пятница, 22 сентября 2017
Тел./факс: (812) 274-85-39
191311, г. Санкт-Петербург,
Суворовский пр., 67.

Контрольно-счетная палата Ленинградской области

История Контрольно-счетной палаты Ленинградской области

Областной закон «О Контрольно-счетной палате Ленинградской области» был принят Законодательным собранием Ленинградской области  28 мая 1996 года и подписан Губернатором Ленинградской области А. Беляковым 23 июля 1996 года. Этот день установлен днем создания Контрольно-счетной палаты Ленинградской области.

Фактически Контрольно-счетная палата начала формироваться 23 сентября 1997 года, с момента утверждения депутата Законодательного собрания Владимира Александровича Семенова на должность председателя  палаты (кандидатуру утверждало Законодательное собрание Ленинградской области).

В ноябре 1997 года Законодательным собранием были назначены на должности заместитель председателя и два аудитора.

В декабре 1997 года Председателем Законодательного собрания Ленинградской области утвержден план проведения Контрольно-счетной палатой Ленинградской области контрольных мероприятий на 1998 год.

26 декабря 1997 года состоялось открытие Контрольно-счетной палаты, на котором присутствовал Губернатор В. Густов, депутаты Законодательного собрания, члены Правительства Ленинградской области.

19 января 1998 года приказом по Контрольно-счетной палате была создана Коллегия, состоящая из председателя, заместителя и аудиторов. Решением коллегии были утверждены временные типовые правила оформления итогов контрольных мероприятий и порядок принятия решений по их реализации, а также временный порядок работы Коллегии Контрольно-счетной палаты. 

 По мере накопления опыта работы и совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации, в областной закон «О Контрольно-счетной палате Ленинградской области» от 23 июля 1996 года № 19-оз вносились необходимые изменения и дополнения. Всего за период с 1997 по 2004 годы Законодательное собрание Ленинградской области  приняло пять областных законов «О внесении изменений в областной закон «О Контрольно-счетной палате Ленинградской области». Вступление в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации и принимаемые в государстве меры по укреплению бюджетной дисциплины, обеспечению целевого использования бюджетных средств, приведению регионального законодательства в соответствие с законодательством Российской Федерации потребовали существенного пересмотра места и роли Контрольно-счетной палаты Ленинградской области в региональном бюджетном процессе.

В связи с этим было принято решение о разработке новой редакции областного закона, регламентирующего деятельность Контрольно-счетной палаты Ленинградской области в новых условиях.

В 2004 году сотрудниками Контрольно-счетной палаты и депутатами Законодательного собрания Ленинградской области была проделана большая работа по приведению закона «О Контрольно-счетной палате Ленинградской области» в соответствие  реалиями и задачами нового времени. Завершением этого непростого процесса стало принятие Законодательным собранием Ленинградской области 1 февраля 2005 года новой редакции областного закона «О Контрольно-счетной палате Ленинградской области». Уже 9 февраля 2005 года данный закон был подписан Губернатором Ленинградской области В.П. Сердюковым. 

В 2003 году в структуре Контрольно-счетной палаты был образован юридический отдел, который занимается юридическим сопровождением проводимых контрольных и аналитических мероприятий и делает для Законодательного собрания заключения на проекты региональных законов и нормативных актов, касающихся бюджетно-финансовых отношений в Ленинградской области. Если в годовом отчете за 1997 год Контрольно-счетная палата только рекомендовала Законодательному собранию направлять законопроекты, касающиеся финансов области, на экспертизу специалистов КСП, то в 2008 году для Законодательного собрания было сделано более 100 заключений на законопроекты.

Грани взаимодействия

Руководство Контрольно-счетной палаты Ленинградской области  уже на начальном этапе своей деятельности понимало актуальность развития сотрудничества с коллегами из контрольно-счетных органов других регионов (прежде всего - северо-западной части России) и со Счетной палатой Российской Федерации.

Еще в 1998 году руководством палаты было подписано Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой РФ и Контрольно-счетной палатой Ленинградской области, согласно которому стороны обязались оказывать содействие в проверках использования как федеральных финансовых средств, так и областных, в повышении квалификации специалистов, проведении контрольных мероприятий, аналитической и экспертной работе и т.д.

В 1999 году 29 региональных контрольно-счетных палат провели совещание, на котором было принято решение образовать Ассоциацию региональных контрольно-счетных палат. Учитывая авторитет Контрольно-счетной палаты Ленинградской области, ее председатель, В.А.Семенов был избран Президентом Ассоциации.

В июле 2001 года Контрольно-счетная палата Ленинградской области выступила организатором проведения в Санкт-Петербурге конференции контрольно-счетных палат Российской Федерации, в которой принял участие Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашин, и где состоялось подписание соглашений о сотрудничестве между контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации.

Возросшие объемы совместного взаимодействия привели к образованию Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР) во главе с Председателем Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашиным, а в составе Счетной палаты Российской Федерации было создано Управление по взаимодействию с контрольно-счетными органами Российской Федерации, которое возглавил ответственный секретарь АКСОР Н.С.Столяров.

Были также образованы Президиум и Научно-методический совет Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.

В 2002 году Контрольно-счетную палату возглавил Андрей Валентинович Васильев, он являлся также членом Президиума АКСОР и возглавляет отделение Ассоциации в Северо-Западном федеральном округе.

С 2007 года главным контрольно-счетным органом Ленинградской области руководит Алексей Владимирович Ларькин - профессионал высокого уровня, обладающий большим опытом практической работы.

Бюджетный процесс в Ленинградской области  в последние годы осуществляется в условиях дальнейшего реформирования  государственного устройства и местного самоуправления в Российской Федерации, перераспределения государственных полномочий, изменений системы государственных социальных гарантий, системы межбюджетных отношений.

Серьезной проблемой на начальном этапе реформы являлось создание органов внешнего финансового контроля на местах и подготовка  работников финансовых органов для новых муниципальных образований. С 2005 года Контрольно-счетная палата Ленинградской области принимала активное участие в этой работе, осуществляла мониторинг создания контрольно-счетных органов в муниципальных районах Ленинградской области. На базе Контрольно-счетной палаты проводились совещания с руководителями муниципальных органов финансового контроля, обучающие семинары для их сотрудников по вопросам методики проверки и анализа бюджетного процесса в Ленинградской области. Одним из важных итогов этой работы стало создание в июне 2008 года Совета органов финансового контроля Ленинградской области, который возглавил председатель Контрольно-счетной палаты Ленинградской области Ларькин Алексей Владимирович. Вопросы взаимопомощи и сотрудничества контрольно-счетных органов всех уровней, создание цельной и стройной системы финансового контроля в Ленинградской области остаются приоритетными в работе Палаты.

Контрольно-счетная палата Ленинградской области оказывала и оказывает необходимую методическую и практическую помощь контрольно-счетным органам Северо-Западного федерального округа.

В июне 2010 года проведена сертификация Контрольно-счетной палаты Ленинградской области, по результатам которой комиссией Ассоциации было принято решение рекомендовать Президиуму Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации выдать Контрольно-счетной палате Ленинградской области Сертификат Ассоциации.

Международное сотрудничество

Контрольно-счетная палата Ленинградской области совместно со Счетной палатой Российской Федерации активно развив сотрудничество со странами, которые уже успели накопить достаточный опыт этой работы.

В 2004 году на базе Контрольно-счетной палаты Ленинградской области  состоялся Российско-Канадский семинар по вопросам внедрения аудита эффективности использования государственных средств, а в начале 2005 года специалисты КСП приняли участие в обучающей программе по методологии аудита эффективности, организованной Управлением Ге6нерального Аудитора и Парламентским центром Канады.

Уже в 2005 году в рамках Российско-Канадского проекта Контрольно-счетная палата Ленинградской области провела проверку эффективности  использования  государственных средств на оказание гражданам Ленинградской области бесплатной  медицинской помощи. Результаты этой работы были рассмотрены при участии и поддержке специалистов Управления Главного Аудитора Канады,  заслушаны  в Правительстве Ленинградской области, в Счетной палате Российской Федерации, в Совете Федерации Федерального Собрания и приняты Законодательным собранием Ленинградской области.

По результатам этой работы было принято решение продолжать внедрение аудита эффективности в деятельность региональных контрольно-счетных органов. Сотрудники Контрольно-счетной палаты Ленинградской области и депутаты Законодательного собрания Ленинградской области изучали опыт проведения аудита эффективности использования  государственных средств на финансирование дорожной отрасли и сельского хозяйства в Финляндии, Великобритании, Канаде и странах Прибалтики.

Работа Контрольно-счетной палаты Ленинградской области в этом направлении получила высокую оценку Счетной палаты Российской Федерации, повысился имидж палаты в международном сообществе контрольно-счетных органов.

В марте 2008 года Контрольно-счетная палата Ленинградской области стала полноправным членом Европейской организации региональных контрольных органов (ЕВРОРАИ), что означает начало нового этапа активного сотрудничества с контрольными органами большинства европейских стран и расширение международных связей.