пятница, 18 января 2019
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

На «мусорном фронте» без изменений — реформа откладывается

"Восточный берег", №51, 26.12.18
Дмитрий Власов

Часть населения в последнее время жила напряжением - ожиданием изменений по сбору и вывозу ТБО и КГО, а жители городского частного сектора насторожилась - что будет после Нового года? Однако, как нам по нашему обращению сообщил новый региональный оператор по сбору и вывозу мусора - Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области, с Нового года схема остается прежней и стоимость услуг для населения не изменится.

Отложили на год - до 1 января 2020 года

Да, мусорная реформа плавно откладывается, но не закрывается. Как известно, с 1 января во всех регионах должны были заработать единые операторы по обращению с отходами. В Ленинградской области на роль регионального оператора была выбрана АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», уже начавшая активно заключать договоры с населением. Руководством областной Управляющей компании было проведено совещание с потребителями услуг, в том числе в кингисеппской администрации.

Однако выяснилось, многие регионы оказались к такому переходу не готовы. В связи с этим в законодательство были внесены правки - в частности для Москвы, Петербурга и Севастополя срок вообще продлен до 2022 года, а тем, кто выбрать регионального оператора не успел, дана возможность выбрать его в течение года без конкурса. Премьер-министр России Дмитрий Медведев 18 декабря провел совещание по предстоящей реформе обращения с твердыми коммунальными отходами.

- Фактически нам предстоит с нуля создать целую отрасль по переработке отходов производства и потребления, - сказал он. - Мы достаточно долго готовили предложения, искали гибкие механизмы участия в этом и региональных властей, и жителей. Именно в интересах последних будут осуществляться все преобразования.

Сразу же отреагировала Государственная дума и 18 декабря приняла в третьем чтении закон о переходном периоде начала работы единых региональных операторов. В случае если в каком?то из регионов его выбрать не получилось, субъект будет вправе временно продолжить работу с мусором по старым схемам. На федеральном уровне поняли, что с мусорной реформой надо действовать плавно. С инициативой плавного перехода и изменением сроков в Законодательном собрании Ленобласти выступили депутат-коммунист, председатель комиссии Николай Кузьмин и представитель партии «Справедливая Россия» Александр Перминов. В этот же день комиссия по экологии ЗакСа приняла решение обратиться к губернатору Александру Дрозденко с просьбой отложить начало работы единого оператора региона до 1 октября следующего года.

Для реализации предложения области необходимо подписать с оператором дополнительное соглашение. Идею поддержал вице-губернатор Валерий Пикалев, в чьей компетенции находятся вопросы, связанные с обращением с отходами и даже настоял, чтобы срок был определен до октября, а не, как предлагалось ранее, до апреля.

Было решено отложить на год и применение нового тарифа в Ленобласти - до 1 января 2020 года. Соответствующее уведомление губернатор направил в адрес полномочного представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе Александра Гуцана. Почему принято такое решение областным правительством? Не все готовы к переходу на реформу По словам участников комиссии, есть несколько принципиальных позиций, из-за которых необходимо дать отсрочку. Не во всех районах области выявилась готовность к такому переходу. Это технологические сложности на полигонах, особенно в отдаленных районах таких, как Кириши, Бокситогорск, где есть перерывы в электроснабжении - там раз в неделю включают генераторы.

На полигоне в Самарке Всеволожского района есть весы, но нет видеонаблюдения, способного распознавать номера мусоровозов для учета - он ведется в тетрадке дежурными вахтерами.

Как отметил один из участников совещания в области, есть полигоны, где изучают предложенный регоператором договор так тщательно, что это напоминает саботирование. Считают, придется переламывать начавшуюся панику и сопротивление реформе на рынке перевозчиков.

Кто-то из них отказывается передавать базу юрлиц, но в основном транспортники опасаются низкого ценового предложения от оператора. Связано это с тем, что по требованиям Росприроднадзора полигоны могут принимать отходы только в тоннах. А перевозчикам, по законодательству, можно платить только за кубометры. Опасения связаны с тем, что установленный регламентами коэффициент перевода не совпадает с фактом - мусор плотнее.

Выход предусмотрен: все мусоровозы должны быть оборудованы кузовными весами. Но удовольствие это дорогое и не все перевозчики сразу начнут тратить новые сотни тысяч рублей.

Наконец, в муниципалитетах не готовы к работе по схеме контейнерные площадки, при том, что жители должны будут платить по увеличившемуся почти в два раза тарифу. Есть также мнение, что территориальная схема по обращению с отходами не соответствует действительному производству отходов населением. Кроме того, необходимо процедурно утвердить понижение тарифа, предложенное губернатором на переходный период, и определиться с выплатой межтарифной разницы.

Александр Перминов считает, отсрочка оправданна, ибо до конца не готовы договоры ни с перевозчиками, ни с полигонами: «Самое главное, люди не готовы платить больше за те же услуги. До октября вполне возможно войти в эту историю без недочетов, но с постоянным мониторингом проводимой работы по подготовке».

По словам депутата Николая Кузьмина, пока неясным остается обоснование тарифа: «Почему 6,45 с метра и 382 рубля с домовладенияНикто не понимает, почему нужно переходить. Все участники не готовы к новым условиям. В области есть районы, где два-три рубля платят, и переход на повышение - это неправильно. Я еще два года назад говорил об этом в Госдуме. А сейчас нужно проработать все процедуры».

На переходный период для области - прежняя система сбора мусора и тарифы

Однако уже разработан единый платежный документ со строкой «Вывоз ТКО», заключен договор с Единым информационно-расчетным центром. Предусмотрено 20 территориальных управлений и 56 клиентских офисов. Всего в области около 16 тысяч многоквартирных домов, в 15 тысяч работают управляющие компании. Еще 208 тысяч - индивидуальные дома. Юрлица, с которыми нужно заключить договоры - около 30 тысяч. По данным регоператора, в день обрабатывается до пятисот входящих звонков.

Для облегчения работы регоператоров премьер предложил избавить их от НДС и ввести мораторий на рост платы за негативное воздействие на окружающую среду, оставив его на уровне текущего года. Отметим, что в 2018 году она составляет 95 рублей за тонну, а в 2019 году должна вырасти до 195 рублей.

Применительно к Ленобласти, если предложения премьера реализуются, экономически обоснованный тариф снизится с 6,5 рублей до 5,55 рублей за кв. метр. В абсолютных цифрах из тарифа оператора будет вычтено примерно тысяча рублей. В таком случае он составит 4,7 тысячи рублей за тонну.

Правительство Ленинградской области утвердило территориальную схему и региональную программу по обращению с отходами. Сформирована нормативная правовая база для перехода на новую систему обращения с отходами, утвержден единый тариф на услуги регоператора, проведена работа по заключению договоров с собственниками твердых коммунальных отходов, транспортировщиками и организациями, эксплуатирующими объекты по обработке и размещению ТКО.

Между субъектами заключено соглашение о взаимодействии по обращению с твердыми коммунальными отходами, поэтому и реформа для них должна проходить параллельно. На переходный период для жителей области продолжит действовать прежняя система сбора мусора и тарифы за его транспортировку и утилизацию. Как подчеркнул губернатор Александр Дрозденко, постепенное и синхронизированное с Петербургом вхождение в реформу позволит детально проработать систему предоставления льгот по «мусорному тарифу», повысить готовность полигонов к сортировке, упрессовке, переработке отходов, обеспечить контроль за потоками твердых коммунальных отходов. Отсрочка нужна не оператору, а отрасли в Ленобласти и Петербурге Единый оператор по обращению с отходами продолжит подготовку материально-технической базы
для постепенного перехода к реформе. Будет проведено дооснащение полигонов мусоросортировальными станциями, весовым оборудованием, программным обеспечением системы учета принятого и обработанного мусора, системами ГЛОНАСС автотранспорта, контейнерными площадками населенных пунктов.

Как было сказано в комментариях, перенос сроков с реформой связан с отсрочкой по введению института регионального оператора по обращению с отходами в Петербурге, там не выбран единый оператор. Начальник управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай Борисов считает, основной причиной необходимости отсрочки стала неготовность Петербурга:

-  Остальные проблемы вторичны и решаемы. Нужно создать комиссию между субъектами, которая выработает общую позицию. Все останется как прежде, а к договорам с региональным оператором будут заключаться допсоглашения.

На вопрос о «кубах-тоннах» он ответил, что есть вариант, когда регоператор будет доплачивать за установку оборудования на машины. Как сказал гендиректор «УК ООЛО» Николай Хасиев, отсрочка
нужна не оператору, а отрасли в Ленобласти и Петербурге: «Региональный оператор готов, проведена масштабная работа по всем районам Ленобласти. С теми же площадками контейнерными где-то мы поможем, хотя это не наша зона ответственности. Что касается перевозчиков, постараемся сохранить существующих, особенно муниципальные предприятия. Опасения, что не сможем начать работу с первого января есть, но это касается сложившейся ситуации в целом».

«Мы остаемся в статусе компании-регионального оператора»

Как нам сообщили в пресс-центре АО «Управляющая компания по обращению с отходами», региональный оператор продолжит подготовку к переходу на новую систему обращения с отходами.

- Мы уделим внимание не только взаимодействию с транспортными компаниями по налаживанию логистики, полигонами ТБО, но и в работе с муниципалитетами: проработаем вопрос внедрения сигнального метода вывоза отходов, наличия достаточного количества контейнерных площадок. Уже многое сделано, но многое еще впереди. Сейчас реализация реформы с учетом отсутствия регионального оператора в Петербурге не является целесообразной.

Переход на новую систему должен быть плавным и без потрясений для населения.

- Мы остаемся в статусе компании, которая выбрана региональным оператором Ленинградской области.

Д. ВЛАСОВ
Фото Е. Багина

Лента публикаций