесенный на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Законодательным Собранием Республики Карелия в целях исключения дублирующих полномочий муниципальных районов и городских поселений. 
По предложению комитета названный проект федерального закона поддержан Конференцией Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, но Государственная Дума отклонила указанный проект федерального закона.

Приложение к решению
50 Конференции ПАСЗР
от 2 июня 2016 года № 14

ОТЧЕТ
о деятельности постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления
за 2015 год

Постоянный комитет ПАСЗР по вопросам местного самоуправления Парламентской Ассоциации Северо-Запада России в 2015 году строил свою работу в соответствии с перечнем вопросов Примерного плана работы и ее органов на 2015 год.
3-4 апреля 2015 года в Санкт-Петербурге проведено заседание постоянного комитета с повесткой дня:
1. Финансовое обеспечение расходных обязательств бюджетов муниципальных образований.
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 25.1 и 56 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подготовленном Законодательным Собранием Ленинградской области.
В ходе подготовки вопросов к заседанию комитета получены информационные материалы из субъектов, членов ПАСЗР.
Обсудив вопросы укрепления финансовой базы местного самоуправления, наделения органов местного самоуправления новыми источниками пополнения бюджетов муниципальных образований, постоянным комитетом приняты решения поддержать предложения по совершенствованию финансового обеспечения расходных обязательств бюджетов муниципальных образований, высказанные представителями Законодательного Собрания Вологодской области и Мурманской областной Думы.
В рамках обсуждения первого вопроса повестки дня комитет рекомендовал Законодательному Собранию Вологодской области инициировать работу по подготовке изменений в федеральное бюджетное и налоговое законодательство (в части передачи в местные бюджеты ставки от налога на прибыль организаций в размере 2 процентов в целях обеспечения финансовой самостоятельности местных бюджетов), Мурманской областной Думе - инициировать работу по подготовке изменений в федеральное бюджетное и налоговое законодательство, связанных с увеличением норматива отчислений в местный бюджет от налога на доходы физических лиц и закреплением за местными бюджетами части транспортного налога с физических лиц с зачислением поступлений в муниципальные дорожные фонды.
Комитетом также принято решение считать приоритетным направлением в вопросах финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований проведение на муниципальном уровне мероприятий по повышению эффективности расходов местных бюджетов.
При рассмотрении второго вопроса повестки дня комитет обсудил проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25.1 и 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подготовленном Законодательным собранием Ленинградской области. Обсудив представленный проект федерального закона, постоянный комитетом было предложено Законодательному Собранию Ленинградской области внести проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25.1 и 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и в случае внесения законопроекта на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации - членам Парламентской Ассоциации Северо-Запада России с предложением поддержать указанный проект федерального закона.
В завершение заседания комитетом рассмотрена информация о работе постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления в 2014 году и принято решение о направлении отчета для утверждения на Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России.
12 ноября 2015 года состоялось заочное заседание постоянного Комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления. В рамках заочного заседания обсуждены проблемы применения и совершенствования федерального законодательства при реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных правоотношений.
В связи с поднятой проблемой участниками рассмотрено Обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере земельных правоотношений. Комитетом принято решение поручить Председателю постоянного Комитета по вопросам местного самоуправления И.В. Петеляевой выступить 16 ноября 2015 года на XLIX Конференции ПАСЗР по вопросу о передаче полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселений, государственная собственность на которые не разграничена и предложить участникам Конференции направить Обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
В обращении к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере земельных правоотношений обращено внимание, что органы местного самоуправления поселений не располагают необходимыми кадровыми, техническими и организационными ресурсами, необходимыми для реализации дополнительных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, кроме того, доходы от продажи указанных земельных участков, расположенных в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, поступают в полном объеме в бюджет муниципального района и предложено рассмотреть возможность передачи полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселений, государственная собственность на которые не разграничена, от органов местного самоуправления поселений к органам местного самоуправления муниципальных районов.
По решению Конференции Парламентской Ассоциации от 16 ноября 2015 года № 17 "Об обращении Парламентской Ассоциации Северо-Запада России к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере земельных правоотношений" данное обращение поддержано и направлено Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину.

Приложение к решению 52 Конференции ПАСЗР
от 14.06.2017 № 52/32

Отчет
о работе постоянного комитета ПАСЗР по вопросам местного самоуправления
за 2016 год

Постоянный комитет по вопросам местного самоуправления Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (далее - Комитет) в 2016 году строил свою работу в соответствии с перечнем вопросов Примерного плана работы Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (далее - ПАСЗР) и ее органов на 2016 год.
30-31 мая 2016 года Комитет провел заседание в городе Архангельске на базе Архангельского областного Собрания депутатов.
В работе Комитета приняли участие депутаты Архангельского областного Собрания депутатов, представители администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, представители кафедры государственного и муниципального управления и Интеллектуального центра - Научной библиотеки имени Е.И. Овсянкина Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ), сотрудники Аппаратов законодательных органов членов постоянного Комитета.
На Комитете обозначены три основные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления, во-первых, это финансовый блок - без денег решать проблемы и повышать авторитет власти сложно, во-вторых, органы местного самоуправления испытывают дефицит в квалифицированных кадрах. Также остро стоит вопрос повышения эффективности институтов гражданского общества - территориального общественного самоуправления и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В повестку заседания Комитета включено три вопроса:
1. О вопросах, возникающих при реализации перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных образований между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти в субъектах Северо-Запада Российской Федерации.
2. О развитии территориального общественного самоуправления, а также иных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления на территориях субъектов Северо-Запада Российской Федерации.
3. Информация о работе постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления в 2015 году.
В ходе подготовки вопросов к заседанию Комитета получены информационные материалы из субъектов Северо-Запада Российской Федерации, членов ПАСЗР.
На Комитете обсудили вопросы, возникающие при реализации перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных образований между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти в субъектах Северо-Запада Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Данная норма является одной из актуальных и фундаментальных правовых новелл Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 136-ФЗ).
В целях оперативной реализации норм, закрепленных в Федеральном законе № 136-ФЗ, с учетом собственных потребностей и внутренней логики развития регионов на территориях субъектов Северо-Запада Российской Федерации приняты различные региональные законы в части регулирования вопросов местного значения.
В рамках заседания члены Комитета поделились опытом перераспределения полномочий, в частности, в сфере градостроительства, электро-, тепло- и газоснабжения населения, водоснабжения и водоотведения, организации транспортного обслуживания населения. Неоднократно поднимался вопрос земельных правоотношений (по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена), возникающий при перераспределении полномочий между муниципалитетами и региональными властями, а также вопрос формирования тарифов в сфере предоставления коммунальных услуг, проблемные вопросы, возникающие при реализации переданных полномочий.
По итогам обсуждения постоянный Комитет решил:
1. Принять к сведению информацию, предоставленную членами Комитета - представителями Новгородской областной Думы, Государственного Совета Республики Коми, Законодательного собрания Ленинградской области, Законодательного Собрания Республики Карелия, а также директора правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.
2. Поддержать предложения членов Комитета, поступившие в ходе обсуждения вопросов, возникающих при реализации перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных образований между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти в субъектах Северо-Запада Российской Федерации.
3. Рекомендовать членам Комитета продолжить работу по контролю за реализацией перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных образований между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти в соответствующих субъектах Северо-Запада Российской Федерации.
При рассмотрении второго вопроса повестки, члены Комитета обсудили информацию о развитии территориального общественного самоуправления, а также иных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления на территориях субъектов Северо-Запада Российской Федерации.
Статьей 33 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Одной из таких форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС). На практике развитие института территориального общественного самоуправления, как формы самоорганизации граждан для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения происходит на тех территориях, где такая форма участия в осуществлении местного самоуправления объективно востребована населением и где есть достаточное число людей, готовых принимать активное, деятельное участие в работе ТОС. Сам факт создания и существования ТОС проблем на территории решить не способен, поскольку чтобы данный механизм самоорганизации граждан начал эффективно работать необходим соответствующий общественный запрос, готовность и способность населения к самоорганизации, в противном случае количественный показатель созданных ТОС никогда не трансформируется в показатель качественный.
На текущем этапе развития института ТОС на территории Северо-Запада России представляется целесообразным рекомендовать главам муниципальных образований организовать работу по вовлечению населения в процессы формирования и развития ТОС для эффективного решения вопросов местного значения путем информирования о роли и принципах деятельности ТОС, в том числе - с привлечением к данной работе старост населенных пунктов. На Комитете рассмотрен опыт создания и функционирования института сельских старост в Республике Коми, Вологодской области, Ленинградской области, опыт реализации в Вологодской области проекта «Народный бюджет», который позволяет жителям муниципальных образований региона активно участвовать при разработке и реализации социальных инициатив, направленных на улучшение качества жизни в поселениях, подпрограммы «Стимулирование гражданской инициативы, создание и развитие ТОС и иных форм осуществления местного самоуправления» - в Республике Карелия, которая реализуется по двум направлениям, таким как предоставление субсидии на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в муниципальных образованиях и содействие развитию ТОС.
Постоянным Комитетом принято решение:
1. Принять к сведению информацию о развитии территориального общественного самоуправления, а также иных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления на территориях субъектов Северо-Запада Российской Федерации, предоставленную членами Комитета - представителями Государственного Совета Республики Коми, Законодательного Собрания Вологодской области, Законодательного собрания Ленинградской области, Законодательного Собрания Республики Карелия, Мурманской областной Думы, а также директором департамента по местному самоуправлению администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.
2. Рекомендовать членам Комитета использовать обобщенный опыт развития территориального общественного самоуправления, а также иных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления Республики Коми, Республики Карелия, Вологодской области, Ленинградской области, Мурманской области и Архангельской области.
3. Членам Комитета совместно с органами исполнительной власти продолжить работу по развитию территориального общественного самоуправления, а также иных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления на территориях соответствующих субъектов Северо-Запада Российской Федерации.
В завершение заседания Комитетом рассмотрена информация о работе постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления в 2015 году и принято решение о направлении отчета для утверждения на Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России.

Приложение к решению 54 Конференции ПАСЗР от 07.06.2018 № 54/34

ОТЧЕТ
о работе постоянного комитета
Парламентской Ассоциации Северо-Запада России
по вопросам местного самоуправления за 2017 год

Постоянный комитет по вопросам местного самоуправления Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (далее - Комитет) в 2017 году строил свою работу в соответствии с перечнем вопросов Примерного плана работы Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (далее - ПАСЗР) и ее органов на 2017 год.
5-6 октября 2017 года Комитет провел заседание в городе Петрозаводске на базе Законодательного Собрания Республики Карелия.
В работе Комитета приняли участие члены Комитета, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, представители Администрации Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия, представители органов местного самоуправления в Республике Карелия, представители Карельского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», сотрудники Аппаратов законодательных органов членов постоянного Комитета.
В повестку заседания Комитета включено четыре вопроса:
1. О практике, реализуемой в субъектах Северо-Запада России, по образованию местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, поселения.
2. О проблемах, возникающих в муниципальных образованиях субъектов Северо-Запада России, в связи с реализацией Федерального закона от 3 ноября 2015 года № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части исполнения депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, с 1 января 2016 года обязанности предоставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
3. О практике, реализуемой в субъектах Северо-Запада России, по благоустройству территорий муниципальных образований с целью создания безопасной, удобной и привлекательной среды проживания населения.
4. Об особенностях формирования и кадровом составе органов местного самоуправления в субъектах Северо-Запада России, в том числе об обеспечении муниципальной службы квалифицированными кадрами.
В ходе подготовки вопросов к заседанию Комитета получены информационные материалы из субъектов Северо-Запада Российской Федерации, членов ПАСЗР.
При рассмотрении первого вопроса члены Комитета заслушали информацию о практике создания «единой администрации» муниципального района и поселения, являющегося его административным центром, в субъектах Северо-Запада Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения.
Члены Комитета отметили, что процесс образования «единой администрации» очень трудоемкий и требующий значительных временных затрат. В то же время в действующем законодательстве отсутствуют положения, регулирующие соответствующий порядок действий. Несмотря на это в субъектах Северо-Запада Российской Федерации уже сформировалась правоприменительная практика, появились отдельные рекомендации, соответствующие разъяснения и мнения, которые были обсуждены на заседании Комитета.
В Республике Карелия мероприятия по созданию «единой администрации» в полном объеме проведены в Беломорском и Кемском муниципальных районах, в Республике Коми - в трех муниципальных образованиях муниципальных районов «Печора», «Сосногорск» и «Усть-Цилемский». На заседании Комитета также обсудили сложившуюся практику объединения муниципальных образований - сельских поселений, на примере объединения Сумпосадского и Нюхчинского сельских поселений в Беломорском муниципальном районе Республики Карелия.
Заслушав и обсудив информацию, члены Комитета пришли к выводу, что объединение администраций района и поселения позволяет оптимизировать управленческие ресурсы и ежегодно экономить средства на содержание управленческого аппарата. Среди плюсов объединения также дополнительная оптимизация бюджетных расходов за счет исключения избыточных и дублирующих функций некоторых отделов администраций.
Обсудив информацию о практике реализации в субъектах Северо-Запада России образования «единой администрации», предоставленную членами Комитета - представителями Государственного Совета Республики Коми, Архангельского областного Собрания депутатов, депутатами Законодательного Собрания Республики Карелия, начальником Управления Главы Республики Карелия по вопросам муниципального развития, главой администрации Беломорского муниципального района Республики Карелия, Комитет решил принять информацию к сведению, рекомендовать членам Комитета использовать обобщенный опыт Республики Коми, Республики Карелия, Архангельской области и совместно с органами исполнительной власти продолжить работу в данном направлении на территориях субъектов Северо-Запада Российской Федерации.
При рассмотрении второго вопроса повестки члены Комитета заслушали информацию Председателя Комитета А.В. Лопаткиной о проблемах, возникающих у депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, при исполнении с 1 января 2016 года обязанности предоставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Члены Комитета проанализировали нормативно-правовую базу по данному вопросу, отметили необходимость принятия законов субъектов Северо-Запада Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 3 апреля 2017 года № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ), обсудили основные причины непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе депутатами, исполняющими свои полномочия на непостоянной основе, отметили улучшение ситуации по предоставлению сведений в муниципальных образованиях субъектов Северо-Запада Российской Федерации в 2017 году по сравнению с 2016 годом.
По итогам обсуждения второго вопроса повестки Комитетом принято решение принять к сведению информацию, предоставленную членами Комитета - представителями Законодательного Собрания Республики Карелия, Государственного Совета Республики Коми, Калининградской областной Думы, Законодательного Собрания Вологодской области, Псковским областным Собранием депутатов, Архангельским областным Собранием депутатов, и активизировать работу по принятию законов субъектов Северо-Запада Российской Федерации во исполнение Федерального закона № 64-ФЗ в части установления порядка представления лицами, замещающими муниципальные должности, в том числе депутатами органов местного самоуправления, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядка проверки достоверности и полноты указанных сведений.
При рассмотрении третьего вопроса члены Комитета обсудили информацию о практике, реализуемой в субъектах Северо-Запада России, по благоустройству территорий муниципальных образований с целью создания безопасной, удобной и привлекательной среды проживания населения.
Члены Комитета отметили высокую эффективность федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», его востребованность среди населения и большую значимость для развития территорий муниципальных образований, выразили готовность освоить средства в объемах, превышающих финансовые вложения, выделенные в 2017 году на указанные цели, обратили внимание на необходимость увеличения объемов федерального финансирования реализации данного проекта на 2018 год и последующие годы на территориях субъектов Северо-Запада России.
Члены Комитета отметили, что формирование комфортной городской среды, безусловно, важный элемент развития городов. Вместе с тем, одну треть населения Российской Федерации составляют граждане, проживающее в сельской местности, которые со своей стороны также вносят не менее значительный вклад в развитие государства. Развитие благоприятной и комфортной среды проживания на сельских территориях является приоритетным направлением деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. К сожалению, в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» населенные пункты с численностью менее тысячи человек не имеют возможности участвовать в нем и получить необходимые финансо­вые средства на реализацию инициатив, направленных на благоустройство своих территорий.
В связи с этим члены Комитета высказали предложение о разработке федерального проекта с рабочим названием «Формирование комфортной сельской среды», который будет направлен на возможность реализации общественно значимых проектов граждан в населенных пунктах с численностью населения менее тысячи человек, а также реализацию местных инициатив граждан на условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов с привлечением средств местного бюджета, пожертвований граждан, юридических лиц и предпринимателей.
По итогам обсуждения третьего вопроса Комитет решил принять к сведению заслушанную информацию и рекомендовать членам Комитета ис­пользовать обобщенный опыт по благоустройству территорий муниципальных образований Вологодской области, Республики Коми, Республики Карелия, Калининградской области, Псковской области, Архангельской области и совместно с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями продолжить работу в данном направлении на территориях соответствующих субъектов Северо-Запада Российской Федерации.
Кроме того, заслушав и обсудив информацию члена Комитета, председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Вологодской области по вопросам местного самоуправления А.В. Гордеева, заместителя Министра экономического развития и промышленности Республики Карелия А.В. Ломако по вопросу «О практике, реализуемой в субъектах Северо-Запада России, по благоустройству территорий муниципальных образований с целью создания безопасной, удобной и привлекательной среды проживания населения», Комитет решил подготовить проект Обращения Парламентской Ассоциации Северо-Запада России к Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.А. Меню по вопросу увеличения объемов финансирования приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», а также разработки и принятия программы на 2018 год и последующие годы по формированию современной комфортной среды населенных пунктов с численностью населения менее одной тысячи человек (далее - Обращение), направить проект Обращения на рассмотрение Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России и рекомендовать Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России поддержать Обращение.
Необходимо отменить, что проект Обращения Парламентской Ассоциации Северо-Запада России к Министру строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации М.А. Меню был поддержан решением 53-ей Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада Российской Федерации от 30 октября 2017 года.
При рассмотрении четвертого вопроса члены Комитета обсудили осо­бенности формирования и кадровый состав органов местного самоуправления в субъектах Северо-Запада России, в том числе об обеспечении муниципальной службы квалифицированными кадрами.
Члены Комитета отметили, что для формирования качественного кадрового состава органов местного самоуправления необходимо проводить целый комплекс мероприятий, включающий назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности; содействие продвижению по службе муниципальных служащих; подготовку кадров для муниципальной службы и дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих; создание кадрового резерва и его эффективное использование; оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации; применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.
Члены Комитета заслушали и обсудили информацию о практике реа­лизации Карельским филиалом ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» направлений обучения, связанных с муниципальным управлением и муниципальной службой.
Обсудив информацию по данному вопросу, Комитет решил принять ее к сведению и рекомендовать членам Комитета использовать обобщенный опыт формирования кадрового состава органов местного самоуправления и повышения уровня квалификации муниципальных служащих Республики Коми, Республики Карелия, Вологодской области, Калининградской области, Псковской области, Архангельской области и совместно с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями продолжить работу по обеспечению муниципальной службы квалифицированными кадрами, разработке и реализации мероприятий по формированию и использованию резервов управленческих кадров, повышению уровня квалификации муниципальных служащих на территориях соответствующих субъектов Северо-Запада Российской Федерации.
В завершение заседания Комитетом рассмотрена информация о работе постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по вопросам местного самоуправления в 2016 году и принято решение о направлении отчета для утверждения на Конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России.