пятница, 22 сентября 2017
Тел./факс: (812) 274-85-39
191311, г. Санкт-Петербург,
Суворовский пр., 67.

Консультативный совет предпринимателей

Доклад заместителя руководителя УФНС России по Ленинградской области М.В. Коваленко на заседании Консультативного совета предпринимателей при Законодательном собрании Ленинградской области 29 мая 2017 года

 

Новый порядок применения контрольно-кассовой техники
(онлайн-касс)

г. Санкт-Петербург 29.05.2017

(Правительство ЛО)

заместитель руководителя УФНС России по Ленинградской области М.В. Коваленко

 

Добрый день, уважаемые участники совещания!

 

Позвольте представить вашему вниманию доклад на тему «Обеспечение плавного перехода на новый порядок применения ККТ (онлайн-касс)».

Вначале немного предыстории.

Для апробирования технологии нового порядка применения ККТ был проведен эксперимент в соответствии с  ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 14.07.2014 №657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента ...».  

Целью эксперимента являлось определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ.

Эксперимент проводился в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент позволил получить обратную связь от участников: и бизнеса и региональных властей, и тем самым исключить ошибки при проектировании системы в дальнейшем.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года и был признан успешным.

 

Начиная с 2016 года налоговые органы проводили разъяснительную работу с налогоплательщиками по вопросам перехода на новый порядок применения ККТ. Был создан оперативный штаб в Управлении ФНС России по Ленинградской области, куда вошли представители и Управления, и налоговых инспекций, курирующие данную работу.

 Во всех инспекциях есть информационные стойки, где размещена вся необходимая информация дл налогоплательщиков, разработаны и доведены до налогоплательщиков брошюры по переходу на новый порядок.

В течение 2016-2017 годов проведено 158 семинаров, постоянно размещалась информация в местных средствах массовой информации, прошел видеосюжет на Областном Ленинградском телевидении. Всем налогоплательщикам разосланы посредством ТКС информационные материалы.

В декабре 2016 года в рамках общественного совета, созданного при Управлении ФНС России по Ленинградской области, в городе Кириши был проведен семинар с налогоплательщиками малого и среднего бизнеса, на котором  были освещены вопросы перехода на новый порядок применения ККТ.

В январе 2017 года состоялось аналогичное  совещание с руководителями финансово-экономических служб сельско-хозяйственных организаций, крестьянских хозяйств.

Начиная с апреля 2017 года, созданы открытые классы в каждой налоговой инспекции, в которых уже проведено 48 занятий.

При возникновении  любых вопросов, в том числе связанных с информацией по производителям ККТ, можно обратиться в инспекцию.

 

Каковы итоги сегодня.

В апреле текущего года состоялась Всероссийская конференция «Онлайн кассы - новые возможности ритейла», на которой были подведены предварительные итоги внедрения новых кассовых аппаратов.

Было отмечено, что удалось за короткий срок реализовать непростые, масштабные и взаимосвязанные проекты.                                    Так, тотальный переход на ККТ позволит:

- Кардинально изменить подход к решению проблемы сокращения отчетности и проверок малого бизнеса. 

По существу можно рассматривать возможность отказа от бухгалтерской и налоговой отчетности для предприятий в части бизнеса, который администрируется через ККТ, без ущерба для бюджета.

То же самое касается проверок. Проект ККТ позволит своевременно получать максимально полную и объективную информацию о показателях сферы потребления. Эти данные имеют большое значение для прогнозирования и принятия своевременных экономических решений. Можно будет мониторить цены на социально-значимые товары, лекарственные препараты и другие виды товаров.

На сегодняшний день уже более 38 процентов действующего парка ККТ переведено на новую технологию, это более 440 тыс. касс. В Ленобласти данный процент выше и составляет 40,4% или 7651 касс. По рейтингу регионов по этому показателю Ленинградская область находится в первой десятке.

Рынок компаний, обеспечивающих новую технологию уже достаточно конкурентен. На нем представлены 10 операторов фискальных данных, 3 производителя фискальных накопителей и 27 производителей касс, в реестры включены 78 моделей касс и 4 модели ФН.

 

 

Итак, теперь перейдем непосредственно к закону.

 

С 15 июля 2016 года вступил в силу ФЗ от 03.07.2016 №290-ФЗ, который внес существенные изменения в 54 закон в части требований к ККТ, ее регистрации и применению.

Еще раз напомню, что переход к новому порядку носит поэтапный порядок.

На сл. №2 отражены переходные положения старого порядка применения ККТ на новый.

С 15 июля 2016 год была предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 - регистрация ККТ осуществляется только по новому порядку, а с  01 июля 2017 старый порядок прекратит свое существование. При этом у  организаций сферы услуг, лиц, применяющих патент и ЕНВД, т.е. для малого  бизнеса, который не обязан был применять ККТ, есть еще год для перехода на новый порядок, с 01 июля 2018 года.

Таким образом, в настоящее время №54-ФЗ действует в двух редакциях.

 

 

 

Каковы основные отличия нового и старого порядков (слайд №3).

 

 

В основе нового порядка - электронный чек.

Обратите внимание, что всегда, когда применяется касса - формируется электронный чек. Неважно, направлен он покупателю или нет (например, покупатель при покупке через интернет магазин не оставил адрес электронной почты или номер телефона), равно как неважно, направлен чек в налоговый орган или нет (в автономном режиме).

Также обратите внимание на момент выдачи чека покупателю. Алгоритм следующий: по умолчанию чек печатается, но если покупатель предоставил адрес электронной почты или номер телефона, то чек ещё и направляется покупателю в электронной форме.

Необходимо отметить, что 290 Законом  установлены новые требования, которые будут предъявляться как к кассовым чекам, так и к БСО. Определены обязательные реквизиты, которые должны будут содержаться в указанных документах.

Так, ККТ нового образца должна обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) двухмерного штрихового кода QR-код, содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или бланка строгой отчетности в отдельной выделенной области кассового чека или бланка строгой отчетности (дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа).

QR-код считывается с использованием разработанного ФНС России бесплатного мобильного приложения ПО «Проверка чеков», установленного на устройствах связи (например, в мобильных телефонах), поддерживающих данное приложение (iPone, Android). В связи с этим, проверку кассового чека могут осуществить не только налоговые органы, но и покупатели.

 

Как работает «система» нового порядка Слайд №4.

 

Как мы видим на схеме, в информационном обмене данными участвуют:

  • 1. пользователь ККТ (продавец), непосредственно применяющий ККТ,
  • 2. оператор фискальных данных
  • 3. и ФНС России.

Пользователь ККТ обязан передать данные чека ККТ с фискальным признаком оператору фискальных данных. Фискальный признак - это информация, предназначенная для проверки фискальных данных, которая формируется фискальным накопителем (для удобства восприятия - аналог электронной цифровой подписи).

На схеме отражен еще один участник информационного обмена - Покупатель как элемент гражданского контроля, который проверяет чеки и направляет жалобы в ФНС России.

Здесь надо отметить, что выстраивание эффективной системы гражданского контроля - одна из важнейших задач нового закона. Вообще первой целью перехода на новый порядок применения  онлайн-касс законодатель указал обеспечение интересов граждан и организаций. Второй - защита прав потребителей, а последней- обеспечение установленного порядка осуществления расчетов.

В новом порядке применения ККТ есть система исключений применения ККТ. Внимание на слайд №5.

 

  • 1. ККТ не применяется, документ не выдается:
  • При осуществлении видов деятельности и оказании услуг (с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения), например: торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 №698-р.

 

Здесь немного подробнее.

ФНС России 28.04.2017 выпустила письмо  № ЕД-4-20/8279, в котором разъяснила порядок применения ККТ при торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли организациями и ИП непродовольственными товарами, содержащимися в  перечне.

Так, в соответствии с п.9 ст.7 290-ФЗ в случае, если организации были вправе не применять ККТ, то такое право сохраняется за ними до 01.07.2018. Поскольку обязанность по применению ККТ при торговле непродовольственными товарами в данном случае возникла с принятием нормативного правого акта, разработанного в соответствии с Ф 54ФЗ (в редакции 290 ФЗ), обязанность по применению ККТ в данном случае возникнет у организаций и ИП с 01.07.2018.

 

 

  • Кредитными организациями в автоматических устройствах для расчетов,
  • При расчетах без предъявления ЭСП (электронных средств платежа) между организациями и ИП.

 

  • 2. ККТ не применяется, но документ выдается
  • В отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, ПГТ) по требованию покупателя выдается документ, подтверждающий расчет - ПП от 15.03.2017 № 296 «Правила выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов...». Перечень местностей утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 20.11.2007 №289.

 

  • 3. ККТ применяется, но с ограничениями
  • В отдаленных от сетей связи местностях ККТ применяется в режиме без передачи фискальных документов.
  • При расчетах с использованием электронных средств платежа) в сети Интернет чек (БСО) не печатается, а направляется покупателю в электронной форме.

 

 

Что нового в системе исключений?

Это, во-первых, возможность применять кассу в автономном режиме без передачи данных через ОФД в отдаленных от сетей связи местностях, которые определяют региональные органы власти по критериями Минкомсвязи.

Минкомсвязи определило такой критерий своим приказом от 05.12.2016 №616. Им стала численность населения свыше 10 тыс. человек. И уже больше 50 регионов утвердили такие перечни в соответствии с этим критерием. Ленинградская область в их числе. Комитетом по связи и информатизации Ленинградской области приказом от 28.02.2017 №06 утвержден перечень местностей, удаленных от сетей связи.

И, во-вторых, возможность не печатать чек при оплате покупок в Интернет-магазине.

Это решает так называемую проблему 5 минут и является очевидной выгодой, которую дает новое регулирование участникам такой важной сферы розничной торговли как Интернет-торговля.

 На слайде №6  приводится информация о формах расчётов в новом порядке

 

 

 

Новый порядок охватывает две формы расчетов при которых применяется ККТ- наличными средствами платежа и электронные средства платежа.

ККТ применяется как при приеме денежных средств (за реализуемые товары, работы, услуги, прием ставок в букмекерских конторах, продажа лотерейных билетов), так и при их выдаче (выплата выигрышей в букмекерских конторах и при проведении лотерей).

 

Основные моменты переходных положений указаны в ст.7 №290-ФЗ. Еще раз акцентирую ваше внимание, что:

- пользователи, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном старым порядком применения ККТ, до 1 июля 2018 года.

- пользователи, применяющими патентную систему налогообложения, а также ЕНВД могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в старом порядке, до 1 июля 2018 года.

При этом, необходимо иметь в виду, что объектам розничной торговли алкогольной продукцией, а также общественного питания алкогольной продукцией  с 31 марта 2017 года применять кассу обязательно не зависимо от системы налогообложения.

Данная норма указана в п.11 ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 №261-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...».

 

В случае, если объекты в соответствии со старым порядком были вправе не применять контрольно-кассовую технику, то такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года (перечень видов деятельности при осуществлении которых контрольно-кассовая техника не применяется приведён в п.3 ст.2 №54-ФЗ в новой редакции).

 

Что изменится после перехода на онлайн-кассы, можно увидеть на следующем слайде (слайд №7).

 

  • 1. В ККТ появился фискальный накопитель вместо ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной),
  • 2. Необходимо заключать договор с оператором фискальных данных и передавать данные через интернет (за исключением местностей, где отсутствует связь),
  • 3. Появилась возможность регистрация кассы на сайте ФНС (в личном кабинете),
  • 4. Обязательные услуги ЦТО и марки-пломбы на ККТ не нужны,
  • 5. Электронные чеки будут направляться покупателям по их требованию в виде смс, либо на электронную почту,
  • 6. Появились новые реквизиты на кассовом чеке, в т.ч. QR-код,
  • 7. Осуществление гражданского контроля - проверка чеков с помощью бесплатного мобильного приложения, путем сканирования QR-кода.

 

Теперь поподробнее.

 

1. Что касается фискальных накопителей, то необходимо отметить, что в отличие от ЭКЛЗ срок действия которой был 13 месяцев, срок действия ФН может быть и 13 месяцев и может быть увеличен до 36 месяцев. Это поможет сократить расходы для определенных категорий налогоплательщиков.

Внимание на слайд №8.

        Так,   Фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет 36 месяцев, используется пользователями при оказании услуг, а также пользователями, применяющими:

 - упрощенную систему налогообложения (УСН),

- систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН),

- пользователями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД),

- пользователями, являющимися налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения (ПСН).

        Эти исключения не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, а также при сезонном (временном) характере работы или одновременном применении режимов налогообложения,  а также при применении контрольно-кассовой техники, не осуществляющей передачи фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

В этих случаях накопитель должен использоваться со сроком действия 13 месяцев.

 

Внимание на слайд №9.

Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время ФНС России ведется реестр ККТ (онлайн касс), а также реестр фискальных накопителей.  Модели ККТ и фискальные накопители вносятся в реестр приказами ФНС России.

Включение же сведений в эти реестры по новому порядку осуществляется с момента вступления в силу 290-ФЗ в силу (с 15.07.2016 года) и идёт полным ходом.

Как видно на слайде в Реестр ККТ включено значительное количество моделей ККТ (онлайн-касс).  ККТ представлена такими производителями как:

- АО «ШТРИХ-М»,

- ООО «АТОЛ»,

- ООО «Ярус Лтд»,

- ООО «Пионер инжиниринг»,

- ООО «Пэй Киоск»,

- ООО «Тринити»,

- ЗАО «СЧЕТМАШ»,

- ООО «ЭВОТОР»,

- ООО «НТЦ «Измеритель»,

- ОАО "Специальное конструкторское бюро вычислительной техники "ИСКРА",

- ООО «Дримкас»,

- ООО «РР-Электро»,

- ООО «НТЦ Альфа-Проект»,

- ООО «Кристалл Сервис Интеграция»

 

Согласно Реестру фискальных накопителей, которые устанавливаются в онлайн-кассы, производство осуществляют три производителя:

- ООО «Рик» г. Москва

- ООО «НТЦ «Измеритель»

- ООО «Прагматик»

Накопитель устанавливается в онлайн-кассы.

Стоимость накопителей в среднем по области составляет 7-9 тыс. руб. Срок поставки  накопителей 2-4 недели.

 

2-ое Отличие, нового закона - это появление Операторов фискальных данных.

 

На слайде №10 приводится список операторов фискальных данных.

Оператор фискальных данных (ОФД) - организация, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных.

Пользователи, обратившиеся с 1 февраля 2017 года с заявлением о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через соответствующего оператора.

Исключение - отдаленные от сетей связи местности (п.7 ст.2 №54-ФЗ).

 

По некоторым данным стоимость передачи данных у операторов, в среднем, составляет 3 000 руб. в год. При этом, ОФД организует вам свой  личный кабинет для формирования всевозможных отчетов по фискальным данным.

Еще раз обращаю ваше внимание, что в том случае, если ККТ применяется в местностях отдаленных от сетей связи, заключать договор с ОФД на передачу данных не нужно и соответственно передавать данные с ККТ не нужно!

Данные ФН нужно будет передать при снятии ККТ с учета, либо при замене ФН. Это можно будет сделать через личный кабинет, либо через налоговую Инспекцию.

Согласно п. 7 ст. 1.2. 54 фз пользователи, заключившие договор о ОФД, у которого впоследствии было аннулировано разрешение на передачу фискальных данных, вправе применять ККТ без передачи фискальных данных, но не более чем в течение 20 календарных дней. А при заключении договора с новым ОФД все данные должны быть переданы в налоговый орган в электронной форме.

 

3 отличие. регистрация кассы на сайте ФНС (в личном кабинете).

 

Если раньше кассу нужно было принести в инспекцию, оформлять бумаги и ждать пять дней, то сейчас это можно сделать не выходя из дома или офиса за несколько минут. Это удобно. Это бесконтактная система администрирования. На сайте ФНС размещена пошаговая инструкция, которая поможет зарегистрировать ККТ. Регистрация ККТ через сайт не требует дополнительных расходов - практически все налогоплательщики предоставляют отчетность в электронном виде с электронной подписью, которая также может быть использована при электронной регистрации.

При регистрации ККТ в личном кабинете будет предоставлена возможность указать, какой вид торговли вы будете осуществлять. В случае разносной торговли можно указать не адрес установки техники, а например, регистрационный номер автомобиля курьера, на котором он будет развозить товар.

Кроме подачи заявления в электронном виде,  можно Кассу онлайн зарегистрировать, представив заявление на бумажном носителе в любой! налоговый орган. Личный кабинет ККТ, фиксирует юридически значимый документооборот между ФНС и пользователем ККТ.

Также обращаю ваше внимание на то, что на сайте ФНС России www.nalog.ru, есть специальный сервис, где вы можете проверить онлайн-кассу, либо фискальный накопитель по заводскому номеру. Данный сервис можно использовать перед приобретением онлайн-касс и фискальных накопителей.

Что касается налогоплательщиков, оказывающих услуги.

Производитель ККТ при включении в реестр ККТ указывает модель, которая используется исключительно в качестве автоматизированной системы и в целях формирования бланков строгой отчетности. Пользователь в заявлении о регистрации ККТ должен указать сведения о применении  регистрируемой ККТ только для осуществления расчетов при оказании услуг (в случае регистрации автоматизированной системы для бланков строгой отчетности).

 

Что касается адреса места установки (применения) ККТ. В случае поступления информации от пользователей ККТ об отсутствии в государственном адресном реестре сведений об адресах, соответствующим адресам мест установки ККТ, налоговые органы инициируют работу по внесению изменений в государственный адресный реестр.  В случае, если необходимо зарегистрировать ККТ и нет времени ждать, то в таком случае можно подать заявление на регистрацию ККТ на бумажном носителе.

На слайде №11, приведена инструкция по переходу на онлайн-кассы. Можно, дать ответы на соответствующие вопросы, и выбрать свой вариант перехода на онлайн-кассы.

 

            

 

4. Что касается услуг ЦТО.

Благодаря введению нового порядка, с бизнеса снято бремя регулярных платежей в пользу ЦТО - ФН можно заменить самостоятельно и через сайт ФНС России осуществлять все регистрационные действия с ККТ, без привлечения «посредников» в лице ЦТО.

 

Несколько слов о специализированном разделе нашего сайта ФНС.

Там размещена брошюра, которая содержит:

- актуальную информацию о ценах на новые модели кассовой техники, включенных в реестр,

- о возможностях и стоимости модернизации, включая фискальный накопитель, с техническими характеристиками на каждую модель кассового аппарата,

- а также необходимую контактную информацию.

Возможность модернизации конкретной модели старого кассового аппарата можно проверить на этом специальном разделе сайта.

Кроме того, на сайте размещено много полезной информации, в частности:

  • ü любой желающий может пройти тест на предмет того, нужен ли ему кассовый аппарат и если нужен, то с какого времени;
  • ü можно просмотреть видеоматериалы в целом о проекте, а также о процессе регистрации кассовых аппаратов;
  • ü можно проверить наличие конкретных экземпляров кассового аппарата и ФН в реестре;
  • ü можно ознакомиться в наглядной форме с основными этапами перехода на новый порядок;
  • ü можно изучить ответы на часто задаваемые вопросы или задать свой вопрос в специализированном форуме;
  • ü можно ознакомиться с соответствующими реестрами.

 

            

         Подытожим вышесказанное. Еще раз перечислим преимущества онлайн-касс для добропорядочных или законопослушных пользователей:

             - для пользователей, применяющих УСН, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, ЕНВД, ПСН (за исключением  сезонного (временного) характера работы или одновременного применения вышеуказанных режимов налогообложения, и общей системы налогообложения) срок замены фискального накопителя (ЭКЛЗ) новой ККТ увеличен с 1-го года до 3-х лет. В результате чего, затраты будут уменьшены, так как приобретать фискальный накопитель нужно будет 1 раз в 3 года, а не каждый год как раньше.

  • - сокращение времени на их регистрацию и перерегистрацию за счет электронного сервиса личного кабинета на сайте налоговой службы без посещения налогового органа и физического предоставления кассового аппарата;
  • - сокращение издержек на ежегодное содержание кассового аппарата (договор с центром технического обслуживания теперь не является обязательным), отказ от опломбирования ККТ марками-пломбами;
  • - удобное прогнозирование даты заме­ны фискального накопителя кассового аппарата;
  • - получение возможности подключения к дополнительным элек­тронным инструментам, которые в режиме онлайн позволят отсле­живать бизнес - показатели и выручку, повышение эффективности контроля за своим бизнесом;
  • - получение возможности применения в составе кассовых аппаратов современных электронных устройств - мобильных телефонов и планшетов;

         Кроме того, необходимо отметить, что в Государственной думе в настоящее время на рассмотрении находится проект документа, предусматривающего налоговый вычет для пользователей,  которые приобретут онлайн-кассы. Налогоплательщик вправе уменьшить налог на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники, используемой для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД и патентная система налогообложения, в размере не более 18 000 рублей на единицу контрольно-кассовой техники, применяемой на каждом месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

 

Теперь об административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ. Это ч.2-15 ст. 14.5 КоАП,  предусматривающей административную ответственность, в т.ч. и для операторов фискальных данных, производителей ККТ.

 

Новой редакцией Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от ответственности, если пользователь сообщил о допущенном правонарушении и сделал это раньше, чем налоговый орган узнал о совершенном правонарушении и  представленные сведения  и документы были достаточными для установления события адм. правонарушения.  

Кроме того, Минфин письмом от 27.03.2017 уже выпустил разъяснение о неприменении ответственности за неисполнение обязанности перейти на новое регулирование в случае отсутствия ФН или ККТ, но при условии, что налогоплательщик предпринял все необходимые действия для исполнения соответствующей обязанности. Это разъяснение было дано по проблеме плательщиков ЕНВД, торгующих алкоголем.. Аналогичное разъяснение общей направленности уже подготовлено и должно быть выпущено Минфином в ближайшее время. Практически это означает, что если до 1 июля налогоплательщик заключил договор поставки, но сама кассовая техника ему еще не поставлена, согласно разъяснению Минфина, к ответственности за несоблюдение 54-ФЗ он привлечен быть не может. Напомню, что  Минфин определен в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники.

Также хочу обратить ваше внимание на письмо ФНС от 23.05.2017 №ЕД-4-20/9679 об использовании ФН со сроком действия ключа фискального признака 13 месяцев налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы.

Мы уже говорили о том, кто имеет право использовать ФН на 36 месяцев. Не буду повторяться.

Таким образом, нормы закона не предусматривают возможность использования такими н/пл ФН со сроком 13 месяцев, и если это будет, то это нарушение по ч.4 ст. 14.5 КоАП.

Однако следует учитывать, что законодательство Российской Федерации не раскрывает понятия сезонного (временного) характера работы, в связи с чем данный термин может быть определен налогоплательщиком самостоятельно.

Кроме этого, первая модель фискального накопителя на 36 месяцев была включена в реестр фискальных накопителей приказом ФНС России от 03.05.2017 №СА-7-20/339@               и в настоящее время в указанный реестр не включено ни одного экземпляра такой модели.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая изложенное, пользователи, применяющие фискальный накопитель на 13 месяцев, при оказании услуг, а также применяющие УСН, ЕСХН, пользователи, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД и ПСН, к административной ответственности не привлекаются.

При этом вышеуказанные группы налогоплательщиков, применяющие фискальный накопитель на 13 месяцев ввиду отсутствия или дефицита на рынке  фискальных накопителей на 36 месяцев, вправе применять такой фискальный накопитель на 13 месяцев до окончания срока действия ключа фискального признака.

В конце хочу озвучить мнение Минфина по вопросу о переносе срока внедрения нового порядка применения ККТ. Было выпущено письмо от 17.03.2017 № 03-01-15/15600, в котором было отмечено, что целями нового порядка было:

- создание автоматизированной системы полного учета выручки и контроля за применением ККТ,

-сокращение объема теневого оборота наличных денежных средств,

- повышение уровня защищенности прав потребителей,

- вовлечение потребителей в гражданский контроль.

Необоснованное освобождение тех или иных категорий налогоплательщиков от применения ККТ создаст условия для занижения налогооблагаемой базы и окажет влияние на равные условия ведения бизнеса за счет создания условий для получения недобросовестными хозяйствующими субъектами незаконных преимуществ в виде неуплаты налогов.

Таким образом, предложение о переносе срока Минфин не поддерживает.

 

 

Спасибо за внимание!

 

Презентация к докладу

Брошюра "В Помощь предпринимателю"

Каталог контрольно-кассовой техники нового вида