среда, 23 августа 2017
Тел./факс: (812) 274-85-39
191311, г. Санкт-Петербург,
Суворовский пр., 67.
История становления высшего законодательного органа государственной власти Ленинградской области

История Ленинградской области начинается в XVIII веке, когда в 1708 году, еще в ходе Северной войны, огромные северо-западные территории России вошли в состав учрежденной Петром I обширной Ингерманландской губернии, которая охватывала земли от Эстляндии, Новгорода, Пскова, Старой Руссы и Великих Лук до Пошехонья, Каргополя, Олонца и Ярославля. В 1710 году Ингерманландская губерния была переименована в Санкт-Петербургскую.

Началом становления представительных органов власти в Ленинградской области (тогда - Санкт-Петербургской губернии) можно считать 12 февраля 1906 года, когда Николай II издал Указ о созыве Государственной Думы.

Новая стадия в развитии системы представительной власти связана с февральской революцией 1917 года. 27 февраля в Таврическом дворце в Петрограде состоялось первое заседание Петроградского Совета. Высшим органом власти в губернии стал губернский съезд Советов, исполнительные функции отводились губисполкому. Это было закреплено в июле 1918 года Конституцией РСФСР.

В 1924 году Петроград был переименован в Ленинград, а Петроградская губерния в Ленинградскую.

1 августа 1927 года постановлением Всероссийского Центрального исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР была образована Ленинградская область и введено трехступенчатое административное деление: округ, район, сельсовет.

С 1927 по 1936 год представительная власть в Ленинградской области осуществлялась Ленинградским областным Советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

В декабре 1939 года прошли первые выборы по новой Конституции СССР, в соответствии с которыми Ленинградский областной Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был переименован в Ленинградский областной Совет депутатов трудящихся.

Первая сессия Первого созыва Ленинградского областного Совета трудящихся открылась 20 января 1948 года. Ленинградский областной Совет депутатов трудящихся проработал 16 созывов до 24 июня 1977 года.

7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР. В соответствии с ней Ленинградский областной Совет депутатов трудящихся был переименован в Ленинградский областной Совет народных депутатов.

Политический кризис в сентябре 1993 года привел к ликвидации Советов как представительных органов государственной власти в России.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года, образовались новые законодательные органы в каждом субъекте Российской Федерации.

Созданное на основании основного закона страны Законодательное собрание Ленинградской области является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Ленинградской области и осуществляет свои полномочия на заседаниях, принимая нормативные правовые акты Ленинградской области. Компетенция Законодательного собрания Ленинградской области определена Уставом Ленинградской области. Порядок деятельности, правила и процедура работы областного парламента установлены Регламентом Законодательного собрания Ленинградской области.

Первые выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области состоялись 20 марта 1994 года.

В составе Законодательного собрания первого созыва было 25 депутатов, из них 24 мужчины и одна женщина. Среди них руководители исполнительной власти; руководители предприятий промышленности, транспорта, банков; директора предприятий агропромышленного комплекса; работники социальной сферы; руководители средств массовой информации. Все депутаты имели высшее образование и значительный опыт хозяйственной и политической деятельности. Средний возраст депутатов первого созыва - 45 лет.

Председателем Законодательного собрания Ленинградской области первого созыва 14 июня 1994 года был избран Василий Васильевич Иванов, а его заместителем 2 апреля 1996 года избрали Георгия Григорьевича Самсоненко.

Законодательное собрание Ленинградской области первого созыва работало в период формирования новой системы органов государственной власти и местного самоуправления, в условиях острого социально-экономического кризиса. Главную задачу собрание видело в издании законов, определяющих государственную, экономическую, социальную, общественную и культурную жизнь Ленинградской области.

В период работы первого созыва депутатами Законодательного собрания принят главный областной закон - Устав Ленинградской области.

Важным этапом в развитии Законодательного собрания Ленинградской области стало решение депутатов об увеличении состава Законодательного собрания до 50 человек. Это было необходимо для формирования более широкого представительства избирателей Ленинградской области и давало возможность осуществлять более плодотворную законотворческую деятельность.

14 декабря 1997 года в Ленинградской области в соответствии с областным законом «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области» состоялись выборы депутатов Законодательного собрания второго созыва по 50 избирательным округам.

В составе депутатов Законодательного собрания второго созыва было 50 человек, из них 49 мужчин и одна женщина. 96 % депутатов имели высшее образование, 8 человек - ученые степени, все имели значительный опыт хозяйственной и политической деятельности. Средний возраст депутатов второго созыва был уже немного выше - 48 лет.

На первом заседании депутатов второго созыва 13 января 1998 года Председателем Законодательного собрания был избран Виталий Николаевич Климов, его заместителями - Вадим Николаевич Морозов, Георгий Григорьевич Самсоненко и Сергей Юрьевич Семёнов. Впоследствии, 2 февраля 1999 года, Вадима Николаевича Морозова на посту заместителя председателя Законодательного собрания Ленинградской области сменил Юрий Михайлович Страхов.

16 декабря 2001 года прошли выборы депутатов Законодательного собрания третьего созыва.

Из 50 избранных парламентариев 30 были депутатами Законодательного собрания второго созыва. В третьем созыве изменилось соотношение мужчин и женщин в составе депутатского корпуса: в Законодательное собрание было избрано 47 мужчин и три женщины, а с октября 2003 года до конца созыва в областном парламенте работали уже четыре женщины-депутата.

Первое заседание третьего созыва состоялось 15 января 2002 г., в этот день депутаты утвердили структуру Законодательного собрания Ленинградской области и вновь избрали Председателем Законодательного собрания Виталия Николаевича Климова. Его заместителями стали Сергей Юрьевич Семёнов и Валентина Павловна Красильникова. 22 апреля 2003 года депутаты проголосовали за досрочное прекращение полномочий Председателя Законодательного собрания - Виталия Николаевича Климова. 20 мая 2003 года на пост Председателя Законодательного собрания Ленинградской области был избран Кирилл Валентинович Поляков. Его заместителями стали Сергей Юрьевич Семёнов и Андрей Витальевич Нелидов. В марте 2006 года Андрея Витальевича Нелидова на посту заместителя Председателя собрания сменил Павел Алексеевич Степанов.

Развитие политической системы России нашло свое отражение в структуре Законодательного собрания Ленинградской области. В апреле 2002 года областные законодатели утвердили новую редакцию Регламента собрания, в которой предусмотрели возможность образования фракций в составе представительного органа, а уже в июне 2002 года в Законодательном собрании Ленинградской области были созданы первые фракции. За прошедшие годы неоднократно изменялось распределение депутатов по фракциям, отличительной особенностью первого периода фракционного строительства в Законодательном собрании стало образование неполитических фракций. Однако уже в 2004 году последняя неполитическая фракция в Законодательном собрании объявила о самороспуске. В настоящее время в областном парламенте зарегистрированы 4 фракции: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, КПРФ и ЛДПР.

Выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области четвертого созыва, которые состоялись 11 марта 2007 года, впервые прошли по смешанной системе - 25 человек были избраны по партийным спискам, 25 - по одномандатным округам.

Из 50 избранников 15 человек - депутаты третьего созыва, 9 - депутаты-женщины, а с октября 2010 года до конца созыва в областном парламенте работали 10 женщин. Таким образом, представительство женщин с каждым депутатским созывом постепенно увеличивается. 49 из пятидесяти избранных депутатов имели высшее профессиональное образование.

21 марта 2007 года депутаты четвертого созыва провели первое парламентское заседание, на котором избрали Председателем Законодательного собрания Ивана Филипповича Хабарова. Его заместителями стали Герман Владимирович Мозговой и Сергей Михайлович Бебенин.

Количество депутатских комиссий в четвертом созыве осталось прежним - 13, однако распределение функций между комиссиями и их названия во многом претерпели изменения.

4 декабря 2011 года прошли выборы депутатов Законодательного собрания пятого созыва, вновь по смешанной системе.

Из 50 избранных парламентариев 26 были депутатами Законодательного собрания четвертого созыва. Среди них 43 мужчины и 7 женщин. 98% депутатов имеют высшее профессиональное образование, 14 человек - ученые степени. Средний возраст депутатов пятого созыва - 51,5 лет.

На первом парламентском заседании, состоявшемся 15 декабря 2011 года Председателем Законодательного собрания был избран Александр Петрович Худилайнен, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителем Законодательного собрания Ленинградской области стал Андрей Юрьевич Молчанов. 21 декабря в ходе третьего и четвертого заседаний заместителем Председателя Законодательного собрания избран Сергей Михайлович Бебенин, также утвержден персональный состав и председатели постоянных комиссий. 26 апреля 2012 года внесены изменения в структуру и схему организации деятельности областного парламента, в соответствии с которыми утверждена одна должность заместителя Председателя Законодательного собрания, а также введено дополнительно четыре должности вице-спикеров - председателей постоянных комиссий.

В июне 2012 года Александра Петровича Худилайнена, утвержденного главой Республики Карелия, на должности Председателя Заксобрания сменил Сергей Михайлович Бебенин. Также в период весенней сессии определены кандидатуры четырех вице-спикеров от каждой фракции, являющихся одновременно председателями постоянных комиссий, ими стали: Вадим Анатольевич Густов («ЕДИНАЯ РОССИЯ»), Николай Алексеевич Кузьмин (КПРФ), Галина Васильевна Куликова (СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ) и Юрий Иванович Олейник (ЛДПР). 19 сентября 2012 года на пост заместителя Председателя Законодательного собрания был избран Алексей Брониславович Белоус.

18 сентября 2016 года прошли выборы депутатов Законодательного собрания шестого созыва. Из 50 избранных парламентариев: 25 депутатов избрались по одномандатным округам, 25 - по партийным спискам. 23 - являлись депутатами Законодательного собрания пятого созыва. Среди них 40 мужчин и 10 женщин. Все депутаты имеют высшее профессиональное образование, 7 человек - ученые степени. Большинство депутатов имеют значительный опыт политической, общественной и хозяйственной деятельности: 6 депутатов являлись главами муниципальных образований и главами администраций муниципальных образований Ленинградской области; 3 человека являлись депутатами представительных органов муниципальных образований; 13 - являются руководителями предприятий, учреждений и некоммерческих организаций. Средний возраст депутатов пятого созыва - 51,9 лет.

На первом парламентском заседании, состоявшемся 28 сентября 2016 года Председателем Законодательного собрания вновь был избран Сергей Михайлович Бебенин. Заместителями Председателя областного парламента были избраны депутаты Николай Иванович Пустотин и Дмитрий Витальевич Пуляевский, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителем Законодательного собрания Ленинградской области стал Дмитрий Юрьевич Василенко. Депутаты внесли изменения в структуру и схему организации деятельности областного парламента шестого созыва, в соответствии с которыми утверждены две должности заместителя Председателя Законодательного собрания, в отличии от Законодательного собрания пятого созыва, где было пять заместителей. Были также перераспределены обязанности среди постоянных комиссий областного парламента, при этом количество их осталось прежним - 13.

В Законодательном собрании также действуют четыре депутатские фракции: Всероссийской политической партии «Единая Россия» (39 человек), политической партии «Либерально-демократическая партия России» (4 человека), политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (3 человека), политической партии «Справедливая Россия» (3 человека).

Депутатскому корпусу Законодательного собрания Ленинградской области удалось завершить работу по созданию правовых механизмов построения и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Блок законов по вопросам местного самоуправления, принятых Законодательным собранием, создал правовое поле для реформирования органов местного самоуправления в Ленинградской области, ведется активная работа по созданию Социального кодекса Ленинградской области.

Для более конструктивного и взвешенного подхода к решению проблем не только области в целом, но и каждого отдельного муниципального образования, областные законодатели активно взаимодействуют с местными представительными органами, вовлекая их в законотворческий процесс, оказывая консультативную помощь. По инициативе депутатского корпуса в 1998 году при Законодательном собрании создан Совет представительных органов муниципальных образований. Члены Совета принимают самое деятельное участие в разработке наиболее важных законопроектов, решении наиболее острых проблем в муниципальных образованиях. В целях оказания консультативной помощи и повышения правовой культуры органов местного самоуправления при Законодательном собрании проходят занятия «Муниципальной школы» с приглашением специалистов и обучением представителей муниципальных органов власти.

Одним из важных направлений деятельности Законодательного собрания стало создание законодательного поля в социально-экономической сфере, прежде всего установление четких правовых норм в бюджетных и налоговых отношениях. Тщательно прорабатывались и своевременно принимались законы об областном бюджете Ленинградской области на очередной год. Разработаны и утверждены законы, регламентирующие бюджетный процесс, инвестиционную деятельность, принципы управления и контроля за состоянием экономики области.

Законодательное собрание Ленинградской области является активным членом Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, в которую входят 11 субъектов Российской Федерации. Этот консультативно-совещательный орган создан в ноябре 1994 года на учредительной конференции по инициативе Вологодского областного Законодательного Собрания.  Стратегическая цель деятельности в ПАСЗР - выработка согласованных подходов к обеспечению прав и законных интересов граждан Северо-Запада России и решению вопросов, представляющих общий интерес для всех субъектов СЗФО. Традиционно на базе Законодательного собрания Ленинградской области.  осуществляет свою деятельность постоянный комитет по экономической политике и бюджетным вопросам Ассоциации, возглавляемый представителем Законодательного собрания Ленинградской области. В июне 2010 года решением Конференции Парламентской Ассоциации был создан постоянный комитет по вопросам агропромышленного комплекса, куратором которого также назначено Законодательное собрание Ленинградской области. 1 ноября 2012 года на Конференции в Сыктывкаре спикер областного парламента Сергей Михайлович Бебенин избран заместителем председателя ПАСЗР, а с ноября 2014 по ноябрь 2016 года С.М. Бебенин возглавлял Парламентскую Ассоциацию.

Кроме того, Председатель ЗакСа Ленобласти Сергей Бебенин руководит комиссией по вопросам экономической и промышленной политики Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.

Областные парламентарии уделяют большое внимание развитию международных и межрегиональных связей. Начиная с 1999 года Законодательное собрание Ленинградской области заключило более двух десятков соглашений о сотрудничестве с представительными органами субъектов Российской Федерации и зарубежными парламентами.

Одним из самых убедительных доказательств высокого авторитета Законодательного собрания в Ленинградской области стал тот факт, что многие депутаты избираются в собрание повторно, в том числе двое являются депутатами пяти созывов, девять парламентариев в третий раз избираются в областное Законодательное собрание. Законодательное собрание Ленинградской области является «кузницей кадров»: многие депутаты Законодательного собрания разных созывов впоследствии заняли высокие должности в федеральных органах исполнительной власти и исполнительных органах власти субъектов РФ, занимали пост Главного федерального инспектора по Ленинградской области, двое стали членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Прошедшие годы со всей очевидностью показали, что реальное становление законодательного (представительного) органа государственной власти Ленинградской области в условиях действия Конституции Российской Федерации 1993 года состоялось. Законодательное собрание Ленинградской области уже имеет свои демократические традиции, создана серьезная законодательная база, но еще многое предстоит сделать на благо Ленинградской области.