понедельник, 25 мая 2020
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Почтовый адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67
Тел.: (812) 630-21-85

Законы социальной направленности

10 июля 2014

В завершение работы весенней сессии Законодательного собрания Ленинградской области депутаты приняли в первом чтении ряд законопроектов социальной направленности, вносящих изменения в областное законодательство, касающееся предоставления дополнительных мер социальной поддержки ветеранов, многодетных семей, работников бюджетной сферы.

«Капремонт для ветеранов» требует доработки

Проект областного закона «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан» вызвал бурное обсуждение областных парламентариев.

Согласно Указу Президента от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Ленинградская область обеспечила жильем 930 ветеранов войны, признанных нуждающимися в жилье по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. На эти цели израсходовано 1,2 млрд рублей. На учете в органах местного самоуправления Ленинградской области остается еще 76 ветеранов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Финансирование на эти цели уже выделено из областного бюджета. Но есть категории жителей - ветераны, жители блокадного Ленинграда, члены семей погибших инвалидов и участников войны, которые не подпадают под действие майского Указа Президента (их дома не признаны аварийными).

31 июля 2013 года был определен перечень поручений Президента РФ, согласно которому субъекты Федерации должны подготовить до 30 марта 2014 года предложения о проведении капитального ремонта жилых помещений, в которых проживают инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны.

По предварительным данным комитета социальной защиты, таких граждан 2 966 человек. Средства на обеспечение ветеранов жильем имеют целевой характер, их нельзя использовать на другие, не предусмотренные законодательством, цели, в том числе и на капитальный ремонт жилья. Поэтому разработчики предложили проект областного закона, предусматривающий дополнительную меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на проведение капитального ремонта индивидуальных жилых домов (части дома). Списки потенциальных получателей этой выплаты в муниципальных образованиях имеются, но требуется заключение межведомственной комиссии о необходимости капремонта, его объемах. Такие заключения уже есть по 142 ветеранам - получателям денежной компенсации (прогнозируемый расчет размера бюджетных средств на эти цели на 2014 год составит 44240,3 тыс. рублей). В настоящее время проводится обследование состояния собственных домов ветеранов (на учете в муниципальных образованиях их более 2,8 тысяч), но, с учетом спектра условий, прописанных в законопроекте, не все из них смогут претендовать на дополнительные выплаты.

Многочисленные вопросы депутатов касались не только реального количества нуждающихся в дополнительной финансовой поддержке, но и самой процедуры, а также критериев выявления получателей льготы.

Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Александр Перминов («Справедливая Россия») усомнился в том, что получение дополнительной меры социальной поддержки должно носить заявительный характер. Коллегу в этом вопросе поддержала Регина Илларионова (КПРФ), считая, что ветеран не должен ходить по инстанциям с заявлениями на ремонт, а члены межведомственной комиссии должны предложить получателю эту услугу, а он может согласиться или не согласиться (т.е. услуга должна носить согласительный характер).

Депутат Алексей Пониматкин (ЛДПР) высказал мнение о том, что перечень требований, согласно которым ветеран может претендовать на оплату капитального ремонта своего дома, может существенно ограничить число потенциальных получателей средств. Эта мера, по мнению представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту, позволит не допустить злоупотреблений со стороны недобросовестных родственников ветеранов.

Иван Григорьев («Единая Россия») предложил в плановом порядке провести полное обследование всех индивидуальных жилых домов ветеранов, выявить масштабы ремонта и по результатам обследования на основе реальных цифр составить программу капитального ремонта жилых домов ветеранов.

Депутаты Юрий Соколов («Единая Россия») и Валерий Ершов (КПРФ) подняли вопрос размера выплат: по предложениям разработчиков, на семью ветерана войны, состоящую из одного человека может быть выплачено 287 586 рублей, на семью ветерана из двух человек - 335 517 рублей. По убеждению депутатов, нужно определить механизм доплаты в том случае, если для качественного завершения ремонта не хватает средств.

После долгого обсуждения депутаты решили продлить срок поправок по этому законопроекту до 1 сентября, чтобы на первом после парламентских каникул заседании рассмотреть законопроект во втором чтении. Предложено также до 1 сентября завершить полное обследование жилищных условий ветеранов, проживающих в индивидуальных домах.

В защиту тройняшек

Первое чтение также прошел законопроект, вносящий изменения в областные законы «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области» и «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области».

Разработчики закона предлагают установить единовременную денежную выплату на приобретение жилья семьям в случае рождения (усыновления в возрасте до 6 месяцев) одновременно трех и более детей. Размер денежной выплаты, согласно законопроекту, составит 3 млн. рублей и будет ежегодно индексироваться, исходя из установленного прогнозного уровня индексации. На эти выплаты смогут претендовать семьи, в которых хотя бы один из родителей на момент рождения (усыновления) постоянно проживал в Ленинградской области, жилье должно приобретаться в Ленинградской области (без привязки к району проживания семьи), обязательно должно соответствовать всем санитарным и техническим требованиям и приобретаться в общую долевую собственность. Деньги не будут выдаваться родителям на руки, а пойдут на банковский счет продавца жилого помещения.

Депутат Иван Григорьев выразил сомнение в реальности размера субсидии. По мнению парламентария, если за основу взять нормы Госстроя из расчета на одного проживающего, субсидия должна составлять не меньше 3,2 млн. рублей (это если в семье, кроме тройни, больше нет детей).

Изменения, предлагаемые в закон «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области», касаются только семей, где родились (были усыновлены) трое и более детей не позднее 1 января 2014 года. На детей, родившихся до этой даты, дополнительные меры поддержки не распространяются. В связи с этим, депутат Александр Перминов предложил обратить особое внимание на семьи, где тройняшки родились до 31 декабря 2013 года (по данным представителя комитета по социальной защите населения, в Ленинградской области в среднем рождается до 7 троен).

Расширена льготная категория

Депутаты областного парламента в первом чтении внесли изменения в областной закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по предоставлению питания на бесплатной основе (с частичной компенсацией его стоимости) обучающимся в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области».

Разработчики закона предлагают расширить категорию детей, пользующихся этой льготой. Согласно законопроекту, бесплатное питание смогут получать дети из приемных семей и те школьники, которые обучаются в частных школах.

Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области одобрили предложение о расширении категории детей, пользующихся предоставленной льготой, но при этом обратили внимание на то, что поставщиками продуктов питания в общеобразовательные учреждения должны быть, в первую очередь, производители сельхозпродукции из Ленинградской области.

О поддержке специалистов, работающих и проживающих на селе

На этом же заседании Законодательного собрания в первом чтении приняты изменения в областные законы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области» и «Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа в Ленинградской области».

В соответствии с указанными областными законами, с положением о порядке предоставления мер социальной поддержки право на денежную компенсацию коммунальных услуг и оплату жилья имеют специалисты государственной ветеринарной службы, медицинские и фармацевтические работники организаций, находящихся в ведении Ленинградской области, социальные работники, финансируемые за счет областного и местного бюджетов, педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений, специалисты учреждений культуры, так же финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов. Этим специалистам (за исключением педагогов) предоставляется единая денежная компенсация (ЕДК) части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

С 11 июня 2011 года размер ЕДК сельским специалистам предоставляется в «твердых» размерах, установленных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год. Размеры ЕДК с 2011 года не увеличивались. В связи с этим, проектом закона предлагается, начиная с 2015 года ежегодно индексировать размеры ЕДК, исходя из коэффициента увеличения (индексации), устанавливаемого законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год.

В соответствии с действующим законодательством одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданам по одному из имеющихся оснований по выбору граждан. В закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области» внесены изменения, которыми предлагается конкретизировать предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных областным законом. В случае неполучения гражданами аналогичных мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.) по другим имеющимся основаниям.

«Все предложенные изменения направлены на улучшение качества жизни специалистов, работающих на селе. В нашу комиссию, в комитет социальной защиты обращались граждане с просьбой ввести ежегодную индексацию единой денежной компенсации на жилье и коммунальные услуги», - прокомментировал председатель постоянной комиссии по здравоохранению и социальной политике Александр Петров («Единая Россия»). - Думаю, что меры, предпринимаемые исполнительной властью региона, областными депутатами будут способствовать закреплению специалистов в сельской местности. Этот крайне важный для всех регионов вопрос обсуждался на заседании комитета по социальной политике Парламентской Ассоциации Северо-Запада России в июле этого года. Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области обратились к коллегам с предложением устранить определенную несправедливость в отношении специалистов, работающих в одном регионе, а проживающих в другом. Например, учитель живет в одном субъекте Федерации, а работает в одном из районов Ленинградской области и при этом не получает единые компенсационные выплаты, которые выплачивают в Ленинградской области. Общими усилиями мы должны устранить этот пробел».

Пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области