пятница, 22 сентября 2017
Тел./факс: (812) 274-85-39
191311, г. Санкт-Петербург,
Суворовский пр., 67.

Контрольно-счетная палата Ленинградской области

О КСП ЛО

Структура и штатное расписание

Структура палаты на протяжении ее истории менялась, оптимизировалась в соответствии с решаемыми задачами.

В 2003 году в структуре Контрольно-счетной палаты был образован юридический отдел, который занимается юридическим сопровождением проводимых контрольных и аналитических мероприятий и готовит для Законодательного собрания заключения на проекты региональных законов и нормативных актов, касающихся бюджетно-финансовых отношений в Ленинградской области.

Ныне действующая структура Контрольно-счетной палаты Ленинградской области состоит из:

- председателя палаты

- заместителя председателя

- помощника председателя

- инспекции

- аппарата, включая юридический отдел

Функциональное  закрепление сотрудников инспекции за 4 аудиторами производится ежегодно издаваемым приказом председателя Контрольно-счетной палаты.

Наименования и характеристика аудиторских направлений

В настоящее время в Контрольно-счетной палате Ленинградской области  сформировано и действует 4 аудиторских направления, а именно:

- одно сводное по контролю за формированием и исполнением бюджета  Ленинградской области (готовит сводные документы по результатам анализа и проверки проекта областного бюджета, квартальных и годовых отчетов о его исполнении, отчет о работе палаты за год)

и три отраслевых направления по контролю за целевым использованием средств областного бюджета:

-  на социально-культурную сферу

- на государственное управление, правоохранительную деятельность, охрану окружающей среды, сельское хозяйство

- на промышленность, связь и жилищно-коммунальное хозяйство

Таким образом, контролем охватывается все разделы областного бюджета, все главные администраторы и главные распорядители бюджетных средств.

Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность

За период 2007-2009 годы сотрудники Контрольно-счетной палаты   Ленинградской области провели 115 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которыми был охвачен 631 объект проверки, в том числе 1 аудит эффективности использования средств федерального бюджета и бюджета Ленинградской области, выделенных на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» Ленинградской области в 2006 - 2007 годах совместно со Счетной палатой Российской Федерации.

Две проверки были проведены в рамках взаимодействия и координации  планов контрольной работы с Комитетом финансов Ленинградской области.

Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 2 миллиарда 166 миллионов рублей. Из них нецелевое использование бюджетных средств составило 137 миллионов рублей или 6% об общей суммы выявленных нарушений. А вот неэффективное использование бюджетных средств достигло 1 миллиарда 453 миллионов рублей или 67% от суммы  всех выявленных нарушений.

Эти результаты показывают, что прямые нарушения бюджетного законодательства постепенно отходят на второй план, а наибольшую актуальность приобретают вопросы  не только освоения  бюджетного финансирования в соответствии с утвержденным бюджетом, но достижения максимального конечного эффекта, реализации с помощью бюджета основных целей бюджетной политики и социально-экономического развития региона в интересах его населения.

Необходимо также отметить, что в отношении значительной части выявленных нарушений и их последствий действующее законодательство не предусматривает восстановление использованных средств в соответствующие бюджеты.

За период 2007-2009 годов специалисты палаты подготовили 36 аналитических записок по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, 255 экспертных заключений, из них 250 - по проектам областных законов. Это не только объемная, но и весьма важная и ответственная часть нашей работы, поскольку  тем самым палата обеспечивает возможность депутатам Законодательного собрания принимать взвешенные, обоснованные решения по важнейшим вопросам формирования и исполнения областного бюджета, социально-экономической политики и отслеживать полноту, качество и последствия реализации принятых решений.

С целью принятия мер по устранению выявленных нарушений палатой было направлено 15 представлений и предписаний, из которых по состоянию на 1 января 2010 года по 7 представлениям приняты надлежащие меры к устранению и недопущению нарушений впредь.               

Кроме того, органами исполнительной власти реализовано 28 предложений Контрольно-счетной палаты Ленинградской области  по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

19 материалов по результатам контрольных мероприятий было направлено  в органы прокуратуры и в иные правоохранительные органы для дальнейшей проверки и по 4 из них уже возбуждены уголовные дела.

При выявлении нарушений Контрольно-счетная палата Ленинградской области давала рекомендации не только об  их устранении в отдельной организации, являющейся объектом проверки, но и о принятии мер по предотвращению таких нарушений в дальнейшем в соответствующей отрасли в целом.

Методическое обеспечение

Контрольно-счетная палата Ленинградской области  при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий использует методические рекомендации Счетной палаты Российской Федерации, Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, материалы коллег из ряда региональных контрольно-счетных органов.

Для проведения аудитов эффективности в отраслях здравоохранения, дорожной отрасли, сельского хозяйства были подготовлены соответствующие методики совместно со Счетной палатой Российской Федерации, с участием ряда региональных контрольно-счетных палат -  участников данных аудитов, а также с использованием опыта зарубежных органов парламентского контроля.

В 2008 году в Контрольно-счетной палате Ленинградской области были подготовлены Методические рекомендации по вопросам внешней проверки бюджетной отчетности  главных администраторов средств областного бюджета.

Взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, иными контрольными и правоохранительными органами

Представители Контрольно-счетной палатой Ленинградской области регулярно участвуют в работе депутатских постоянных комиссий и заседаниях Законодательного собрания Ленинградской области при рассмотрении отчетов о проведенных палатой контрольных мероприятиях и заключений палаты на проекты областных законов.

Председатель Контрольно-счетной палатой регулярно участвует в заседаниях Правительства Ленинградской области, входит в состав рабочей группы по формированию проекта бюджета на очередной период.

Налажено конструктивное рабочее взаимодействие с Губернатором Ленинградской области. С отраслевыми комитетами отлажена процедура рассмотрения результатов контрольных мероприятий.

С целью координации деятельности с правоохранительными органами Контрольно-счетной палатой Ленинградской области были заключены Соглашения о порядке взаимодействия с Прокуратурой Ленинградской области и с Главным управлением внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской областью.

В рамках указанных соглашений Контрольно-счетная палата Ленинградской области информирует указанные органы о планах проведения контрольных мероприятий, направляет в адрес данных органов материалы проверки в случае выявления в ходе контрольных мероприятий нарушений действующего законодательства.

Мониторинг и организация Совета органов финансового контроля  Ленинградской области

Одним из важнейших направлений деятельности Контрольно-счетной палаты Ленинградской области стало создание контрольно-счетных органов в муниципальных районах Ленинградской области. Эту работу палата проводит с 2005 года.

В июне 2008 года усилиями Контрольно-счетной палаты Ленинградской области, Совета муниципальных образований Ленинградской области, контрольно-ревизионных органов ряда муниципальных районов был создан Совет органов  финансового контроля Ленинградской области с целью решения актуальных вопросов организации и проведения внешнего финансового контроля, оказания методической и консультационной помощи контрольно-счетным органам муниципальных образований.

За  время работы Совета  было  проведено  шесть заседаний, на которых обсуждались:

- вопросы действующего законодательства (в частности вопросы применения федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля»; О Постановлении Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года в части проведения внешней проверки; об изменениях, внесенных в федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»);

- проблемы государственного  и муниципального контроля, в том числе задачи государственного  и муниципального контроля в кризисный период;

- обсуждались методики проведения внешних проверок, методики анализа проектов муниципальных бюджетов, а также проводится активный обмен опытом.

Один из итогов этой работы - совместная разработка Совета муниципальных образований, Совета органов финансового контроля и КСП ЛО  методических рекомендаций по организации и осуществлению  финансового контроля деятельности органов местного самоуправления городских и сельских поселений.

Одним из важнейших направлений работы Совета является  работа с муниципальными образованиями  по созданию органов внешнего финансового контроля. Совет органов финансового контроля  совместно с Советом муниципальных образований проводили определенную  работу  с муниципальными образованиями в этом направлении. Достигнуты определенные  положительные изменения. К настоящему времени уже в 101 из 222 муниципальных образований созданы органы финансового контроля и работа в этом направлении будет продолжаться. Из муниципальный районов только один (Приозерский)   не имеет своего органа внешнего финансового контроля.

Еще один важный вопрос  -  подготовки и обучения кадров для работы в контрольных органах. Контрольно-счетной палатой Ленинградской области были проведены  переговоры по организации обучения с учебно- методическим центром Государственного университета и Санкт- Петербургской Академией управления и экономики. Однако после того, как выяснилось, что большинство МО не имеет возможности оплачивать обучение своих сотрудников,  было принято решение организовать обучение на базе Контрольно-счетной палаты Ленинградской области. На 2009 год был утвержден учебно-тематический план повышения квалификации по теме: «Финансовый контроль деятельности органов государственной и муниципальной власти», куда вошли темы занятий рассчитанные на различный базовый уровень подготовки специалистов. В 2009 году  было проведено два учебных семинара, в 2010 году - один, на которых выступали  сотрудники Контрольно-счетной палаты Ленинградской области  и  специалисты, приглашенные из других организаций, в том числе учебных.

В феврале 2010 года состоялось очередное собрание Совета органов финансового контроля, на котором была заслушана информация о работе Совета в 2009 году, утвержден новый состав Президиума Совета, а также  план работы Совета на 2010 год.

Одной из самых актуальных задач является придание муниципальным контрольно-счетным органам статуса юридического лица, что позволит им, в том числе, стать полноправными членами Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Международная деятельность

Контрольно-счетная палата Ленинградской области совместно со Счетной палатой Российской Федерации стала  активным участником международного сотрудничества органов государственного финансового контроля.

Это позволило сотрудникам палаты непосредственно на месте познакомиться с опытом работы ряда стран, имеющих богатый и давний опыт этой работы.

Сотрудники Контрольно-счетной палаты Ленинградской области изучали опыт проведения аудита эффективности использования  государственных средств на финансирование дорожной отрасли и сельского хозяйства в Финляндии, Великобритании, Канаде и странах Балтии.

В 2004 году на базе Контрольно-счетной палаты Ленинградской области  состоялся Российско-Канадский семинар по вопросам внедрения аудита эффективности использования государственных средств.

Полученные знания и опыт были творчески осмысленны и адаптированы к отечественной специфике.

В итоге Контрольно-счетная палата Ленинградской области в числе первых в России провела аудиты эффективности использования  государственных средств в Ленинградской области:

- на оказание гражданам бесплатной  медицинской помощи.

- на финансирование дорожной отрасли

- на оказание государственной поддержки агропромышленному комплексу.

Результаты этой работы были рассмотрены при участии и поддержке специалистов Управления Главного Аудитора Канады, рассмотрены и получили достойную оценку как в Правительстве и Законодательном собрании Ленинградской области, так и на федеральном уровне, включая Счетную палату Российской Федерации,  Совет Федерации Федерального Собрания

В марте 2008 года Контрольно-счетная палата Ленинградской области стала полноправным членом Европейской организации региональных контрольных органов (ЕВРОРАИ), что означает начало нового этапа активного сотрудничества с контрольными органами большинства европейских стран и расширение международных связей.

В 2009 году состоялся официальный визит в Контрольно-счетную палату президента ЕВРОРАИ, руководителя финансовой инспекции кантона Вале (Швейцария) Кристиана Мелли. Состоялось детальное знакомство с деятельностью палаты. В ходе встречи господин Мелли высказал глубокое удовлетворение в связи со вступлением палаты в ЕВРОРАИ и дал высокую оценку как активному участию палаты в работе ЕВРОРАИ, так и качеству работы Контрольно-счетной палаты Ленинградской области в целом.

В настоящее время Контрольно-счетная палата Ленинградской области завершает ау­дит эффективности использования ме­дицинского оборудо­вания, закуплен­ного для государствен­ных и муници­пальных учреждений здравоохранения Ленинградской об­ласти в целях реали­зации приоритет­ного национального проекта «Здоро­вье» в 2006-2009 годах и текущем пе­риоде 2010 года (совместно со Счетной палатой Российской Феде­рации и Счетной палатой Республики Татарстан).

Повышение профессионального уровня сотрудников

Практически все сотрудники Контрольно-счетной палаты Ленинградской области имеют профильное высшее образование по специальностям экономического, финансового и юридического профиля, а  большинство из них также, самое главное, опыт практической работы в различных отраслях экономики и на государственной службе, который успешно применяют в работе.

Одиннадцать сотрудников палаты имеют второе высшее образование, а три сотрудника в настоящее время его получают.

Однако динамика жизни, постоянно модернизирующееся законодательство, меняющаяся и непростая ситуация в экономике и финансах требуют постоянно повышать профессиональный уровень.

Поэтому только за последние три года половина сотрудников палаты (17 из 35) прошла различные курсы повышения квалификации в Москве и Санкт-Петербурге.

ГИАС

Контрольно-счетная палата Ленинградской области оснащена современными программно-техническими средствами, позволяющими нашим специалистам  решать задачи  на должном техническом уровне как на своих рабочих местах, так и на выезде в проверяемые учреждения и организации.

С июня 2005 года Контрольно-счетная палата Ленинградской области входит в состав пилотной зоны Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Эта система призвана создать единое информационное пространство в интересах обеспечения  деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации.

В рамках реализации данного проекта  в нашей палате  было установлено необходимое оборудование, включая три сервера для размещения баз данных.

Проведены работы  по созданию выделенного канала связи между Контрольно-счетной палатой Ленинградской области московским межрегиональным центром обработки данных.

Текущие задачи, перспективы развития

За годы работы Контрольно-счетная палата стала полноправным участником бюджетного процесса в Ленинградской области.

По определению Контрольно-счетный орган выступает в определенной степени оппонентом исполнительной власти, критично оценивая формирование и исполнение областного бюджета, эффективность и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями и получателями.

Однако благодаря тому, что оценки палаты носят профессиональный и объективный характер, они находят понимание и адекватную реакцию Законодательного собрания, Губернатора и Правительства Ленинградской области. Руководители комитета финансов и отраслевых комитетов имеют возможность изложить и обсудить свою позицию по любым вопросам, отраженным в материалах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

По фактам выявленных нарушений и недостатков, как правило, принимаются своевременные меры по их устранению и недопущению впредь.

Таким образом, сложилась   система конструктивного делового партнерского взаимодействия со всеми участниками бюджетного процесса  в интересах Ленинградской области.

Коллектив палаты будет и впредь надежным помощником Законодательного собрания и достойным деловым партнером администрации Ленинградской области.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах подчеркивается, что задачи государственного и муниципального контроля должны состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении.

А на встрече с руководством Счётной палаты РФ Президент Российской Федерации в этом году Президент Дмитрий Медведев отметил необходимость применения современных методов осуществления аудита, новых технологических решений, а также четко разграничить полномочия и ответственность органов государственного и муниципального контроля.

Реализации этой задачи в Ленинградской области должно способствовать дальнейшее развитие системы муниципального финансового контроля, а также работа Совета органов финансового контроля Ленинградской области.

Контрольно-счетная палата Ленинградской области одной из первых в Российской Федерации провела серию отраслевых аудитов эффективности государственных расходов и намерена и впредь уделять особое внимание вопросам эффективности, целесообразности, рациональности расходов областного бюджета, осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств и подведомственными им учреждениями,  достижения целей бюджетной политики Ленинградской области,  поддерживать и развивать высокий конструктивный уровень делового взаимодействия со всеми участниками бюджетного процесса  в интересах Ленинградской области.

В докладе Председателя счетной палаты Российской Федерации, Председателя Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации С.В.Степашина на XV Конференции Ассоциации 24 марта 2010 года отмечено, что сегодня уже не ставится под сомнение, что независимый внешний финансовый контроль должен быть неотъемлемой частью антикризисных действий.

Дмитрий Анатольевич Медведев в январе текущего года на встрече с руководством Счетной палаты еще раз акцентировал внимание на важности данного вида контроля.

На решение этих задач и будет направлена дальнейшая деятельность Контрольно-счетной палаты Ленинградской области на ближайшую перспективу.