среда, 26 апреля 2017
Тел./факс: (812) 274-85-39
191311, г. Санкт-Петербург,
Суворовский пр., 67.

Местное самоуправление в Ленинградской области

Итоги и перспективы

В Ленинградской области сложилась своя система местного самоуправления, учитывающая особенности территории - удаленность от центра, разбросанность малочисленных поселений на огромной площади области.

Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»  и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 136-ФЗ) внес серьезные изменения в основной закон о местном самоуправлении - Федеральный  закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее - Федеральный закон №131-ФЗ): разграничил вопросы местного значения для разных видов муниципальных образований, фактически увязав объем полномочий с объемом материально-технического обеспечения муниципальных образований, внес ряд изменений в территориальную организацию местного самоуправления, расширил полномочия субъектов Российской Федерации по определению пределов компетенции муниципальных образований и способов формирования органов местного самоуправления.

Теперь субъекты Российской Федерации своими законами могут перераспределять полномочия из числа установленных федеральными законами по решению вопросов местного значения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что является одной из актуальных и фундаментальных правовых новелл Федерального закона № 136-ФЗ.

В целях оперативной реализации норм, закрепленных в Федеральном законе № 136-ФЗ, с учетом собственных потребностей и внутренней логики развития региона на территории Ленинградской области приняты следующие областные законы в части особенности регулирования вопросов местного значения:

1. Областной закон Ленинградской области от 11.02.2015 № 1-оз «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области». Закон принят в соответствии с частью 2 статьи 6, частью 3 статьи 34, частью 4 статьи 35 и частью 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях установления порядка формирования, срока полномочий, а также определения иных вопросов организации органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области.

2. Областной закон от 10.07.2014 № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» (с изменениями, внесенными областными законами от 25.12.2014 № 103-оз, от 19.10.2015 № 99-оз). Законом установлено, что за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений), 22, 23, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

3. Областной закон от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» (с изменениями, внесенными областными законами от 13.04.2015 № 32-оз, 16.06.2015 № 54-оз, от 29.12.2015 № 152-оз). Законом  предусматривает перераспределение полномочий в сфере градостроительства между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 4. Областной закон от 22.12.2015 № 137-оз «О перераспределении между органами местного  самоуправления Ленинградской области и органами государственной власти Ленинградской области отдельных полномочий в области земельных отношений». В соответствии с законом к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области в области земельных отношений относятся полномочия органов местного самоуправления поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, так как в настоящее время  органы местного самоуправления поселений не имеют возможности эффективного и качественного осуществления указанных полномочий  по причине отсутствия надлежащего материально-технического и кадрового обеспечения.

5. Областной закон от 28.12.2015 № 141-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области». В соответствии с законом   органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области наделяются полномочиями, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений соответствующего муниципального района, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки таких поселений. Причина передачи указанных полномочий на уровень районов также связана с тем, что большая часть доходов от распоряжения расположенных на территории сельских поселений земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поступают в бюджеты муниципальных районов.

6. Областной закон от 29.12.2015 № 153-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения  между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области». Закон принят в целях перераспределения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения (за исключением полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений) между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских и сельских поселений Ленинградской области, обладающими организационной и оперативной готовностью к перераспределению таких полномочий. К ним относятся поселения  Волховского, Тихвинского, Бокситогорского Лодейнопольского, и Подпорожского муниципальных районов Ленинградской области.

С 2012 года на территории  Ленинградской области идет реформирование территориальной организации местного самоуправления и оптимизация структуры органов местного самоуправления. Работа ведется по трем основным направлениям: объединение поселений, объединение администраций муниципальных районов и административных центров, развитие института старост и иных форм местного самоуправления.

1)    Объединение поселений

Начиная с середины 2012 года, по инициативе жителей Ленинградской области и представителей органов местного самоуправления поселений в области проводится планомерная работа по реформированию муниципальных образований.

Основным принципом, лежащим в основе объединения поселений, является объединение больших поселений с малыми, сильных поселений со слабыми. Укрупнение муниципальных образований за счет объединения поселений объясняется необходимостью корректировать произошедшие за последнее время в области изменения социально-экономического характера - неравномерность в развитии территорий, малонаселенность и дотационность некоторых из них, изменения в системе размещения производства.

Основным аргументом в пользу объединения выступает принцип рациональности. В процессе объединения важен не количественный показатель, а обоснованность изменений и, в итоге, улучшение качества жизни людей в области.

На сегодняшний день в Ленинградской области объединены 10 городских и сельских поселений - Светогорское и Лесогорское городские поселения Выборгского района (2009 г.), Колтушское и Разметелевское сельские поселения Всеволожского района (2013 г.), а также Анисимовское и Самойловское, Заборьевское и Подборовское сельские поселения Бокситогорского района, Приморское городское и Глебычевское сельское поселения Выборгского района (2014 г.).

В результате количество муниципальных образований области сократилось с 222 до 217. Из них: 17 муниципальных районов, 1 городской округ, 199 поселений (из них 62 городское и 137 сельских).

Объединение поселений осуществлялось на основании следующих областных законов:

областной закон от 03.06.2009 № 50-оз «О преобразовании муниципальных образований «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и «Лесогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области»;

областной закон от 06.06.2013 № 32-оз (с изменениями от 04.08.2015) «Об объединении муниципальных образований «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области»;

областной закон от 08.05.2014 № 22-оз «Об объединении муниципальных образований Анисимовское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Самойловское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы»;

областной закон от 02.06.2014 № 27-оз (с изменениями от 04.08.2015) «Об объединении муниципальных образований Заборьевское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Подборовское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы»;

областной закон от 08.05.2014 № 23-оз (с изменениями от 04.08.2015) «Об объединении муниципальных образований «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и «Глебычевское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы".

2) Объединение администраций муниципальных районов и административных центров

Законодательное собрание Ленинградской области явилось инициатором изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ, которые позволяют сегодня создать общую местную администрацию муниципального района и городского поселения, являющегося административным центром муниципального района, при этом сохранив представительные органы района и городского поселения.

Предлагаемые изменения позволили исключить возможность формирования в поселениях, на территориях которых находятся административные центры муниципальных районов двух, осуществляющих различные полномочия, местных администраций, а также избежать противостояния местных администраций поселений, на территории которых находятся административные центры муниципальных районов, и администраций муниципальных районов, находящихся как территориально, так и организационно в одном населенном пункте.

Существенно уменьшатся затраты на финансирование управленческого персонала, на содержание и обслуживание административных зданий и помещений, а также уменьшится уровень неопределенности у жителей районных центров по вопросу, в какую из двух администраций обращаться для решения тех или иных проблем.

В 2014 году Законодательным собранием Ленинградской области была образована временная рабочая группа по разработке проекта типовой структуры объединенной администрации, созданной на территории Ленинградской области в результате объединения администрации муниципального района и администрации города, являющегося административным центром муниципального района.

Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 24 июня 2014 года № 739 проект примерной структуры был одобрен и может быть использован в дальнейшей работе органами местного самоуправления Ленинградской области.

На сегодняшний день на территории Ленинградской области объединены администрации 14 районов и районных центров. Полномочия администраций городских поселений были переданы администрациям муниципальных районов на основании соглашений и вступили в силу после выборов 2014 года по истечении срока полномочий советов депутатов.  Администрации еще в двух районах - Всеволожского и Кировского - находятся в процессе объединения и будут существовать раздельно до истечения срока полномочий советов депутатов действующего созыва. Кроме того, в объединении администраций не участвуют Сосновоборский городской округ и Ломоносовский район, у которого нет районного центра.

3) Развитие института старост и иных форм местного самоуправления

Статья 33 Федерального закона № 131-ФЗ  обязывает государственные органы власти развивать иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Одной из таких форм самоуправления  стал институт старост.

Областным законом от 14.12.2012  № 95-оз «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления» (далее - областной  закон № 95-оз) созданы условия для развития на части территорий муниципальных образований, не являющихся административными центрами, иных форм местного самоуправления, а именно: введены институты старост и общественных советов, возглавляемых старостами.

С принятием данного закона инициативы граждан в вопросах местного значения получили реальную финансовую поддержку в виде субсидий из областного бюджета. Такая  поддержка распространяется только на сельские населенные пункты.

Опыт Ленинградской области по реализации закона получил высокую оценку Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. 4 марта 2014 года в Кремле на встрече Главы государства с Губернатором Ленинградской области Александром Юрьевичем Дрозденко Президент поручил руководителям органов исполнительной  и законодательной власти субъектов Российской Федерации распространить опыт Ленинградской области по реализации проекта, направленного на вовлечение жителей сельской местности в систему местного самоуправления и возрождение института старост во всех регионах России.

В итоге за три года инициатива по развитию института старост показала себя жизнеспособной и довольно успешной. В настоящее время в регионе активно работают более 1660 старост. В 2013 году работало 1510, в 2014 году - 1583, т.е. увеличение наблюдается на 10 %. Наибольшее количество старост в Гатчинском районе - 189, Лужском - 166, в Волосовском - 152, Кингисеппском - 140, Сланцевском - 129. Все они действуют на основании положений, принятых решениями советов депутатов муниципальных районов.

В первый 2013 год реализации закона 144 поселения  получили субсидии на общую сумму 60 миллионов 378 тысяч рублей и реализовали 86% выделенных средств. Более 10 тысяч жителей приняло участие в собраниях граждан, реализовано более тысячи предложенных  мероприятий. В 2014 году было принято решение об увеличении средств на поддержку старост в 2 раза. В результате в реализации закона приняли участие уже 166 поселений.    Перечисленные   субсидии   на   сумму  139  миллионов 203 тысяч рублей были реализованы на 97%. В 2015 году охват поселений увеличился, это уже  все 174 поселения,  имеющие право на получение субсидии из 199 существующих. В 2015 году средства субсидий увеличены до 209 млн. 720 тыс. рублей,  в 2016 году (в 2017 и 2018 гг.) планируется выделение  210 млн. рублей ежегодно.

Выделенные деньги были потрачены на мероприятия по многим направлениям, наиболее востребованными из которых оказались ремонт грунтовых дорог,  благоустройство населенных пунктов,  обеспечение пожарной безопасности, организация сбора и вывоза бытовых отходов, ремонт систем водоснабжения, ремонт уличного освещения.

Учитывая, что областной закон № 95-оз распространяет свое действие только на части территорий муниципальных образований, не являющихся административными центрами,  был принят областной закон  от 12.05.2015 № 42-оз «О содействии развитию иных форм местного самоуправления на части территорий населенных пунктов Ленинградской области, являющихся административными центрами поселений», который позволил создать условия, способствующие развитию иных форм местного самоуправления на части территорий муниципальных образований, являющихся административными центрами (общественных советов).

Это закон о мерах государственной поддержки общественных советов в административных центрах поселений, поскольку в административных центрах проживает 80%  населения области. Законом предусматривается создание общественных советов из представителей населения. В Ленинградской области всего 199 административных центров. Приблизительное минимальное  количество общественных советов, которые могут  быть сформированы, - 500 - 600 единиц.

На 2016, 2017 и 2018 гг. в областном бюджете запланировано финансирование общественных советов по 250 млн. рублей ежегодно.